Метод проектов
статья по алгебре по теме

Некрасова Елена Валерьевна

Доклад на тему: "Метод проектов в обучении математике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_metod_proektov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:









Метод проектов

в обучении математике














Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

Ребенок активен и берет из наших обучающих и воспитывающих воздействий только то, что хочет, в соответствии с уже имеющимися потребностями, мотивами и ценностями. Самообучение и самовоспитание намного эффективнее узкоцелевых, прагматичных воздействий педагога, поэтому в данное время технологии обучения должны быть переориентированы с технологий обучения на технологии самообучения и самовоспитания, на развитие способностей в смысле создания необходимых условий для их саморазвития. Сейчас актуально развитие способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности. Этому способствует внедрение в учебную деятельность проектного метода обучения.

В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Метод проектов опирается на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований, отвечает требованию системности (т.е. представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций). Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом он универсален.

Использование метода проектов в школьной практике имеет следующую целевую ориентацию:

  1. активизация познавательной деятельности учащихся;
  2. формирование у учащихся учебной компетенции, соответствующей основным принципам концепции непрерывного самообразования;
  3. формирование у учащихся специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера.

Основные требования к проекту:

1) необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы);

2) выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации;

3) каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

4) результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы;

5) подготовленный продукт должен быть убедительно представлен заказчику как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей:

  1. индивидуальные, групповые, коллективные;
  2. монопредметные (по одному предмету), межпредметные;
  3. краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
  4. информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные, ролевые. (Речь идет не о единственной направленности проекта, а о доминирующей направленности деятельности участников. В реальной же практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов).

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Примеры некоторых форм продуктов проектной деятельности: web-сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, модель, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник, сказка, справочник, учебное пособие и т.д. Также необходимо выбрать форму презентации проекта. Это может быть, например, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических персонажей, игра с залом, научный доклад, реклама, соревнование, спектакль, экскурсия и т.д.

Календарь работы над учебными проектами.

№        Содержание работы        Сроки        Исполнитель        Контроль        Примечание        

1        Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и жанры будущих проектов.                  

2 Стендовая информация в проектной работе.                                            

3         Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и прочее).                                            

4         Консультация по выбору тематики и жанров учебных проектов. Формулирование основных идей и замыслов.                                            

5         Формирование проектных групп, оформление заявок на осуществление проекта.        

6         Обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.                                            

7        Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.        

8         Поисковый этап. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций.                                            

9        Организационно-консультативное занятие: промежуточные отчеты учащихся (презентация идей будущих проектов и сообщение о ходе работ).

10 Индивидуальные групповые консультации по правилам и оформлению проектных работ. Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта.                  

11 Регулярные консультации по содержанию учебных проектов, помощь в систематизации и обобщении материалов.                                            

12 Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности.                  

13 Репетиционно-консультационное занятие: “предзащита” проектов.

14 Доработка проектов с учетом замечаний и предложений

15 Формирование групп оппонентов, рецензентов и “внешних” экспертов.

16 Подготовка к публичной защите проектов.

17 Защита.

18 Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.        

19 Обобщение материалов.

Подготовленные и оформленные проекты допускаются учителем к защите. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее надо защитить публично, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители, учащиеся других классов, гости школы).

Критериями оценки результатов учащихся являются уровни развития тех или иных компетенций:

  1. владение способами познавательной деятельности;
  2. умение использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации (сравнение, анализ, использование схем, таблиц и др.);
  3. коммуникативные и адаптивные качества;
  4. умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; самоорганизация, выражающаяся в способности ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Целесообразно ограничить время представления проекта и время вопросов и ответов. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной работы, но и тех, кто задавал вопросы. Жюри оценивает структуру и логику работы, исследовательское мастерство, познавательную ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, язык и стиль изложения, ответы на вопросы.

Думаю, что метод проектов заинтересует учащихся, повысится интерес к математике, ведь кроме обычных занятий, как лекция, семинар, практикум, контроль, здесь есть, где разгуляться фантазии, это отличный способ для реализации собственных идей.

В течение подросткового возраста происходит бурное, стремительное развитие личности. Стремление к самостоятельности, независимости, творчеству проявляется наиболее ярко. Всех подростков привлекает активная, свободная, равноправная позиция в учебном процессе.

Пример проекта по теме “Делимость натуральных чисел” выполнен по учебнику Н.Я.Виленкина и др.

Тип проекта – информационный, практико-ориентированный.

Средняя продолжительность – 1-2 месяца.

Цель проекта – создание условий для углубления и систематизации знаний по теме “Делимость натуральных чисел”.

Задачи проекта:

  1. изучить исторические сведения по данной теме
  2. систематизировать определения и правила
  3. систематизировать задачи по данной теме
  4. изготовить продукт для кабинета математики, который можно использовать на уроках.

Класс разделился на три группы.

I группа собирала исторические факты, относящиеся к данной теме, нашла старинные способы деления (“золотое деление”,”галера”, метод зачеркиваний, притчи и т.д.). Материал оформили в виде свитка. Приемы устного счета и признаки делимости (а они изучаются в 6 классе) были предложены в виде пособия для устного счета (модель цирка). Правила, определения и свойства были собраны в красочной папке.

II группа работала над задачами. Учащиеся пытались систематизировать их, составляли схемы, подбирали к ним задачи, составляли свои задачи.

Во сколько раз больше, меньше.

Задачи, решаемые с помощью уравнений.

Задачи на движение.

Задачи с использованием формул.

Задачи с лишними данными.

Задачи на части.

Задачи “с подвохом”.

Большой интерес вызвало составление задач (выбрали тему о живой природе) и оформление результата. Были изготовлены модели домов, транспорта и т.д., получился небольшой красочный городок. Задачи находились внутри моделей.

III группа работала над составлением тестов, кроссвордов по данной теме. Также были представлены интересные задания в форме числовых мельниц, цепочек вычислений.

В I группе доминирующей была информационная деятельность, II и III - практико-ориентированная.

На заключительном этапе работы:

1) проведена защита проектов;

2) выполнен самоанализ работы группы и анализ результатов работы других групп;

3) проведена экспертиза проектов в рамках работы экспертной группы, в которую входили учащиеся 8 класса, родители и руководитель проекта.

Еще Л.Н.Толстой в “Общих замечаниях учителю” писал: “Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:

1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;

2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях”.

Думаю, что эти условия выполнимы при применении метода проектов в своей работе.

Список использованной литературы

  1. Крымова Л.Н. Метод проектов в обучении математике // Математика в школе – 2006 - № 4 с.- 62.
  2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. // М.: Просвещение, – 1985, 208 с.
  3. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю //Лучшие страницы педагогической прессы. - 2002 - № 4 - с. 39.
  4. Лебедева Л. И, Иванова Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии- 2002 - № 5 – с. 116.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.

«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических во...

Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде"

Данную методическую разработку "Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде" можно рекомедовать педагогам дополнительного образования ОУ в помощь при реализации творческих...

Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.

Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....

Метод проектов и дифференцированный метод обучения

Сущность собственной методической системы...

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...