Главные вкладки

    Сложение и вычитание обыкновенных дробей
    методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

    Филонова Марина Ивановна

    Разработка урока математики согласно требованиям ФГОС нового поколения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ФГОС математика 5 класс35.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
    Сложение и вычитание  обыкновенных дробей.

    ФИО (полностью)

    Филонова Марина Ивановна

    Место работы

    МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

    Должность

    Учитель математики

    Предмет

    математика

    Класс

    5

    Тема и номер урока в    теме

    Сложение и вычитание обыкновенных дробей.    ( 4урок из четырех)

    Базовый учебник

    1.Зубарева И.И.,Мордкович А.Г.  Математика: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений /  - 10-е изд., стереотипное – М.: Мнемозина, 2010.

    1. Цель  урока:  систематезировать и обобщить знания по сложению и вычитанию обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

    9. Задачи:

    - образовательные (формирование познавательных УУД):  

    обобщение знаний по сложению и вычитанию обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; применение обыкновенных дробей при решении задач;.

    - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

    умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

    - развивающие (формирование регулятивных УУД)

    1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    10.Тип урока Урок общеметодологической направленности.

    11.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная 

    12.Организация деятельности учащихся на уроке:

    -самостоятельно выходят на проблему и решают её;

    -самостоятельно определяют тему, цели урока;

    -проговаривают правила сложения и вычитания обыкновенных дробей, применяют  их к решению задач и примеров, выполнению теста, определяют место и важность обыкновенной дроби в реальных ситуациях.

    -работают с текстом учебника;

    -работают с тестами;

    -отвечают на вопросы;

    -решают самостоятельно задачи;

    -оценивают себя и друг друга;

    -рефлектируют.

    13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (тест, карточки для устного счёта, карточки с домашним заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point

    14.Структура и  ход  урока.

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    Формируемые УУД

    Познаватель-

    ные

    Регулятивные

    Коммуникатив-

    ные

    Личност-

    ные

    1

    2

    3

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1

    Организацион-ный момент

    презентация

    Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса            к уроку; организация внимания.

    Уточнение критериев оценки

    2

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    Прогнозирование своей деятельности

    Умение слушать и вступать в диалог

    умение выделять нравственный аспект поведения

    2

    Вводная беседа. Актуализация знаний

    Презентация

    Вступительное слово учителя. Повторение характеристик обыкновенной дроби.

    Учитель продолжает  беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

    Задает учащимся наводящие вопросы

    Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, выполняют упражнения устного счёта

    5

    Поиск и выделение необходимой информации

    Выделение и осознание того, что уже пройдено.

    Постановка цели учебной задачи, синтез

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

    Смысло-

    образование

    3

    Работа по теме урока

    Презентация

    Вместе с учениками определяет цель урока.  Демонстрирует ЭОР

    Учащиеся выполняют тест, решают текстовую задачу, упражнения  учебника.

    7

    Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

    Целеполагание, выдвижение гипотез

    Умение слушать и вступать в диалог

    Взаимопроверка

    4

    Физпауза

    Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

    Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

    3

    5

    Осмысление и закрепление знаний.

    Презентация

    Комментирует,   направляет работу учащихся

    Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой.

    8

    Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

    Анализ объектов и синтез

    Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

    Умение слушать и вступать в диалог,

    Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

    Ориента-

    ция в межлично-стных отношени-ях

    6

    Подведение итогов  урока, оценивание знаний

    -

    Проставляют в лист контроля баллы, набранные на 1 уроке

    2

    Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

    управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна

    нравственно-этическая ориентация

    7.

    Домашнее задание

    Задает творческое домашнее задание

    Учащиеся записывают домашнее задание

    2

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    I. Организационный этап

    Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

    Девиз урока: «Природа формирует свои законы языком матаматики» (Галилео Галилей)-это девиз нашего урока.Сегодня мы попробуем увидеть окружающий мир через удивительный мир чисел. Слайд

    Критерии оценивания на уроке:

    7-6 квадратов +активность – оценка «5»

    4 -5квадратов+активность оценка «4»

    3квадрата+активность – оценка «3»

    Учащиеся готовы к началу работы.

    II Вводная беседа. Актуализация знаний.

    1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (слайды ).

    1.  Мотивация

    Учитель: Ребята! Результатом нашего счёта явилось новое слово: ДРОФА. А может быть мы с ним уже встречались? Кто или что это? Как вы думаете, почему мы сегодня вдруг говорим об этом?

    1 Учащиеся решают примеры устно.

    2.  Отвечают на вопросы:

     Дрофа – это птица, которая занесена в Красную книгу Саратовской области.

    Один из учащихся делает сообщение об этой птице(сообщение подготовлено к уроку заранее в виде презентации)

    Показывают связь  с девизом урока.

     

    2.Фронтальный опрос.

    5/6    -прочитать

             -назовите числитель, знаменатель

             -действия с обыкновенными дробями

      15/7  ;   9/2  ;  7/1  ;  1/7  - прочитайте и скажите, какие это дроби    

     3.Учитель прдлагает учащимся выполнить тест с выбором ответа.                                                                                            

    Тест .

    1.Выделите целую часть из 8/5.

    а) 21/5;               б)  13/5;           в)3/5.

    2.Как называется полученное число?

    а)  натуральное;           б) смешанное.

    3.Представьте число 9 в виде обыкновенной дроби.

    а)  1/9;         б) 9/1

    4. Запишите 5 1/3 в виде неправильной дроби.

    а)  16/3;        б)  21/3

    Отвечают на вопросы.

    Выполняют тест. Проводят взаимопроверку в парах. Делают выводы по выполнению работы.

    111. Работа по теме урока.

    1. Учитель предлагает учащимся выполнить задания по учебнику

    № 422(в г)  № 446 (а б)

    2. Для решения предлагается задача, текст которой размещен на слайде.

    Задача. На территории Краснокутского района Саратовской области находятся водоемы (пруды река Еруслан) сельхозполя, засеваемые злаками и овощами, зеленые насаждения (сады, лесополосы, Дьяковский лес-заповедник) Водоемы составляют 3/ 20 всей территории района. Какую часть всей территории района составляют зеленые насаждения ?

    Учитель задает вопросы по условию задачи

    -как можно обозначить всю территорию района?

    -какие составляющие определяют территорию района?

    -какие действия помогут ответить на вопрос задачи?

    Учащиеся выполняют  №422(в г) № 446(а б)

    Читают и разбирают условие задачи отвечают на вопросы учителя.

      Записывают решение задачи.

    IV. Физпауза 

    А)  Учитель:

    Ребята, вы достаточно хорошо поработали и можно сделать небольшую паузу . Давайте  немного позанимаемся физкультурой.

    Поднимает руки класс – это «раз».
    Повернулась голова – это «два».
    Руки вниз, вперед смотри – это «три».
    Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
    С силой их к плечам прижать – это «пять».
    Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

     Б) Задание на внимание.

    Выбери случайные слова и назови относящиеся к уроку.

    Знаменатель, луч, смешанное число, ломаная, сравнение дробей, отрезок, точка, приведение к общему знаменателю.

     

    Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

    Учащиеся выполняют задание на внимание.

    Б) Случайные слова: луч, ломаная, отрезок, точка.

    Слова, относящиеся к уроку: знаменатель, смешанное число, сравнение дробей, приведение к общему знаменателю.

    V.  Самостоятельная работа.

     

     Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу, в результате которой ребята должны сделать вывод о том, почему был предложен  девиз к уроку.

    Б. 1. 7\15-5\15=2\15

    Е. 2. 1\7+3\7=4\7

    Р. 3. 17\30-10\30=7\30

    Е. 4. 6\7-2\7=4\7

    Г. 5. 3\8+2\8=5\8

    И. 6. 7\15-4\15=3\15

    Т. 7. 2\3-1\3=1\3

    Е. 8. 6\7+3\7-5\7=4\7

    П. 9. 6\18-5\18=1\18

    Р. 10. 21\30-14\30=7\30

    И. 11. 14\15-11\15=3\15

    Р. 12. 1\30+6\30=7\30

    О. 13. 5\9+2\9=7\9

    Д. 14. 11\16-4\16=7\16

    У. 15. 5\12+1\21=6\25

     

    Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Из букв, записанных рядом с примерами, складывают предложение:  

    БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ.

             

       

       

     

    VI. Этап оценивания знаний учащихся  

    Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы выполняли различные задания и собирали квадраты. Оцените себя, подсчитав у себя количество квадратов .

    Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».

    Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

    Учащиеся самостоятельно выставляют себе  отметки с учетом предоставленных критериев.

    Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.

    VI1. Подведение итогов урока

      Давайте еще раз вспомним ,как называются эти удивительные числа, с которыми мы работали на уроке? Какие действия мы сегодня выполняли с этими числами?

    Ребята! Это удивительные числа. В них музыка, точность и поэзия мысли.

    …Но и тогда,-

    Когда во всей планете

    Пройдёт вражда племён

    Исчезнут ложь и грусть

    Я буду воспевать

    Всем существом в поэте

    ШЕСТУЮ часть Земли

    С названьем кратким РУСЬ.

    В этих словах С.Есенина величие и мощь нашей Родины.

     Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

    VIII.  Информирования учащихся о домашнем задании 

    Учитель: Сегодня мы обобщили знания по сложению и вычитанию обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Домашнее задание будет творческим. Сочините сказку о дробях.

    Спасибо за работу на уроке!

    Учащиеся записывают задание в дневниках.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    сложение и вычитание обыкновенных дробей

    презентация содержит материал, дающий представление о правилах сложения обыкновенных дробей в 5 классе...

    открытый урок "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"

    урок обобщения и систематизации знаний по теме...

    Урок математики в 5 классе "Виртуальное путешествие: Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"

    Урок «Виртуальное путешествие» разработан в преддверии празднования 20-летия Независимости РК и проведен в рамках районного семинара учителей математики. На каждом этапе урока применялись информ...

    Урок в 5 классе по учебнику Н. Виленкина "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

    Конспект урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода. ...

    Сложение и вычитание обыкновенных дробей

    Урок математики с использованием интерактивной доски....

    Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)

    Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...