рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Людмила Юрьевна Щучкина

рабочая программа по математике по учебнику Н.Я.Виленкина 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike_5_klass_.docx39.4 КБ

Предварительный просмотр:

                             Пояснительная записка

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике.

 Цели обучения математике в 5 классе: 

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к  преодолению трудностей;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В основу программы положен обязательный минимум содержания образования по математике в соответствии с государственными стандартами.

На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение математических знаний и умений;

овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развивались на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Общеучебные цели

Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.

Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Формирование умения использовать различные языки математики:  словесный, символический, графический.

Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно  и мотивированно организовывать свою деятельность.

Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при  решении практических задач, используя при  необходимости справочники и вычислительные устройства.

Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.

Общепредметные цели

Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:

Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.

Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.

Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.

Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического),  свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.

Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Роль и место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшей жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

федерального компонента государственного стандарта общего образования,

примерной программы по математике основного общего образования,

федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,

с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

тематического планирования учебного материала,

базисного учебного плана.

Программа рассчитана на 175 учебных часов, в том числе 13 часов на проведение контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

традиционная классно-урочная

игровые технологии

элементы проблемного обучения

технологии уровневой дифференциации

здоровьесберегающие технологии

ИКТ

Виды и формы контроля: переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.

               

                                                      Содержание рабочей программы

5 класс  
(5 часов в неделю, всего 175 ч)

1. Натуральные числа и шкалы

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Основная цель— систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения.

При изучении геометрического материала основное внимание уделяется формированию навыков измерения и построения отрезков при помощи линейки.

В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

2.Сложение и вычитание натуральных чисел

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Основная цель— закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.  

В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3.Умножение и деление натуральных чисел

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

 Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.  

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа.    

 Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

4.Площади и объемы

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.    

 Основная цель— расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.  

  При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

5. Обыкновенные дроби

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

 Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.    

 В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

Десятичные дроби.  Сложение и вычитание десятичных дробей

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.  

Основная цель— выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.                                                                                                                                 При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.  

 Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.

Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

 При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

Умножение и деление десятичных дробей

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Основная цель— выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия ( натуральными числами и десятичными дробями.  

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.  

 8. Инструменты для вычислений и измерений

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.  

 Основная цель— сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.  

У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

 Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.

Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составные частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.

 В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.

9. Повторение. Решение задач

 Требования к уровню подготовки  обучающихся  5 классов

должны знать:

понятия натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;

правила выполнения действий с заданными числами;

свойства арифметических действий;

понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;

определения отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности.

должны уметь:  

выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

применять свойства арифметических действия при решении примеров;

решать уравнения, упрощать буквенные выражения;

решать задачи на дроби и с помощью уравнений;

находить процент от числа и число по его проценту.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:  

для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;

устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, нахождения длины окружности и площади круга.

 Учебно – тематический план

ТЕМА

Кол-во часов в неделю

1.

Натуральные числа и шкалы.

17

2.

Сложение и вычитание натуральных чисел.

24

3.

Умножение и деление натуральных чисел.

27

4.

Площади и объемы.

12

5.

Обыкновенные дроби.

24

6.

Десятичные дроби.  Сложение и вычитание десятичных дробей.

15

7.

Умножение и деление десятичных дробей.

26

8.

Инструменты для вычислений и измерений.

19

9.

Повторение. Решение задач.

11

Итого:

175

                               

                        Учебно-тематическое планирование по математике

Класс _______5__________

Учитель ____Щучкина Людмила Юрьевна

Количество часов

Всего _175_ час; в неделю _5_ час.

Плановых контрольных уроков _13__, зачетов ___, тестов ___ ч.;

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по математике 5-9 классов

                                                             

Учебники:    

Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 20-е изд. – М.:Мнемозина, 2006 г. и последующие издания;

Дополнительная литература:

1) Математика. 5 кл.: Поурочные планы (по учебнику Н.Я.Виленкина и др.).Авт.- сост. З.С.Стромова, О.В.Пожарская. - Волгоград: Учитель, 2004 г.

2) Жохов В.И., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б., Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике, 5-9 классы. – М.:Вербум – М,2000 г.

3) Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс/Сост. Л.П.Попова. – М.:ВАКО, 2012 г.

4) Нечаев М.П. Разноуровневый контроль качества знаний по математике: Практические материалы:5-11 классы. - М.: «5 за знания», 2007 г.

       5) Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Академкнига/Учебник, 2010 г.

       6) Устный счет /Сост. П.М.Камаев. – М.: Чистые пруды, 2007 г. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 3(15))

       7) Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы/ Авт.-сост. О.В.Бощенко. – Волгоград: Учитель, 2005 г.

       8) Алтынов П.И. Контрольные и проверочные работы по математике. 5-6 кл.: Методическое пособие. – М.:Дрофа, 1997 г.

   

       Информационные ресурсы:

Приложение «Математика», сайт : http://www.prosv.ru (рубрика «Математика»)

Новые технологии в образовании: http://www.edu.secna.ru

Единая коллекция http://school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

№ п/п

№ урока

Наименование разделов и тем

Всего часов

Сроки проведения

по плану

фактически

                                                                НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

80

1

Натуральные числа и шкалы

17

1.1

1

Повторение

1

1.2

2,3,4

Обозначение натуральных чисел

3

1.3

5,6,7

Отрезок. Длина. Треугольник.

3

1.4

8,9,

Плоскость. Прямая. Луч

2

1.5

10,11,12

Шкалы и координаты                   ИКТ

3

1.6

13,14,15

Меньше или больше

3

1.7

16

Подготовка к контрольной работе. Решение задач

1

1.8

17

Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа и шкалы»

1

2

Сложение и вычитание натуральных чисел

24

2.1

18,19,20,21,22

Сложение натуральных чисел и его свойства

5

2.2

23,24,25,26

Вычитание

4

2.3

27

Подготовка к контрольной работе. Решение задач

1

2.4

28

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

2.5

29,30,31,32

Числовые и буквенные выражения

4

2.6

33,34,35

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

3

2.7

36,37,38,39

Уравнение

4

2.8

40

Подготовка к контрольной работе. Решение задач

1

2.9

41

Контрольная работа №3  по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнения»

1

3

Умножение и деление натуральных чисел

27

3.1

42,43,44,45,46,47

Умножение натуральных чисел и его свойства

6

3.2

48,49,50,51,52

Деление

5

3.3

53,54,55

Деление с остатком

3

3.4

56

Подготовка к контрольной работе. Решение задач

1

3.5

57

Контрольная работа №4  по теме «умножение и деление натуральных чисел»

1

3.6

58,59,60,61

Упрощение выражений

4

3.7

62,63,64

Порядок выполнения действий

3

3.8

65,66

Квадрат и куб числа                                             ИКТ

2

3.9

67

Подготовка к контрольной работе. Решение задач

1

3.10

68

Контрольная работа № 5 по теме «Упрощение выражений»

1

4

Площади и объемы

12

4.1

69,70

Формулы

2

4.2

71,72

Площадь. Формула площади прямоугольника

2

4.3

73,74

Единицы измерения площади

2

4.4

75

Прямоугольный параллелепипед

1

4.5

76,77,78

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда

3

4.6

79

Подготовка к контрольной работе. Решение задач

1

4.7

80

Контрольная работа № 6  по теме «Площади и объёмы»

1

ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

94

5

Обыкновенные дроби

24

5.1

81,82

Окружность. Круг

2

5.2

83,84,85

Доли. Обыкновенные дроби

3

5.3

86,87,88

Сравнение дробей

3

5.4

89,90

Правильные и неправильные дроби                                        ИКТ

2

5.5

91

Подготовка к контрольной работе. Решение задач

1

5.6

92

Контрольная работа № 7  по теме «Обыкновенные дроби»

1

5.7

93,94,95

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

3

5.8

96,97

Деление и дроби

2

5.9

98,99

Смешанные числа

2

5.10

100,101,102

Сложение и вычитание смешанных чисел

3

5.11

103

Подготовка к контрольной работе. Решение задач

1

5.12

104

Контрольная работа № 8  по теме «Действия с дробями»

1

6

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

15

6.1

105,106

Десятичная запись дробных чисел

2

6.2

107,108,109

Сравнение десятичных дробей

3

6.3

110,111,112,113,114

Сложение и вычитание десятичных дробей

5

6.4

115, 116,117

Приближенное значение чисел. Округление чисел                 ИКТ

3

6.5

118

Подготовка к контрольной работе. Решение задач

1

6.6

119

Контрольная работа № 9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

7

Умножение и деление десятичных дробей

26

7.1

120,121,122

Умножение десятичных дробей на натуральное число

3

7.2

123,124,125,126,127

Деление десятичных дробей на натуральное число

5

7.3

128

Подготовка к контрольной работе. Решение задач

1

7.4

129

Контрольная работа № 10  по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»

1

7.5

130,131,132,133,134

Умножение десятичных дробей

5

7.6

135,136,137,138,139

Деление на десятичную дробь

5

7.7

140,141,142,143

Среднее арифметическое чисел

4

7.8

144

Подготовка к контрольной работе. Решение задач

1

7.9

145

Контрольная работа № 11  по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

1

8

Инструменты для вычислений и измерений

19

8.1

146,147

Микрокалькулятор

2

8.2

148,149,150,151,152

Проценты

5

8.3

153

Подготовка к контрольной работе. Решение задач

1

8.4

154

Контрольная работа № 12  по теме «Проценты»

1

8.5

155,156,157

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник            ИКТ

3

8.6

158,159,160

Измерение углов. Транспортир

3

8.7

161,162

Круговые диаграммы

2

8.9

163

Подготовка к контрольной работе. Решение задач

1

8.10

164

Контрольная работа № 13  по теме «Углы. Круговые диаграммы»

1

9

Итоговое повторение

11

9.1

165,166,167,

168,169,170,

171,172,173

Итоговое повторение

9

9.2

174

Подготовка к контрольной работе. Решение задач

1

9.3

175

Итоговая контрольная работа

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...