Рабочие программы по математике 6 класс, авторы Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон на 2012-2013 учебный год
календарно-тематическое планирование по алгебре (6 класс) по теме

Ситникова Ольга Владимировна

Рабочая программа по математике 6 класс, автор Н.Я.Виленкин,В.И.Жохов на 2012-2013 уч.год 

Рабочая программа по математике 6 класс, автор Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон на 2012-2013 уч.год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №10»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Рассмотрено:                 Согласовано:                                     Утверждаю:  

на заседании кафедры        заместитель директора по УВР              Директор МБОУ CОШ № 10

протокол от ________        _________ О. Н. Давыдова                       _________Л. М. Моисеева

№ ____                                                                                      приказ от 31.08.2012г. № __

______Л. П. Адиева

                                                                                     

Согласовано:

руководитель ГМО

__________ Г.Г.Гатауллина

№___  от   28.08.2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

В 6 Б КЛАССЕ

Количество часов в год -204,

Количество часов в неделю-6

Автор - составитель: учитель математики первой

                                 категории  О.В.Ситникова

Программа составлена на основе программы курса «Математика» авторов

Н. Я. Виленкин и др. (Сборник программ общеобразовательных

учреждений. Математика. 5-6 классы. «Просвещение», 2009. Составитель:

Т. А. Бурмистрова).Учебник Математика 6 класс (Н.Я Виленкин,

В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, 2011г.)

г. Октябрьский

2012г.

Пояснительная записка

         Рабочая программа учебного курса математики для 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») на основе Примерной программы основного общего образования  по математике и программы курса «Математика» авторов Н. Я. Виленкин и др. (Сборник программ общеобразовательных учреждений. Математика. 5-6 классы. «Просвещение», 2009. Составитель: Т. А. Бурмистрова ) и учебного плана МБОУ СОШ №10 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании математики в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан».

Место предмета в базисном учебном плане МБОУ СОШ №10

     Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 204 ч из расчета 6 ч в неделю в  6 классе.

Цели изучения математики

• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

  Задачи:

-развить навыки вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, отрицательными и положительными числами ;

-формировать навыки преобразования выражений;

-закрепить и углубить умения решать уравнения и текстовые задачи;

-ввести понятие координатной плоскости и научить изображать точки в координатной плоскости;

-познакомить с видами графиков.

                               

Требования к уровню подготовки  учащихся

 В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  •     Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
  •       Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
  •       Выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;
  •       Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;
  •       Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
  •       Находить числовые значения буквенных выражений.

Методы и формы обучения.

        Для выработки вычислительных навыков и умений и для адаптации ребенка к курсу математики среднего звена введен 1 час школьного компонента. На каждом уроке математики выделяется 8-10 минут для развития и совершенствования вычислительных навыков. Для отработки вычислительных навыков у детей заведены контрольные листы, которые помогают контролировать навыки вычисления. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно – индуктивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

             

 Количество часов на год 204ч, в неделю 6ч. Плановых контрольных работ 15

   

           

Распределение учебных часов по главам

№ темы

Название темы

Количество часов

1.

Делимость чисел

23

2.

Сложения и вычитание дробей с разными знаменателями

26

3.

Умножение и деление обыкновенных дробей

37

4.

Отношения и пропорции

19

5.

Положительные и отрицательные числа

16

6.

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

14

7.

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

15

8.

Решение уравнений

17

9

Координаты на плоскости

18

10.

Первое знакомство со статистикой, комбинаторикой и элементами теории вероятностей

4

11.

Итоговое повторение курса 5-6 класса

15

Итого

204

Контрольных работ

15

Содержание рабочей программы

  1. ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ. Делители и кратные. Признаки делимости на 10, 5 и 2. Признаки делимости на 3 и на 9.  Простые и составные числа. Разложение на простые множители.  Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.  Наименьшее общее кратное.        

2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к  общему знаменателю. Сравнение дробей с разными знаменателями. Сложение, вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.

3. УМНОЖЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ. Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения.  

4. ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.

5. ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ. Отношения Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.  Масштаб. Длина окружности, площадь круга.

6. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА. Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение величин.

7. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. Сложение чисел с помощью координатной прямой.  Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.

8. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ   ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И   ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ Умножение. Деление. Рациональные числа.

 9. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ   Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.

10. КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики.

11.ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ И   ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. Первое знакомство с понятием «вероятность». Первое знакомство с подсчётом вероятности.

12. ПОВТОРЕНИЕ. Действия с обыкновенными дробями. Сложение и вычитание чисел с разными знаками. Умножение и деление чисел с разными знаками. Решение уравнений. Координаты на плоскости. Графики.

Календарно-тематическое планирование

по математике в 6 классе

Составленное календарно-тематическое планирование соответствует содержанию примерных программ среднего (полного) общего образования по математике, направлено на достижение целей изучения математики на базовом уровне и обеспечивает выполнение требований государственного стандарта математического образования

№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

по теме

Дата по плану

Дата

фактически

Примечание

I триместр

1

Повторение. Действия с десятичными дробями.

1

1.09

2

Повторение. Решение уравнений.

1

4.09

Глава 1. Обыкновенные дроби.

§1

Делимость чисел(23)

3

Делители .

1

4.09

4

Кратные.

1

5.09

5

Решение задач на нахождение делителя и кратного.

1

6.09

6

Признак делимости на 10.

1

7.09

7

Признак делимости на 5.

1

8.09

8

Признак делимости на 2.

1

11.09

9

Решение задач, используя признаки делимости.

1

11.09

10

Признак делимости на 9.

1

12.09

11

Признак делимости на 3.

1

13.09

12

Простые и составные числа

1

    14.09

13

Разложение чисел на множители.

1

15.09

14

Разложение на простые множители.

1

18.09

15

Задача на нахождение частного чисел a и b, представленных в виде произведения.

1

18.09

16

Н.О.Д. Алгоритм нахождения Н.О.Д.

1

19.09

17

Взаимно-простые числа.

1

20.09

18

Решение задач с помощью нахождения Н.О.Д.

1

21.09

19

Н.О.Д. трёх чисел.

1

22.09

20

Н.О.К.

1

25.09

21

Алгоритм нахождения Н.О.К.

1

25.09

22

Н.О.К. трёх чисел.

1

26.09

23

Решение задач с помощью нахождения Н.О.К.

1

27.09

24

Н.О.К. взаимно-простых чисел.

1

28.09

25

Контрольная работа №1 по теме «Делимость чисел».

1

29.09

§2

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями(26)

26

Основное свойство дроби.

1

2.10

27

Построение точек с равными координатами на координатном луче.

1

2.10

28

Решение задач, используя основное свойство дроби.

1

3.10

29

Сокращение дробей.

1

4.10

30

Сокращение дробей, находя Н.О.Д. числителя и знаменателя.

1

5.10

31

Сокращение дробей, предварительно упростив числитель.

1

6.10

32

Представление десятичных дробей в виде несократимой обыкновенной дроби.

1

9.10

33

Приведение дробей к общему знаменателю

1

9.10

34

Алгоритм приведения дробей к наименьшему общему знаменателю.

1

10.10

35

Приведение дробей к знаменателю 10,100,1000 и т.д. и запись в виде десятичной дроби.

1

12.10

36

 Решение задач по теме «Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю.»

1

13.10

37

Сравнение дробей с разными знаменателями.

1

16.10

38

Доказательства неравенств.

1

16.10

39

Сложение дробей с разными знаменателями.

1

17.10

40

Вычитание дробей с разными знаменателями.

1

18.10

41

Решение задач на сложение дробей с разными знаменателями.

1

19.10

42

Решение задач на вычитание дробей с разными знаменателями.

1

20.10

43

Контрольная работа №2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

1

23.10

44

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

23.10

45

Вычитание смешанных чисел.

1

24.10

46

Вычитание смешанных чисел, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.

1

25.10

47

Вычитание смешанных чисел из натурального числа.

1

26.10

48

Нахождение значений выражения, содержащих смешанные числа.

1

27.10

49

Решение задач с помощью сложения и вычитания смешанных чисел.

1

30.10

50

Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».

1

30.10

51

Резерв

1

31.10

§3

Умножение и деление обыкновенных дробей(37)

52

Умножение дроби на натуральное число.

1

6.11

53

Умножение двух дробей.

1

6.11

54

Умножение смешанных чисел.

1

7.11

55

Решение задач с помощью умножения дробей.

1

8.11

56

Нахождение значений выражения, содержащих умножение дробей.

1

9.11

57

Нахождение значений выражения, содержащих умножение смешанных чисел.

1

10.11

58

Алгоритм нахождения дроби  от числа.

1

13.11

59

Нахождение части  и процента от числа.

1

13.11

60

Решение задач на нахождение дроби от числа.

1

14.11

61

Решение задач на нахождение процента  от числа.

1

15.11

62

Применение распределительного свойства умножения

1

16.11

63

Умножение натурального числа на смешанное число.

1

17.11

64

Нахождение значений выражения, используя распределительное свойство умножения.

1

20.11

65

Упрощение выражений, используя распределительное свойство умножения.

1

20.11

66

Решение уравнений с применением распределительного свойства умножения.

1

21.11

67

Решение задач с помощью выражений.

1

22.11

68

Контрольная работа №4 по теме «Умножение дробей».

1

23.11

69

Взаимно обратные числа.

1

24.11

70

Нахождение числа, обратного числу.

1

27.11

71

Деление обыкновенных дробей.

1

27.11

72

Деление смешанных чисел.

1

28.11

73

Деление обыкновенной дроби на натуральное число.

1

29.11

74

Нахождение значений выражения, содержащих умножение и деление дробей.

1

30.11

II триместр

75

Решение уравнений, содержащих смешанные числа.

1

1.12

76

Решение задач с помощью уравнений.

1

4.12

77

Контрольная работа №5 по теме «Деление дробей».

1

4.12

78

Нахождение числа по его дроби.

1

5.12

79

Нахождение числа по его проценту.

1

6.12

80

Решение задач на дроби, где часть является обыкновенной дробью .

1

7.12

81

Решение задач на дроби, где часть является десятичной дробью .

1

8.12

82

Решение задач на проценты.

1

11.12

83

Решение задач на проценты с помощью уравнений.

1

11.12

84

Дробные выражения.

1

12.12

85

Нахождение значений дробного выражения, содержащих смешанные числа.

1

13.12

86

Нахождение значений дробного выражения, содержащих десятичные дроби.

1

14.12

87

Нахождение значений дробного выражения, содержащих переменные.

1

15.12

88

Контрольная работа №6 по теме «Задачи на дроби. Дробные выражения».

1

18.12

§4

Отношения и пропорции(19)

89

Отношения.

1

18.12

90

Решение задач на отношения.

1

19.12

91

Нахождение обратного отношения.

1

20.12

92

Пропорции.

1

21.12

93

Основное свойство пропорции.

1

22.12

94

Составление новых пропорций из данной.

1

25.12

95

Решение уравнений, используя основное свойство пропорции.

1

25.12

96

Прямо пропорциональные величины.

1

26.12

97

Решение задач на прямо пропорциональную зависимость.

1

27.12

98

Обратно пропорциональные величины.

1

28.12

99

Решение задач на обратную пропорциональность.

1

 15.01

100

Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции».

1

15.01

101

Масштаб. Нахождение отрезка на местности.

1

16.01

102

Нахождение отрезка на карте.

1

17.01

103

Длина окружности.

1

18.01

104

Площадь круга.

1

19.01

105

Шар.

1

22.01

106

Нахождение диаметра шара.

1

22.01

107

Контрольная работа №8 по теме «Решение уравнений».

1

23.01

Глава 2. Рациональные числа

§5

Положительные и отрицательные числа(16)

108

Координатная прямая.

1

24.01

109

Нахождение координат точки на координатной прямой.

1

25.01

110

Построение точки по заданным координатам.

1

26.01

111

Сравнение чисел на координатной прямой.

1

29.01

112

Противоположные числа.

1

29.01

113

Нахождение чисел, противоположных данным.

1

30.01

114

Модуль числа.

1

31.01

115

Нахождение модуля числа.

1

1.02

116

Нахождение значения выражения, содержащего модуль.

1

2.02

117

Сравнение положительных и отрицательных чисел.

1

5.02

118

Сравнение двух отрицательных чисел.

1

5.02

119

Запись выражений с помощью неравенства.

1

6.02

120

Двойные неравенства.

1

7.02

121

Увеличение величин.

1

8.02

122

Уменьшение величин.

1

9.02

123

Контрольная работа №9 по теме «Положительные и отрицательные числа».

1

12.02

§6

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел(14)

124

Сложение чисел с помощью координатной прямой.

1

12.02

125

Построение на координатной прямой чисел вида a + n.

1

13.02

126

Сложение отрицательных чисел.

1

14.02

127

Нахождение значений выражения, содержащих отрицательные смешанные числа.

1

15.02

128

Нахождение значений выражения, содержащих отрицательные десятичные дроби.

1

16.02

129

Правило сложения чисел с разными знаками.

1

19.02

130

Сложение десятичных дробей с разными знаками.

1

19.02

131

Сложение смешанных чисел с разными знаками.

1

20.02

132

Нахождение значений выражения, содержащих числа с разными знаками.

1

21.02

133

Правило вычитания чисел.

1

22.02

134

Нахождение длины отрезка на координатной прямой.

1

26.02

135

Решение уравнений с помощью вычитания чисел.

1

 26.02

136

Нахождение значений выражения, содержащих вычитание чисел.

1

27.02

137

Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».

1

 28.02

III триместр

§7

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел(15)

136

Умножение чисел с разными знаками.

1

 1.03

137

Умножение двух отрицательных чисел.

1

2.03

138

Сравнение произведения чисел.

1

 5.03

139

Нахождение значений выражений, содержащих умножение чисел.

1

5.03

140

Деление двух отрицательных чисел.

1

6.03

141

Деление чисел с разными знаками.

1

7.03

142

Решение уравнений, содержащих деление.

1

9.03

143

Нахождение значений выражений, содержащих деление чисел.

1

12.03

144

Рациональные числа.

1

12.03

145

Представление суммы, произведения и частного в виде рационального числа.

1

13.03

146

Периодические дроби.

1

14.03

147

Свойства действий с рациональными числами.

1

15.03

148

Решение уравнений, используя свойство произведения, равного нулю.

1

16.03

149

Нахождение значений выражения, используя свойство действий с рациональными числами.

1

19.03

150

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел».

1

19.03

§8

Решение уравнений(17)

151

Раскрытие скобок, когда перед скобкой стоит знак «+».

1

20.03

152

Раскрытие скобок, когда перед скобкой стоит знак «-».

1

21.03  

153

Составление суммы и разности выражений.

1

22.03

154

Коэффициент

1

2.04

155

Нахождение коэффициента выражения.

1

2.04

156

Подобные слагаемые.

1

3.04

157

Упрощение выражений, используя распределительное свойство умножения.

1

4.04

158

Приведение подобных слагаемых.

1

5.04

159

Раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых.

1

6.04

160

Контрольная работа №12 по теме «Раскрытие скобок».

1

9.04

161

Решение уравнений, используя правило нахождения неизвестных компонентов уравнения.

1

9.04

162

Решение уравнений умножением или делением обеих частей уравнения на одно и то же число.

1

10.04

163

Решение уравнений переносом слагаемых из одной части уравнения в другую.

1

11.04

164

Решение уравнений, предварительно приведя его к линейному виду.

1

12.04

165

Решение уравнений, используя основное свойство пропорции.

1

13.04

166

Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений».

1

16.04

167

Резерв

1

16.04

§9

Координаты на плоскости(18)

168

Перпендикулярные прямые.

1

17.04

169

Построение перпендикулярных прямых.

1

18.04

170

Построение перпендикуляра к прямой.

1

19.04

171

Параллельные прямые.

1

20.04

172

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

23.04

173

Построение параллельных прямых.

1

23.04

174

Координатная плоскость

1

24.04

175

Нахождение координат точки на координатной плоскости.

1

25.04

176

Построение точки по её координатам.

1

26.04

177

Построение геометрических фигур по заданным координатам их вершин.

1

27.04

178

Столбчатые диаграммы.

1

30.04

179

Построение столбчатых диаграмм.

1

30.04

180

Творческие задания по теме «Столбчатые диаграммы».

1

2.05

181

Графики.

1

3.05

182

Определение по графику изменения величин.

1

4.05

183

Построение графиков.

1

7.05

184

Решение задач по теме «Координаты на плоскости».

1

7.05

185

Контрольная работа №14 по теме «Координаты на  плоскости».

1

8.05

Первое знакомство со статистикой, комбинаторикой и элементами теории вероятностей(4)

186

Достоверные, невозможные и случайные события

1

10.05

187

Правило произведения

1

11.05

188

Благоприятные и неблагоприятные исходы

1

14.05

189

Комбинаторные задачи

1

14.05

Итоговое повторение курса 6 класса(15)

190

Решение задач по теме «Делимость чисел».

1

15.05

191

Решение задач по теме «Сокращение дробей».

1

16.05

192

Решение задач по теме «Приведение дробей к общему знаменателю».

1

17.05

193

Решение задач по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

1

18.05

194

Решение задач по теме «Умножение дробей».

1

21.05

195

Решение задач по теме «Применение распределительного свойства умножения».

1

21.05

196

Решение задач по теме «Деление чисел».

1

22.05

197

Решение задач по теме «Нахождение числа по его дроби».

1

23.05

198

Решение задач по теме «Пропорции».

1

24.05

199

Итоговая контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби. Рациональные числа».

1

25.05

200

Решение задач по теме «Сложение чисел с разными знаками».

1

28.05

201

Решение задач по теме «Подобные слагаемые».

1

28.05

202

Решение задач по теме «Координаты на плоскости».

1

29.05

203

Решение задач уравнением

1

30.05

204

Итоговый урок.

1

31.05

Контрольные работы

Контрольная работа №1 по теме «Делимость чисел»

Контрольная работа №2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Контрольная работа №4 по теме «Умножение дробей».

Контрольная работа №5 по теме «Деление дробей».

Контрольная работа №6 по теме «Задачи на дроби. Дробные выражения».

Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции».

Контрольная работа №8 по теме «Решение уравнений».

Контрольная работа №9 по теме «Положительные и отрицательные числа».

Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел».

Контрольная работа №12 по теме «Раскрытие скобок».

Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений».

Контрольная работа №14 по теме «Координаты на  плоскости».

Итоговая контрольная работа «Обыкновенные дроби.Рациональные числа.»

Литература для учителя

  1. Жохов В.И., Преподавание математики в 5 и 6 классах.-М.Мнемозина, 2004-2007.
  2. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.
  3. Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.
  4. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.
  5. Энциклопедия для детей. Математика-М, Аванта+, 2002.

Литература для учащихся

  1. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.
  2. Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.
  3. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.
  4. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Рассмотрено:                             Согласовано:                                       Утверждаю:  

на заседании  МК                        заместитель  директора по УВР         Директор МБОУ СОШ№10

протокол                                       ______ О.Н.Давыдова                           ______    Л.М.Моисеева

от _______№____                                                                                          приказ от 31.08.2012г. №__                _______Л.П.Адиева

Согласовано:

руководитель ГМО

______ Г.Г.Гатауллина

№___  от  28.08.2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

В 6А КЛАССЕ

НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ — 204

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ —6

Автор-составитель: учитель математики первой категории

                         Ситникова Ольга  Владимировна

Составлена  в соответствии с программой

общеобразовательных учреждений

составитель Т.А.Бурмистрова-2010г.

Учебник «Математика,6 класс» / Петерсон Л.Г. и др.

М.: Ювента, 2011.

г.Октябрьский

2012г.

Пояснительная записка

      Рабочая программа учебного курса «Математика» для 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») на основе Примерной программы основного общего образования по математике( Кубышева М.А. УМЦ «Школа 2000…», 2007г.) и программы курса «Математика» авторов Петерсон Л.Г., Дорофеев Г.В. и учебного плана МБОУ СОШ№10 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Место предмета в базисном учебном плане МБОУ СОШ №10

     Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 204 ч из расчета 6 ч в неделю в  VI классе.

Цели и задачи обучения

             Изучение математики в 5-6 классах направлено на достижение следующих целей:

- освоение овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- начать формирование представлений об идеях и методах математики, как универсального языка науки и техники, средство моделирования линий и процессов;

- продолжить воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

       В ходе преподавания математики в 5-6 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обратить внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

- работы с математическими моделями, приемами их построения и исследования;

- методами исследования реального мира, умения действовать в нестандартных ситуациях;

- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса;

- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой;

- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использование информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

На изучение математики в 6-х классах отводится  204 часа из расчета 6 часов в неделю.

Требование к уровню подготовки  учащихся

                                 В результате изучения математики ученик должен:

Арифметика

Уметь:

- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначными знаменательными числителем;

- переходить от одной формы записи чисел к другой, представляет десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;

- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа, находить значения числовых выражений;

- округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;

- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.

Использовать приобретенные знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- решения несложные практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

 - интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанные с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Алгебра

Уметь :- переводить условия задачи на минимальный язык;

- использовать методы работы с математическими моделями;

- осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

- изображать числа точками на координатной прямой;

- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.

Геометрия

Уметь:

- распознавать отрезок, луч, прямую, угол, виды углов, параллелепипед, куб, цилиндр, конус, пирамиду, шар.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- решение несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Содержание  рабочей программы

(6 часов в неделю, всего 204 ч )

Распределение учебных часов по главам

№ темы

Название темы

Количество часов

Повторение

2

1.

Глава 1.Язык и логика

19

2.

 Отрицание высказываний

7

3.

 Переменная

12

4.

 Глава 2.Арифметика

68

5.

  Числа и действия с ними

18

6.

 Проценты

22

7.

Отношения

10

8.

Пропорциональные величины

18

 Глава3.Рациональные числа

67

9.

Понятие рационального числа

10

10.

Арифметика рациональных чисел

24

8.

 Уравнения

18

9

 Координатная плоскость

8

10.

 Логическое следование

7

11.

 Глава 4.Геометрия

36

12.

Геометрические фигуры на плоскости

11

13.

Геометрические фигуры в пространстве

8

14.

Геометрические величины и их измерение

9

15.

Симметрия фигур

8

16.

Повторение

12

Итого

204

Контрольных работ

10

1. Повторение (2 ч).

2. Язык и логика (19ч), из них контрольные работы 1 час.

Понятие отрицания. Противоречие. Отрицание общих высказываний. Способы выражения отрицания общих высказываний и высказываний о существовании в естественном языке.

Переменная. Выражения с переменными. Предложения с переменными. Переменная и кванторы. Отрицание утверждений с кванторами.

3. Числа и действия с ними (18 ч), из них контрольные работы 1 ч.

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. Задачи на движение по реке.

Среднее арифметическое.

4. Проценты (13ч), из них контрольные работы 1 ч.

Понятие о проценте. Задачи на проценты. Простой процентный рост. Сложный процентный рост.

5. Отношения и пропорции. Пропорциональные величины (35 ч), из них контрольные работы 2 ч.

Понятие отношения. Связь понятия отношения со сравнением «больше (меньше) в … раз». Отношения величин и чисел. Процентное отношение.

Масштаб. Понятие пропорции. Крайние и средние члены пропорции. Основное свойство пропорции. Нахождение неизвестного члена пропорции. Свойства и преобразование пропорции.

Зависимости между величинами. Прямая и обратная пропорциональность. Графики прямой и обратной пропорциональности.

Решение задач с помощью пропорций. Пропорциональное деление.

6. Рациональные числа (36 ч), из них контрольные работы 2 ч.

Отрицательные числа. Целые и рациональные числа. Совпадение понятий «натуральное число» и положительное целое число. Координатная прямая. Изображение чисел на координатной прямой.

Сравнение рациональных чисел. Модуль рационального числа. Геометрический смысл модуля. Арифметические действия с рациональными числами. Сложения и вычитание чисел и движения по координатной прямой. Алгебраическая сумма. О системах счисления.

7. Решение уравнений (26 ч), из них контрольные работы 1 ч.

Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые.

Уравнение как предложение с одной или несколькими переменными. Корень уравнений. Множество корней.

Основные методы решения уравнений; метод проб и ошибок, метод перебора, равносильные преобразованию.

Решение уравнений. Решение задач методом уравнения.

Координатная плоскость. Функциональная зависимость величин.

8. Логическое следование (7 ч).

Понятие логического следования. Отрицание следования. Обратное утверждение. Следование и равносильность. Следование и свойства предметов.

9. Геометрические фигуры на плоскости и в пространстве (38 ч), из них контрольные работы – 1 час.

Из истории геометрии. Рисунки и определения геометрических понятий. Неопределяемые понятия.

Свойства геометрических фигур. Классификация фигур по свойствам.

Геометрические инструменты. Построения циркулем и линейкой. Простейшие задачи на построение. Замечательные точки в треугольнике.

Геометрические тела и их изображение. Многогранники. Тела вращения.

Геометрические величины и их измерения.

Красота и симметрия. Преобразование плоскости.

Правильные многоугольники. Правильные многогранники.

10. Повторение (12ч), из них контрольные работы – 1 час.

Календарно-тематическое планирование

 по математике в 6А классе.

6 уроков в неделю. Всего 204 урока.

№ урока

Содержание учебного материала

К-во

часов

Дата по плану

Дата факт.

I триместр

1

Повторение. Решение примеров по теме «Действия с дробями»

1

1.09

2

Повторение. Решение примеров по теме «Математическая модель»

1

4.09

Глава 1. Язык и логика

19

Отрицание высказываний

7

3

Понятие отрицания.

1

5.09

4

Закон исключенного третьего

1

6.09

5

Отрицание общих высказываний.

1

7.09

6

Составление отрицаний общих высказываний

1

7.09

7

Общие высказывания и их отрицания

1

8.09

8

Отрицание высказываний о существовании.

1

11.09

9

Составление отрицаний высказываний о существовании

1

12.09.

Переменная

12

10

Переменная. Выражения с переменными.

1

13.09

11

Составление выражений с переменными.

1

14.09

12

Предложения с переменными.

1

14.09

13

Составление предложений с переменными.

1

15.09

14

Переменная и кванторы.

1

18.09

15

Составление утверждений с помощью кванторов  и

1

19.09

16

Переменная и кванторы

1

20.09

17

Составление отрицаний с помощью кванторов.

1

21.09

18

Отрицание утверждений с кванторами

1

21.09

19

Отрицание утверждений с кванторами существования и общности

1

22.09

20

Задачи для самопроверки.

1

25.09

21

Контрольная работа № 1по теме «Язык и логика»

1

26.09

Глава 2. Арифметика.

 

Числа и действия с ними

18

22

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.

1

27.09

23

Метод умножения на общий знаменатель.

1

28.09

24

Решение примеров с обыкновенными и десятичными дробями.

1

28.09

25

Использование законов сложения и умножения для решения примеров.

1

29.09

26

Вычисления «по цепочке»

1

2.10

27

Действия с обыкновенными и десятичными дробями.

1

3.10

28

Нахождение части от числа, полученного после действий с обыкновенными и десятичными дробями.

1

4.10

29

Нахождение числа по его части после действий с обыкновенными и десятичными дробями.

1

5.10

30

Задачи на движение по реке.

1

5.10

31

Скорость по течению, скорость против течения.

1

6.10

32

Собственная скорость

1

9.10

33

Решение задач на движение по реке.

1

10.10

34

Среднее арифметическое.

1

12.10

35

Нахождение среднего арифметического.

1

12.10

36

Решение задач по теме «Среднее арифметическое».

1

13.10

37

Решение примеров на нахождение среднего арифметического

1

16.10

38

Задачи для самопроверки.

1

17.10

39

Контрольная работа № 2 по теме «Дроби. Задачи на движение. Среднее арифметическое»

1

18.10

Проценты

22

 

40

Понятие о проценте.

1

19.10

41

Проценты и дроби

1

19.10

42

Решение задач по теме «Понятие о проценте».

1

20.10

43

Задачи на проценты.

1

23.10

44

Нахождение процента от числа.

1

24.10

45

Нахождение процента от числа.

1

25.10

46

Нахождение  числа по его процентам.

1

27.10

47

Решение примеров по теме «Нахождение  числа по его процентам»

1

30.10

48

Решение задач на проценты.

1

31.10

49

Задачи на проценты

1

6.11

50

Решение задач на проценты

1

7.11

51

Задачи для самопроверки.

1

8.11

52

Контрольная работа № 3 по теме «Проценты»

1

9.11

53-56

Резерв.

4

9.11

57

Простой процентный рост.

1

10.11

58

Решение задач по теме «Простой процентный рост».

1

13.11

59

Сложный процентный рост.

1

14.11

60

Задачи по теме «Сложный процентный рост».

1

15.11

61

Решение задач по теме «Сложный процентный рост».

1

16.11

Отношения

10

62

Понятие отношения.

1

 16.11

63

Масштаб.

1

17.11

64

Понятие пропорции

1

20.11

65

Основное свойство пропорции.

1

21.11

66

Решение задач по теме «Основное свойство пропорции».

1

22.11

67

Свойства и преобразования пропорций.

1

23.11

68

Свойства пропорций.

1

23.11

69

 Преобразования пропорций.

1

24.11

70

Задачи для самопроверки.

1

27.11

71

Контрольная работа № 4 по теме «Отношения»

1

28.11

Пропорциональные величины

18

72

Зависимость между величинами.

1

29.11

73

Решение задач по теме «Зависимость между величинами».

1

30.11

74

Прямая  пропорциональность.

1

 30.11

II триместр

75

Обратная пропорциональность.

1

1.12

76

График прямой  пропорциональности.

1

4.12

77

График  обратной пропорциональности.

1

5.12

78

Задачи и пропорции.

1

6.12

79

Решение задач с помощью прямой пропорциональности.

1

7.12

80

Решение задач с помощью обратной пропорциональности.

1

7.12

81

Задачи с помощью пропорций.

1

8.12

82

Решение задач с помощью пропорций.

1

11.12

83

Пропорциональное деление.

1

12.12

84

Пропорциональное деление

1

13.12

85

Решение задач на пропорциональное деление.

1

14.12

86

Задачи для самопроверки.

1

14.12

87

Контрольная работа № 5 по теме «Пропорциональные величины»

1

15.12

88-89

Резерв

2

18.12

Глава 3. Рациональные числа.

67

Понятие рационального числа

10

90

Положительные и отрицательные числа.

1

19.12

91

Отрицательные числа

1

20.12

92

Задачи по теме «Положительные и отрицательные числа».

1

21.12

93

Решение задач по теме «Положительные и отрицательные числа».

1

21.12

94

Противоположные числа и модуль.

1

22.12

95

Модуль.

1

25.12

96

Задачи по теме «Противоположные числа и модуль»

1

26.12

97

Решение задач по теме «Противоположные числа и модуль».

1

27.12

98

Сравнение рациональных чисел.

1

28.12

99

Решение задач по теме «Сравнение рациональных чисел».

1

28.12

Арифметика рациональных чисел

24

100

Сложение рациональных чисел.

1

15.01

101

Сложение двух отрицательных чисел.

1

16.01

102

Сложение двух чисел с разными знаками.

1

17.01

103

Сложение чисел с разными знаками.

1

18.01

104

Использование законов для сложения рациональных чисел.

1

18.01

105

Сложение рациональных чисел.

1

19.01

106

Задачи для самопроверки.

1

22.01

107

Контрольная работа № 6 по теме «Понятие рационального числа»

1

23.01

108

Вычитание рациональных чисел.

1

24.01

109

Правило вычитания рациональных чисел.

1

25.01

110

Задачи по теме «Вычитание рациональных чисел»

1

25.01

111

Решение задач по теме «Вычитание рациональных чисел»

1

26.01

112

Решение задач по теме «Вычитание рациональных чисел»

1

29.01

113

Умножение рациональных чисел.

1

30.01

114

Задачи по теме «Умножение рациональных чисел».

1

31.01

115

Решение задач по теме «Умножение рациональных чисел».

1

1.02

116

Использование законов умножения рациональных чисел.

1

1.02

117

Деление рациональных чисел.

1

2.02

118

Задачи по теме «Деление рациональных чисел».

1

5.02

119

Решение задач по теме «Деление рациональных чисел».

1

6.02

120

Какие числа мы знаем.            

1

7.02

121

О системах счисления.

1

8.02

122

Задачи для самопроверки.

1

8.02

123

Контрольная работа № 7 по теме «Арифметика рациональных чисел»

1

9.02

Уравнения

18

124

Раскрытие скобок.

1

12.02

125

Упрощение выражений.

1

13. 02

126

Решение задач по теме «Раскрытие скобок.».

1

14.02

127

Коэффициент.

1

15.02

128

Решение задач по теме «Коэффициент».

1

15.02

129

Подобные слагаемые.

1

16.02

130

Приведение подобных слагаемых.

1

19.02

131

Решение задач по теме «Подобные слагаемые».

1

20.02

132

Понятие уравнения.

1

21.02

133

Уравнения.

1

22.02

134

Решение уравнений.

1

22.02

135

Решение уравнений.

1

23.02

136

Решение задач с помощью уравнений.

1

26.02

137

Решение задач методом уравнений.

1

24.02

138

Решение задач с помощью уравнений.

1

28.02

III триместр

139

Задачи и уравнения.

1

1.03

140

Решение задач с помощью уравнений.

1

1.03

141

Решение задач с помощью уравнений.

1

2.03

Координатная плоскость

8

142

Координатная плоскость.

1

 5.03

143

Плоскость координат.

1

6.03

144

Рисунки на координатной плоскости.

1

7.03

145

Графики зависимостей величин.

1

9.03

146

График прямой пропорциональности.

1

12.03

147

График обратной пропорциональности

1

13.03

148

Задачи для самопроверки.

1

14.03

149

Контрольная работа № 8 по теме «Уравнения»

1

15.03

Логическое следование

7

150

Понятие логического следования.

1

15.03

151

Отрицание следования.

1

16.03

152

Обратные утверждения.

1

19.03

153

Решение задач по теме «Обратные утверждения».

1

20.03

154

Следование и равносильность.

1

21.03

155

Следование и свойства предметов.

1

22.03

156

Резерв.

1

22.03

Глава 4. Геометрия

36

Геометрические фигуры на плоскости

11

157

Рисунки и определения геометрических понятий.

1

2.04

158

Определения геометрических понятий

1

3.04

159

Свойства геометрических фигур.

1

4.04

160

Геометрические фигуры и их свойства

1

5.04

161

Свойства геометрических фигур

1

5.04

162

Задачи на построение. Замечательные точки в треугольнике.

1

6.04

163

Построение биссектрисы угла.

1

9.04

164

Построение середины отрезка.

1

10.04

165

Построение медиан треугольника.

1

11.04

166

Построение биссектрис треугольника.

1

12.04

167

Построение высот треугольника

1

12.04

Геометрические фигуры в пространстве

8

168

Геометрические тела и их изображения.

1

13.04

169

Пирамида. Конус.

1

16.04

170

Призма. Цилиндр.

1

17.04

171

Многогранники.

1

18.04

172

Правильные многогранники.

1

19.04

173

Решение задач по теме «Многогранники».

1

19.04

174

Тела вращения.

1

20.04

175

Решение задач по теме «Тела вращения».

1

23.04

Геометрические величины и их измерение

9

176

Измерения величин. Длина, площадь, объем.

1

24.04

177

Измерения величин.

1

25.04

178

Вычисление площадей.

1

26.04

179

Вычисление объемов.

1

26.04

180

Мера угла. Транспортир.

1

27.04

181

Транспортир и мера угла.

1

30.04

182

Измерение углов.

1

1.05

183

Задачи для самопроверки.

1

2.05

184

Контрольная работа № 9 по теме «Геометрия»

1

3.05

Симметрия фигур

8

185

Красота и симметрия.

1

3.05

186

Решение задач по теме «Красота и симметрия».

1

4.05

187

Преобразование плоскости.

1

7.05

188

Решение задач по теме «Преобразование плоскости»

1

8.05

189

Правильные многоугольники.

1

9.05

190

Решение задач по теме «Правильные многоугольники».

1

10.05

191

Правильные многогранники.

1

10.05

192

Решение задач по теме «Правильные многогранники»

1

11.05

 

Повторение

12

193

Задачи на проценты

1

14.05

194

Основное свойство пропорции

1

15.05

195

Положительные и отрицательные числа

1

16.05

196

Сложение и вычитание рациональных чисел

1

17.05

197

Умножение и деление рациональных чисел

1

18.05

198

Решение уравнений

1

21.05

199

Координатная плоскость

1

22.05

200

Итоговая контрольная работа

1

28.05

201

Геометрические фигуры на плоскости

1

29.05

202

Геометрические фигуры в пространстве

1

30.05

203

Симметрия фигур

1

31.05

204

Как мы рассуждаем. Доказательства в алгебре и геометрии.

1

31.05

Литература

  1. Математика 5-6 класс: Методические материалы к учебникам Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон. // Составитель М.А.Кубышева – М.: УМЦ «Школа 2000». Издательство «Ювента», 2006.
  2. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г., Математика. 6 класс. Часть 1,2,3. – М.: Издательство «Ювента», 2011.
  3. Кубышева М.А.. Сборник самостоятельных и контрольных работ к учебникам математики 5-6 классов Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2011.
  4. Математика.Внеурочные занятия 5-6 классы,2011г.,Т.Б.Анфимова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике 5 класс, авторы Л.Г.Петерсон, Г.В.Дорофеев

Рабочая программа по математике 5 класс автор Л.Г.Петерсон,Г.В.Дорофеев на 2013-2014 г...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Рабочая программа по математике для 5 классов по учебнику Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон

Рабочая программа по математики для 5 классов включает в себ\ титульный лист,пояснительная записка,тематический план,содержание учебного предмета,требования к уровню подготовки учащихся,критерии ...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...

Рабочая программа Предмет: математика Класс: 10

Рабочая программа   Предмет: математика...


 

Комментарии

Куадже Ася Шумафовна

Ольга Владимировна! Чтобы подобрать рабочую программу для работы нам, педагогам, нужно просмотреть много источников. Я решила Вас поддержать. Интересно было бы узнать,понравились ли Вам мои работы.

Кожухова Людмила Борисовна

хорошая,добротная рабочая программа. Посмотрите мою работу. За вашу я проголосовала. Удачи!!