Главные вкладки

    ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
    статья по алгебре (7,8,9 класс) по теме

    Антонова Ирина Геннадьевна

    выступление на научно-практической конференции «Развитие педагогического потенциала как фактора качества образования»:  из опыта работы с презентацией «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon primen_tehn_ko.zip465.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Антонова Ирина Геннадьевна

    учитель математики ВСОШ № 2

    ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

    Ни для кого не является секретом то, что дети, обучающиеся в вечерней школы это дети рабочих, где ведущей деятельностью является физическая занятость, статус  семей большинства учеников определен как  малообеспеченные  и неполные. В виду того, что многие семьи оказались в трудной социальной обстановке они не в состоянии выполнять в полной мере свои воспитательные функции: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. Исходя из этого, в школе функционирует система компенсирующего обучения.

                 Под компенсирующим обучением в общеобразовательных учреждения РФ подразумевают обучение в специально создаваемых классах школьников, не имеющих отклонений в интеллектуальном развитии, но по различным причинам испытывающих затруднения  в освоении общеобразовательных программ. У этих детей при сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти и внимания, недостаточный темп психических процессов, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Эти школьники обладают низкими адаптационными возможностями, что делает их уязвимыми перед воздействиями внешней среды и предрасположенными к патологическим реакциям на школьные перегрузки и стрессовые ситуации.

    Технология компенсирующего обучения - это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, в котором предусматриваются компенсация недостатков школьного образования, устранение нарушений работоспособности и  произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.

    Цель работы в классах компенсирующего обучения: создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию школьников в условиях общеобразовательного учреждения.

    Особенности технологии компенсирующего обучения заключаются в следующем:

    1. Содержание предполагаемого учебного материала изменено в сторону уменьшения сложности .

    Уменьшение степени сложности осуществляется за счет:

    -отказа от рассмотрения многих теоретических фактов с доказательством;

    - ограничения степени сложности упражнений;

    Методика подачи учебного материала основывается на принципах доступности, наглядности, занимательности.

    Перед учителем-предметником класса компенсирующего обучения основной школы наряду с образовательными задачами стоят задачи коррекционные и одна из них формирование познавательной активности учащихся, самостоятельности, гибкости мышления;

    Учителю важно иметь представление о содержании коррекционной работы,

    Структура урока не отличается от структуры урока в общеобразовательном классе, имеет те же этапы, но на каждом этапе урока добавляется коррекционно-развивающая работа

    Требования к основным структурным  элементам урока в классах компенсирующего обучения.

    Этапы урока

    Требования к этапу урока

    Коррекционно-развивающая работа

    I. Организационный момент

    1. Подобрать задания или исторический материал, который, заинтересовал бы учащихся и настроил на материал урока  

    Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

    (слайд 11,12)

    II.  Повторение

    1. продумать проверку домашнего задания, усвоения ранее изученного материала (количество опрошенных, время; какие формы опроса вы будете применять, продумать формулировку вопросов);
    2. комментирование оценки знаний (индивидуальный и дифференцированный подход).
    1. Развитие основных мыслительных операций.
    2. Обогащение словарного запаса.

    Развитие устной связной речи.

    (слайд 15)

    III. Изучение нового материала

    1. продуктивные методы освоения учебного материала (преобладание активных методов изложения материала, создание проблемных ситуаций);
    2. связь с предыдущим материалом;
    3. межпредметные связи, построение учебного материала – от простого к сложному;
    4. при изложении материала учитывать ведущий канал восприятия (кинестетик, аудиал, визуал).
    1. Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.
    2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
    3. Обогащение словарного запаса и расширение представлений об окружающем мире.
    4. Развитие устной связной речи. (слайд 13,14)

    IV. Закрепление материала

    1. продумать формы закрепления пройденного материала (проиграть, прорешать, смена видов деятельности, поэтапность сложности задания).
    1. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
    2. Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.
    3. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
    4. Актуализация словаря.

    Развитие устной и письменной речи.

    (слайд

    V. Итог урока

    1. Развитие основных мыслительных операций и коррекция отдельных сторон психической деятельности.
    2. Актуализация словарного запаса.

    Развитие устной связной речи.

    VI. Домашнее задание

    1. домашнее задание обязательно должно быть записано на доске;
    2. комментировать домашнее задание;
    3. объем домашнего задания с учетом индивидуального и дифференцированного подхода.
    1. Развитие эмоционально-личностной сферы.
    2. Развитие устной и письменной речи.

    Расширение представлений об окружающем мире.

    Вывод: технология компенсирующего обучения можно применять не только в специализированных классах компенсирующего обучения, но и в  обычных классах общеобразовательных школ. Данная технология ориентирована на развитие целостной  совокупности качеств личности.

    Каждодневное применение развивающих упражнений позволяет мне учить детей подмечать общее, делать обобщения, переносить известные приемы рассуждений в нестандартные ситуации, обучать приемам организации мыслительной деятельности, что в итоге должно привести к повышению качества знаний учащихся и развитию у детей познавательных процессов.

    Приложение 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему "Использование технологии проблемного обучения для развития познавательной активности обучающихся."

    «Использование технологии проблемного обучения через создание и решение экологических ситуаций как средство повышения познавательной активности обучающихся»» Галич Ольга Григорьевна,педагог допол...

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

            Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышл...

    Использование инструкционных карт на уроках технологии как средство развития познавательной активности обучающихся.

    Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается без интереса, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются...

    Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»

    Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»...

    Развитие познавательной активности обучающихся на основе использования интерактивных средств обучения.

    Для развития познавательной активности обучающихся необходимо осуществлять поиск новых форм обучения - целенаправленных, четко организованных, содержательно насыщенных и методически оснащенных систем ...

    Развитие познавательной активности обучающихся на уроках технологии с использованием ИКТ в условиях реализации ФГОС (Опыт работы)

    Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников находить, сохранять и обрабатывать информацию. Для этого есть мощное средство - компьютер....