Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Рабочая программа по  учебному предмету "Математика" 5 класс к УМК Н.Я. Виленкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_5.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2 г. Торжка»

 

 

ПРИНЯТО

 на заседании кафедры  Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.

Руководитель кафедры

__________ С. Д. Ушакова 

СОГЛАСОВАНО

на научно-методическом совете гимназии 

Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.

Зам. директора гимназии

__________ И. М.Марченкова

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Гимназия №2 г. Торжка»

___________ Л. Е. Игнатова

Приказ  от 31.08.2011 г.

№ ___

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по учебному предмету

«МАТЕМАТИКА»

5  класс

 

                                                                         

 

 

 

    Педагог, разработавший

   и реализующий программу,

            учитель математики

       Игнатова Л. Е.                                       

   

 

 

 

 

 

 

Торжок 2011

Пояснительная записка

  1. Сведения о программе

Программа по математике для 5 класса создана на основе:

  1. федерального компонента государственного стандарта общего образования,
  2. примерной программы по математике основного общего образования,
  3. федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
  4. с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
  5. школьного учебного плана.

2. Цели обучения математике в 5 классе: 

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к  преодолению трудностей;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В основу программы положен обязательный минимум содержания образования по математике в соответствии с государственными стандартами.

На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. приобретение математических знаний и умений;
  2. овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
  3. освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.

3.Роль и место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

Программа рассчитана на 170 учебных часов – 5 часов в неделю, в том числе 14 часов на проведение контрольных работ.

На проведение контрольных работ отводится 14 часов.


Содержание рабочей программы

1. Натуральные числа и шкалы -  14 часов

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треуголь ник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Основная цель— систематизировать и обобщить све дения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.                                                                                                             Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многознач ных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения.

При изучении геометрического материала основное внима ние уделяется формированию навыков измерения и построе ния отрезков при помощи линейки.

В ходе изучения темы вводятся понятия координатного лу ча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

2.Сложение и вычитание натуральных чисел -       21 час.

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложе ния. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Основная цель— закрепить и развить навыки сложе ния и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреп лению алгоритмов арифметических действий над многознач ными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений про водить вычисления с десятичными дробями.  

В этой теме начинается алгебраическая подготовка: состав ление буквенных выражений по условию задач, решение урав нений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3.Умножение и деление натуральных чисел – 26 часов.

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умно жения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

 Основная цель — закрепить и развить навыки ариф метических действий с натуральными числами.  

В этой теме проводится целенаправленное развитие и за крепление навыков умножения и деления многозначных чи сел. Вводятся понятия квадрата и куба числа.    

 Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами дейст вий.

Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; це ной, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решают ся арифметическим способом. При решении с помощью со ставления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшеству ют преобразования соответствующих буквенных выражений.

4. Площади и объемы – 11 часов.

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы пло щадей.    

 Основная цель— расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисле ния площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.  

  При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. На выки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется форми рованию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

Теория вероятностей – 6 + 6  часов.

Случайные события. Что вероятнее? Как сравнивать события? Эксперименты со случаем.

Основная цель – ввести понятие о достоверных, невозможных и случайных событиях. Научить решать простейшие комбинаторные задачи.

5. Обыкновенные дроби – 21 час.

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вы читание дробей с одинаковыми знаменателями.

 Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.    

 В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необ ходимые для введения десятичных дробей. Среди формируе мых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделе нию целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

  1. Десятичные дроби.  Сложение и вычитание десятичных дробей -  13 часов.

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вы читание десятичных дробей. Решение текстовых задач.  

Основная цель— выработать умения читать, записы вать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сло жение и вычитание десятичных дробей.                                                                                                                                 При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.  

 Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сло жение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.

Определенное внимание уделяется решению текстовых за дач на сложение и вычитание, данные в которых выражены де сятичными дробями.

 При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

  1. Умножение и деление десятичных дробей – 25 часов

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Основная цель— выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия ( натуральными числами и десятичными дробями.  

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах от рабатывается правило постановки запятой в результате дейст вия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится по нятие среднего арифметического нескольких чисел.  

 8.  Инструменты для вычислений и измерений – 15 часов.

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.  

 Основная цель— сформировать умения решать про стейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построе ние углов.  

У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны на учиться решать три вида задач на проценты: находить несколь ко процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процен тов одно число составляет от другого.

 Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.

Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составные частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.

 В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении от дельных арифметических действий.

9.  Итоговое повторение – 12 часов.

Требования к уровню подготовки  обучающихся  

должны знать:

  1. понятия натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
  2. правила выполнения действий с заданными числами;
  3. свойства арифметических действий;
  4. понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;
  5. определения отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности.

должны уметь:      

  1. выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
  2. применять свойства арифметических действия при решении примеров;
  3. решать уравнения, упрощать буквенные выражения;
  4. решать задачи на дроби и с помощью уравнений;
  5. находить процент от числа и число по его проценту.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:  

  1. для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;
  2. устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  3. для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, нахождения длины окружности и площади круга.

Календарно-тематическое планирование по математике

урока

тема урока

дата проведения

ГЛАВА 1. Натуральные числа.

§1 Натуральные числа и шкалы. 14 часов.

Обозначение натуральных чисел.

Обозначение натуральных чисел.

Обозначение натуральных чисел.

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

Плоскость. Прямая. Луч.

Плоскость. Прямая. Луч.

Шкалы и координаты.

Шкалы и координаты.

Шкалы и координаты.

Меньше или больше.

Меньше или больше.

Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа и шкалы».

§2 Сложение и вычитание натуральных чисел. 21 час.

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Вычитание  натуральных чисел.

Вычитание  натуральных чисел.

Вычитание  натуральных чисел.

Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел».

Числовые и буквенные выражения.

Числовые и буквенные выражения.

Числовые и буквенные выражения.

Числовые и буквенные выражения.

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

Уравнение.

Уравнение.

Уравнение.

Уравнение.

Контрольная работа № 3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение».

§3 Умножение и деление натуральных чисел. 26 часов.

Умножение натуральных чисел и его свойства.

Умножение натуральных чисел и его свойства.

Умножение натуральных чисел и его свойства.

Умножение натуральных чисел и его свойства.

Умножение натуральных чисел и его свойства.

Деление.

Деление.

Деление.

Деление.

Деление.

Деление.

Деление с остатком.

Деление с остатком.

Деление с остатком.

Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел».

Упрощение выражений.

Упрощение выражений.

Упрощение выражений.

Упрощение выражений.

Упрощение выражений.

Порядок выполнения действий.

Порядок выполнения действий.

Порядок выполнения действий.

Квадрат и куб числа.

Квадрат и куб числа.

Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений».

§4 Площади и объемы.11 часов.

Формулы.

Формулы.

Площадь. Формула площади прямоугольника.

Единицы измерения площадей.

Единицы измерения площадей.

Единицы измерения площадей.

Прямоугольный параллелепипед.

Прямоугольный параллелепипед.

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Контрольная работа №6 по теме « Площади и объемы».

Теория вероятностей. 6 часов.

Случайные события.

Случайные события.

Случайные события.

Что вероятнее?

Что вероятнее?

Что вероятнее?        

ГЛАВА 2. Дробные числа.

§5 Обыкновенные дроби. 21 час.

Окружность и круг

Окружность и круг

Доли.

Обыкновенные дроби на координатном луче.

Решение задач с обыкновенными дробями.

Сравнение дробей.

Сравнение дробей.

Правильные и неправильные дроби.

Правильные и неправильные дроби.

Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби».

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Деление и дроби.

Деление и дроби.

Смешанные числа.

Смешанные числа.

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей».

§6 Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

 13 часов

Десятичная запись дробных чисел.

Десятичная запись дробных чисел.

Сравнение десятичных дробей с помощью координатного луча

Правила сравнение десятичных дробей.

Сравнение десятичных дробей.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Приближенные значения чисел, округление чисел.

Приближенные значения чисел, округление чисел.

Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».

§7 Умножение и деление десятичных дробей. 25 часов.

Теория вероятностей. 6 часов.

Умножение десятичных дробей на натуральное число.

Умножение десятичных дробей на 10,100,1000.

Умножение десятичных дробей на натуральное число.

Деление десятичных дробей на 10,100,100.

Деление десятичных дробей на натуральное число.

Деление десятичных дробей на натуральное число.

Деление десятичных дробей на натуральное число.

Деление десятичных дробей на натуральное число.

Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число».

Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.

Умножение десятичных дробей

Умножение десятичных дробей

Умножение десятичных дробей

Теория вероятностей

Как сравнивать события?

Как сравнивать события?

Как сравнивать события?

Эксперименты со случаем.

Эксперименты со случаем.

Эксперименты со случаем.

Деление на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.

Деление дроби на десятичную дробь.

Деление натурального числа на десятичную дробь.

Деление на десятичную дробь

Деление на десятичную дробь

Деление на десятичную дробь

Деление на десятичную дробь

Среднее арифметическое

Нахождение среднего арифметического нескольких чисел.

Нахождение средней скорости.

Выполнение упражнений по теме «Действия с десятичными дробями».

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление на десятичную дробь».

§8 Инструменты для вычислений и измерений. 15 часов.

Микрокалькулятор.

Микрокалькулятор.

Проценты.

Нахождение процента от числа.

Нахождение процента от числа.

Нахождение числа по его проценту.

Нахождение числа по его проценту.

Контрольная работа №12 по теме «Проценты».

Угол и его элементы.

Виды углов. Чертежный треугольник

Транспортир. Измерение углов.

Построение углов с помощью транспортира.

Круговые диаграммы.

Круговые диаграммы.

Контрольная работа №13 по теме «Инструменты для вычислений и измерений».

Итоговое повторение курса математики

Повторение. Арифметические действия с натуральными числами.

Повторение. Упрощение выражений.

Повторение. Площади и объемы.

Повторение. Уравнения.

Повторение. Арифметические действия с десятичными дробями.

Итоговая контрольная работа.

Повторение. Арифметические действия с десятичными дробями.

Повторение. Задачи на проценты.

Повторение. Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

Решение задач повышенной трудности.

Решение задач повышенной трудности.

Итоговый урок-игра.

Предметная линия учебников и дополнительная литература.

Учебно-методический комплект:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
  2. Примерная программа общеобразовательных учреждений по математике.
  3. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 5", издательство "Мнемозина", г.Москва;
  4. Математические диктанты. 5 класс. В.И. Жохов, И.М. Митяева. "РОСМЭН".
  5. Самостоятельные и контрольные работы. Математика 5. А.П. Ершова, В.В. Голобородбко. "ИЛЕКСА".
  6. Сборник задач и контрольных работ для 5 класса. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. "ИЛЕКСА" .

Список литературы для учителя

  1. Математика. 5 класс:учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин и др.-21-е изд.,стер.-М.:Мнемозина,2010 и последующие годы.                                            
  2.  Чесноков, А. С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. С. Чесноков. – М.: Мнемозина, 2007.
  3.  Зубарева И.И,; Мордкович А.Г. Математика. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Мнемозина
  4. Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5–9 классов / Е. Б. Арутюнян. – М., 1995.
  5. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
  6. Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.                                                          
  7. Тесты по математике 5-6 класс, Е. Е. Тульчинская, Мнемозина М – 2009
  8. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой. С. С. Миняева, Экзамен – м – 2010
  9. Рабочая тетрадь. Математика 5 класс
  10. Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов 507 классы, Учитель.

Список литературы для учащихся:

  1. Математика. 5 класс:учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин и др.-21-е изд.,стер.-М.:Мнемозина,2010 и последующие годы.  
  2.  Чесноков, А. С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. С. Чесноков. – М.: Мнемозина, 2007.  
  3. Рабочая тетрадь. Математика 5 класс
  4. Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  5.  Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  6.  Энциклопедия для детей. Т 11.Математика/Глав.ред. М.Д.Аксенова. -М.: Аванта+, 2002.-688с.:ил.

Электронные образовательные ресурсы:

Обучающие диски

http://www.school.edu.ru

http://www.math.ru

http://www.1september.ru

http://www.ucheba.com

http://www.ict.edu.ru

http://www.vschool.km.ru

График контрольных работ  по математике 5 класс

на 2 полугодие 2011 -2012 учебный год

Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби» - 23.01.2012.

Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» - 07.02.2012

Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» - 28.02.2012.

Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число» - 14.03.2012.

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление на десятичную дробь» - 23.04.2012

Контрольная работа №12 по теме «Проценты» - 03.05.2012.

Контрольная работа №13 по теме «Инструменты для вычислений и измерений» - 16.05.2012

Итоговая контрольная работа – 24.05.2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...