Разработка урока математики в 6 классе "Умножение положительных и отрицательных чисел"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Цель:

Вывести правило умножения положительных и отрицательных чисел и формировать умение его применять.

Повторить и закрепить правила сложения и вычитания рациональных чисел, на примере решения географических задач;

Развивать умения учащихся сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, аргументировать

Развивать внимание, речь, логическое мышление,  умение слушать, формировать сознательное восприятие учебного материала, воспитывать стремление достижения поставленной цели, культуры общения, формирование навыков самоконтроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnozhenie_otric_chis_6.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Садовская О.Н., учитель математики МОУ СОШ №4 г. Тулуна

ТЕМА: УМНОЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.

Цель:

Вывести правило умножения положительных и отрицательных чисел и формировать умение его применять.

Повторить и закрепить правила сложения и вычитания рациональных чисел, на примере решения географических задач;

Развивать умения учащихся сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, аргументировать

Развивать внимание, речь, логическое мышление,  умение слушать, формировать сознательное восприятие учебного материала, воспитывать стремление достижения поставленной цели, культуры общения, формирование навыков самоконтроля

Оборудование:

Проектор и компьютер.

Карточки для самостоятельной работы. (Приложение 2)

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Домашнее задание.
  6. Итог урока.

1.Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы учились складывать и вычитать отрицательные числа и числа с разными знаками. Давайте применим эти знания при решении географических задач.

Задача 1

Учитель. Давайте  определим суточную амплитуду температуры воздуха по следующим показаниям термометры:

Время

Температура воздуха

Температура воздуха

Температура воздуха

6 часов

– 80 С

– 100 С

+ 80 С

10 часов

– 70 С

– 50 С

– 70 С

14 часов

+10 С

+40 С

-12 С

18 часов

00

20

00

22 часа

– 40

– 30

– 140

Напомним алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха

  1. Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;
  2. Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;
  3. От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха.

+10С – (–80С) = 90С.

Ответ: суточная амплитуда температуры воздуха 90С

Задача 2

Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха (по рядам)

  1. Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;
  2. Сложите все положительные показатели температуры воздуха;
  3. Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;
  4. Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.

Время

Температура воздуха

Температура воздуха

Температура воздуха

6 часов

– 80 С

– 100 С

+ 80 С

10 часов

– 70 С

– 50 С

– 70 С

14 часов

+10 С

+40 С

-12 С

18 часов

00

20

00

22 часа

– 40

– 30

– 140

– 80С + (– 70С) + (– 40С) = – 190С.
0 + 1
0С = + 10С.
– 19
0С + 10С = – 180С.
– 18
0С : 5 = – 3,60С.

Задача 3

Поверхность воды Байкала находится на высоте 456 м над уровнем океана. Наибольшая глубина озера 1637 м. Определите на какой высоте над уровнем моря находится озеро Байкал?

456 – 1637= -1181 следовательно, эта часть котловины находится на 1181 м ниже уровня моря, что ставит её на первое место среди впадин мира на суше.

2.Изучение нового материала.

-23*3     -54+46       -7*(-43)      12*(-5)

Как вы считаете, какое из выражений лишнее и почему? Сформулируйте тему урока.

Учащиеся самостоятельно ставят цель урока.

Условившись, положительные числа связывать со словом “друг”, а отрицательные числа со словом “враг”, древние математики употребляли интересное правило умножения:

Правила древних математиков (см. Приложение 1):

  1. Друг моего друга - мой друг
  2. Друг моего врага – мой враг
  3. Враг моего друга – мой враг
  4. Враг моего врага – мой друг.

На каждое правило приводятся примеры.

Основываясь на правило древних математиков, давайте посчитаем (первый столбик вместе считаем, второй – самостоятельно (самопроверка, см. Приложение 1):

  1. 44 · 2 =
  2. 23 · 3 =
  1.  · (- 0,2) =

     - 1,1 · (- 4 ) =

  1. 31 · ( - 0,1) =
  1.  · ( - 3) =
  1. 6,1 · ( -2) =
  2. 4,6 · 10 =

А теперь давайте попробуем сформулировать правило умножения отрицательных чисел, правило умножения чисел с разными знаками.

1. Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо перемножить модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак «-»

2. Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули.

Откройте учебник на стр. 188 и проверьте, правильно ли мы сформулировали правило. Расскажите их своему соседу.

3. Закрепление

1.Найдите значение числового выражения, применяя правила:

-5*(-12)=

-0,3*4=

8*(-1,1)=

2. Найди ошибку (устно):

а) - 3 · (- 6) = - 18

б) 5 · (- 0,4) = - 20

в) 6 · (-1,2) = - 7,2

г) - 24 · ( - 0,5) = - 12

д) - 10 · (-10) = 100

е) -10 · 34 = - 3,4

4. Самостоятельная работа

3. Найдите среднюю годовую температуру самых холодных городов в Мире ( в ° С ),  выполнив действия:

а)  5,4 · (-2) =…….Норильск (Россия)  

б)  -1,25 · 8 =……..Якутск (Россия)

в)  2,7 · (-2) = …….Йеллоунайф (Канада)

г)   - 0,9 ·  5 = ……Улан-Батор (Монголия)

д)  -1,7 ·  2 = ……Фербенкс (США, Аляска)

е)  -1,55 · 2 =…….Сургут (Россия)

Какое правило вы применяли, выполняя данное задание?

4. Найди длину каждой реки и узнай, какая река самая длинная

а) - 2190 · ( -3 ) = ….Амазонка ( с Уякали)    

г) – 1210 · ( - 4 ) =…. Обь ( с Иртышом)

б) – 2 · ( - 3190 ) =….Янцзы

д.) -1082 · ( -5 ) =…. Хуанхэ

в) – 1334 · ( -5 ) =….Нил ( с Кагерой)

е) – 3210 · ( -2 ) =….Миссисипи ( с Миссури)

Какое правило вы применяли, выполняя данное задание?

5. Итог урока:

  1. Какое число получается при умножении двух отрицательных чисел? Приведи пример.
  2. Какое число получается при умножении чисел с разными знаками? Приведи пример.
  3. Чему бы вы  еще хотели научиться?
  4. Кого бы вы отметили за работу на уроке?

6. Домашнее задание:   Пусть каждый из вас загадает отрицательное число. Загадали? А теперь представьте себе, что все эти числа перемножили. Смогу ли я быстро отгадать знак полученного произведения? Как? Над этим подумайте дома.

правило на стр. 188;  № 1127(а - е), №1124(а) - повторение, индивидуальные задания (карточки вложены в тетради)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Урок закрепления изучаемого материала. На уроке используется ИКТ, элементы здоровьесберегающей технологии. На уроке ислоьзуются различные формы организации деятельности обучающихся - работа в паре с с...

Урок по теме "Сложение положительных и отрицательных чисел"

Конспект урока с использоыванием исследовательского метода....

Серия уроков по теме: Деление положительных и отрицательных чисел.

Серия уроков (6 уроков), посвященных одной теме, связанных по смыслу друг с другом и позволяющих наиболее полно реализовать цели и задачи каждого урока....

Презентация урока по теме \'\'Умножение положительных и отрицательных чисел"

Презентация урока изучения новой темы. Основные цели урока: ввести правила умножения положительных и отрицательных чисел; правила умножения положительных и отрицательных чисел на 1, на (-1); сформиров...

Презентация урока по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел"

Презентация урока изучения новой темы. Основные цели урока: ввести правила умножения положительных и отрицательных чисел; правила умножения положительны и отрицательных чисел на 1, на (-1); сформирова...

Урок по математике-проект «Применение положительных и отрицательных чисел»

Тема «Применение положительных и отрицательных чисел»Тип урока: урок комплексного применения метапредметных и предметных знанийДата урока:___________________2015г.Образовательные ресурсы: проектор, но...