Сложение и вычитание обыкновенных дробей
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Филонова Марина Ивановна

Разработка урока математики согласно требованиям ФГОС нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ФГОС математика 5 класс35.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение и вычитание  обыкновенных дробей.

ФИО (полностью)

Филонова Марина Ивановна

Место работы

МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в    теме

Сложение и вычитание обыкновенных дробей.    ( 4урок из четырех)

Базовый учебник

1.Зубарева И.И.,Мордкович А.Г.  Математика: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений /  - 10-е изд., стереотипное – М.: Мнемозина, 2010.

  1. Цель  урока:  систематезировать и обобщить знания по сложению и вычитанию обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

9. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

обобщение знаний по сложению и вычитанию обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; применение обыкновенных дробей при решении задач;.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

10.Тип урока Урок общеметодологической направленности.

11.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная 

12.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-проговаривают правила сложения и вычитания обыкновенных дробей, применяют  их к решению задач и примеров, выполнению теста, определяют место и важность обыкновенной дроби в реальных ситуациях.

-работают с текстом учебника;

-работают с тестами;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (тест, карточки для устного счёта, карточки с домашним заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point

14.Структура и  ход  урока.

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

1

Организацион-ный момент

презентация

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса            к уроку; организация внимания.

Уточнение критериев оценки

2

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

умение выделять нравственный аспект поведения

2

Вводная беседа. Актуализация знаний

Презентация

Вступительное слово учителя. Повторение характеристик обыкновенной дроби.

Учитель продолжает  беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

Задает учащимся наводящие вопросы

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, выполняют упражнения устного счёта

5

Поиск и выделение необходимой информации

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Смысло-

образование

3

Работа по теме урока

Презентация

Вместе с учениками определяет цель урока.  Демонстрирует ЭОР

Учащиеся выполняют тест, решают текстовую задачу, упражнения  учебника.

7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Целеполагание, выдвижение гипотез

Умение слушать и вступать в диалог

Взаимопроверка

4

Физпауза

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

3

5

Осмысление и закрепление знаний.

Презентация

Комментирует,   направляет работу учащихся

Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой.

8

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Ориента-

ция в межлично-стных отношени-ях

6

Подведение итогов  урока, оценивание знаний

-

Проставляют в лист контроля баллы, набранные на 1 уроке

2

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна

нравственно-этическая ориентация

7.

Домашнее задание

Задает творческое домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание

2

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Девиз урока: «Природа формирует свои законы языком матаматики» (Галилео Галилей)-это девиз нашего урока.Сегодня мы попробуем увидеть окружающий мир через удивительный мир чисел. Слайд

Критерии оценивания на уроке:

7-6 квадратов +активность – оценка «5»

4 -5квадратов+активность оценка «4»

3квадрата+активность – оценка «3»

Учащиеся готовы к началу работы.

II Вводная беседа. Актуализация знаний.

1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (слайды ).

1.  Мотивация

Учитель: Ребята! Результатом нашего счёта явилось новое слово: ДРОФА. А может быть мы с ним уже встречались? Кто или что это? Как вы думаете, почему мы сегодня вдруг говорим об этом?

1 Учащиеся решают примеры устно.

2.  Отвечают на вопросы:

 Дрофа – это птица, которая занесена в Красную книгу Саратовской области.

Один из учащихся делает сообщение об этой птице(сообщение подготовлено к уроку заранее в виде презентации)

Показывают связь  с девизом урока.

 

2.Фронтальный опрос.

5/6    -прочитать

         -назовите числитель, знаменатель

         -действия с обыкновенными дробями

  15/7  ;   9/2  ;  7/1  ;  1/7  - прочитайте и скажите, какие это дроби    

 3.Учитель прдлагает учащимся выполнить тест с выбором ответа.                                                                                            

Тест .

1.Выделите целую часть из 8/5.

а) 21/5;               б)  13/5;           в)3/5.

2.Как называется полученное число?

а)  натуральное;           б) смешанное.

3.Представьте число 9 в виде обыкновенной дроби.

а)  1/9;         б) 9/1

4. Запишите 5 1/3 в виде неправильной дроби.

а)  16/3;        б)  21/3

Отвечают на вопросы.

Выполняют тест. Проводят взаимопроверку в парах. Делают выводы по выполнению работы.

111. Работа по теме урока.

  1. Учитель предлагает учащимся выполнить задания по учебнику

№ 422(в г)  № 446 (а б)

2. Для решения предлагается задача, текст которой размещен на слайде.

Задача. На территории Краснокутского района Саратовской области находятся водоемы (пруды река Еруслан) сельхозполя, засеваемые злаками и овощами, зеленые насаждения (сады, лесополосы, Дьяковский лес-заповедник) Водоемы составляют 3/ 20 всей территории района. Какую часть всей территории района составляют зеленые насаждения ?

Учитель задает вопросы по условию задачи

-как можно обозначить всю территорию района?

-какие составляющие определяют территорию района?

-какие действия помогут ответить на вопрос задачи?

Учащиеся выполняют  №422(в г) № 446(а б)

Читают и разбирают условие задачи отвечают на вопросы учителя.

  Записывают решение задачи.

IV. Физпауза 

А)  Учитель:

Ребята, вы достаточно хорошо поработали и можно сделать небольшую паузу . Давайте  немного позанимаемся физкультурой.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

 Б) Задание на внимание.

Выбери случайные слова и назови относящиеся к уроку.

Знаменатель, луч, смешанное число, ломаная, сравнение дробей, отрезок, точка, приведение к общему знаменателю.

 

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

Учащиеся выполняют задание на внимание.

Б) Случайные слова: луч, ломаная, отрезок, точка.

Слова, относящиеся к уроку: знаменатель, смешанное число, сравнение дробей, приведение к общему знаменателю.

V.  Самостоятельная работа.

 

 Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу, в результате которой ребята должны сделать вывод о том, почему был предложен  девиз к уроку.

Б. 1. 7\15-5\15=2\15

Е. 2. 1\7+3\7=4\7

Р. 3. 17\30-10\30=7\30

Е. 4. 6\7-2\7=4\7

Г. 5. 3\8+2\8=5\8

И. 6. 7\15-4\15=3\15

Т. 7. 2\3-1\3=1\3

Е. 8. 6\7+3\7-5\7=4\7

П. 9. 6\18-5\18=1\18

Р. 10. 21\30-14\30=7\30

И. 11. 14\15-11\15=3\15

Р. 12. 1\30+6\30=7\30

О. 13. 5\9+2\9=7\9

Д. 14. 11\16-4\16=7\16

У. 15. 5\12+1\21=6\25

 

Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Из букв, записанных рядом с примерами, складывают предложение:  

БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ.

         

   

   

 

VI. Этап оценивания знаний учащихся  

Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы выполняли различные задания и собирали квадраты. Оцените себя, подсчитав у себя количество квадратов .

Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

Учащиеся самостоятельно выставляют себе  отметки с учетом предоставленных критериев.

Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.

VI1. Подведение итогов урока

  Давайте еще раз вспомним ,как называются эти удивительные числа, с которыми мы работали на уроке? Какие действия мы сегодня выполняли с этими числами?

Ребята! Это удивительные числа. В них музыка, точность и поэзия мысли.

…Но и тогда,-

Когда во всей планете

Пройдёт вражда племён

Исчезнут ложь и грусть

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

ШЕСТУЮ часть Земли

С названьем кратким РУСЬ.

В этих словах С.Есенина величие и мощь нашей Родины.

 Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

VIII.  Информирования учащихся о домашнем задании 

Учитель: Сегодня мы обобщили знания по сложению и вычитанию обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Домашнее задание будет творческим. Сочините сказку о дробях.

Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся записывают задание в дневниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сложение и вычитание обыкновенных дробей

презентация содержит материал, дающий представление о правилах сложения обыкновенных дробей в 5 классе...

открытый урок "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"

урок обобщения и систематизации знаний по теме...

Урок математики в 5 классе "Виртуальное путешествие: Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"

Урок «Виртуальное путешествие» разработан в преддверии празднования 20-летия Независимости РК и проведен в рамках районного семинара учителей математики. На каждом этапе урока применялись информ...

Урок в 5 классе по учебнику Н. Виленкина "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Конспект урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода. ...

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Урок математики с использованием интерактивной доски....

Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...