"Слагаемые. Сумма", - открытый урок по математике в 1 классе
план-конспект урока по алгебре по теме

Труфанова Ольга Олеговна

Урок был показан на городском семинаре "Преемственность в работе детского сада и школы по здоровьесбережению воспитанников/обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trufanova_o.o._otkrytyy_urok.docx28.38 КБ
Файл summa.slagaemye.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 (IV вида) Кировского района Санкт-Петербурга

План – конспект открытого урока

Предмет: математика

Урок № 44

Тема урока: Слагаемые. Сумма.

                                                                                  Урок подготовлен и проведён

учителем нач. классов

II квалификационной категории

Труфановой О.О.

Санкт-Петербург

2012 год

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия – умения читать и записывать суммы.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов – слагаемое, сумма.

Формирование УУД:

  1. Личностные действия: самоопределение, смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом), нравственно-этическая ориентация.
  2. Регулятивные действия: целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено), планирование (составление плана последовательности действий), прогнозирование, контроль, коррекция, оценка (осознание качества и уровня усвоения), саморегуляция (способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
  1. Познавательные действия: выведение следствий из определения понятия, использование индуктивного умозаключения, овладение приёмами анализа и синтеза объекта.
  2. Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал (в                    индивидуальных конвертах), интерактивная доска.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, встаньте, пожалуйста, около своих парт, повернитесь к нашим гостям и поздоровайтесь с ними. А теперь тихонько сядьте на свои места.

- Проверьте, чтобы на ваших партах учебник стоял на подставке, на краю стола должна лежать тетрадь, пенал и белый конверт.

II.      Самоопределение к учебной деятельности

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новыми математическими понятиями, повторим уже изученный материал. Вы готовы узнать что-то новое?

III.      Актуализация полученных знаний

  1. – Ребята, какое сейчас время года?

- Поверните головки налево и посмотрите в окошко. Какую погоду сегодня подарила нам осень?

- Я вам приготовила маленький  сюрприз. Всё внимание на экран. (Слайд 1)

- Сегодня мы с вами ненадолго вернёмся в лето. Куда именно мы попали?

- Каких животных можно встретить на полянке?

- А мы с вами встречаем пчёлку, которая очень любит математику и поэтому приготовила для вас несколько заданий. И самое первое – устный счёт.

2)  - Сейчас на экране будут поочерёдно  появляться примеры. Вы должны мысленно проговорить пример, решить его, а потом дать ответ. Будьте внимательны и не забывайте поднимать руку перед тем, как ответить. (Слайд 2)

     6 + 2 = 8

     1 + 5 = 6

     5 + 2 = 7

     2 + 1 = 3

     7 + 2 = 9

- Что объединяет все эти выражения?

- Как называется действие, которое вы выполняли?

- Вы умеете читать эти выражения по-разному. Давайте попробуем! (Чтение примеров с использованием слов «увеличить на…»)

- Молодцы! Но оказывается, что пчёлка приготовила не простые примеры, а с секретом. Вы любите секреты?

- К этим выражениям прилагается ключ, с помощью которого мы сможем расшифровать слово-пароль к уроку. Вам интересно узнать это слово?

(На слайде появляется табличка-ключ)

- Итак, каждой цифре (это и есть значения наших выражений) соответствует определённая буква (вы их видите в рамочке в нижнем ряду). Мы сейчас совместим буквы с выражениями и проверим, расшифруется слово-пароль или нет.

- Какая буква соответствует цифре 8?7?3?9?6?

- А теперь прочитаем, что же у нас получилось? (ХЕПУС)

- Есть такое слово в русском языке?

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получилось нужное нам слово?

- Верно, если вы правильно переставите буквы – то получится слово-пароль!

- (Слайд 3) Прочитайте, что же у нас получилось?

- Молодцы! Конечно же, это слово «успех». Пчёлка вами очень довольна и надеется, что весь урок будет таким же успешным, как и его начало.

3) (Работа со счётным материалом)

- Ребята, какие ягоды вы знаете?

- Наша пчёлка, с которой вы уже знакомы, решила сварить варенье, а заодно придумала вам задание.

- Сейчас вы будете работать в парах. Повернитесь к своему партнёру, посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Настройтесь на работу.

- А теперь возьмите с края парты конверт, выложите из него счётный материал и аккуратно разложите перед собой.

- В каждой паре есть человек, который сидит справа. Поднимите руку те ребята, которые сидят справа.

- Какие же ягоды пчёлка приготовила для вас? Сколько их? (4 ягоды клубники)

- Поднимите руку те ребята, которые сидят слева. Какие ягоды у вас и сколько их? (2 ягоды ежевики)

- А теперь придвиньте ваши ягоды друг к другу. Что можно узнать, выполнив это действие?

- Подумайте, а какое математическое действие вы выполнили, когда соединили ягоды?

IV. Физминутка

- Пчелка хочет познакомить вас со своими друзьями. Итак, давайте мы с вами тоже выйдем на луг и немного отдохнем.

Вышли уточки на луг,

Кря – кря – кря!

Пролетел веселый жук –

Ж – ж – ж!

Гуси шеи выгибают –

Клювом перья расправляют.

Зашептал в воде камыш,

И опять настала тишь: ш – ш – ш…

- Теперь тихонько сядьте.

V. Постановка темы и цели урока

- Откройте учебник на той странице, где заложена закладка. Переверните, закройте правую страничку – работаем на левой.

- Рассмотрим картинку. Кто на ней изображён? Давайте придумаем имена мальчику и девочке.

- Обратите внимание - дети работают в паре, так же, как и вы.

- Что они строят? Из скольких кубиков состоит башня девочки? Башня мальчика?

- Посмотрите на движение рук ребёнка. Как вы думаете, что они хотят сделать со своими башнями? (Составить из двух одну)

-Можем ли мы записать это действие математически?

- Почему выбрали именно сложение?

- Откройте тетради. Найдите число, рабочую строку и поставьте точку.

- Итак, какое же действие запишем?

(3+2=5)

- Мы уже вспоминали, как такие выражения можно читать по-разному. Читаем вторым способом, используя слова «увеличить на…».

- Сегодня мы с вами узнаем, что не только действие умеет название, но и числа при сложении имеют свои имена.

VI. Изучение новой темы

- (Слайд 4) В древнерусском языке слово «слагать» означало «соединять». Люди слагали песни, стихи, т.е. соединяли слова, чтобы получить какие-либо произведения.

- Мы с вами на уроках математики тоже слагаем, соединяем числа. И числа эти получили свои имена! Кто догадается,  какие?

(Повторяем хором)

- Возвращаемся к нашему выражению.

3+2=5

- Сколько чисел складываем? Назовите их.

- Как мы теперь их будем называть?

3 – слагаемое

2 – слагаемое

- А что же такое 5? Это сумма.

(Хором проговариваем выражение, называя компоненты).

- Закройте учебники.

VII. Закрепление изученного

  1. – Итак, вернемся к нашему варенью, придвиньте к себе картинки с  ягодами.

– Сколько ягод клубники? Ежевики?

- Какое выражение можно составить? (4 + 2 - Запись на доске)

- Прочитайте это выражение хором, используя новые названия чисел.

- Чего не хватает? (Результата - суммы)

- Читаем еще раз.

  1. Работа в учебнике.

– Откройте учебник,  найдите задание №1. Рассмотрите эти выражения.  Что их объединяет? (Это все примеры на сложение)

- Работаем со вторым выражением.

- Попробуй прочитать по новому, так как научились на этом уроке.

(Прочитали, запишем в тетрадь)

- Чему же равна сумма?

VIII. Зрительная гимнастика

(«Пчёлка»)

IIХ. Закрепление изученного. Продолжение.

– Немного потренируемся. Кто же из вас самый внимательный и быстрый! Задание №2.

- Сколько столбиков, строк?

- Работаем с 1, 2 и 3 столбиками.

- Я выбираю первое выражение и читаю его, используя новую терминологию. Вы должны найти это выражение и поставить под него пальчик или указку. А потом мы проверим.

- Задание понятно?

- Итак, 1-ое слагаемое 6,  2-ое слагаемое – 2.

(Запишем это выражение в тетрадь, читаем ещё раз, находим значение выражения).

VIII. Рефлексия

- Закройте учебники, тетради.

- Много нового узнали сегодня на уроке?

- Вспомните, какое слова расшифровали в начале урока? Добились ли вы успеха?

- Пчелка прощается с вами. Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика 1 класс Слагаемые. Сумма. Презентация создана учителем нач. классов школы-интерната №2 Труфановой О.О.

Слайд 3

6+2 1+5 5+2 2+1 7+2 = 8 = 6 = 7 = 3 = 9 6 8 7 3 9 х п у с е х е п у с

Слайд 4

у с п е х

Слайд 5

слагать слагаемое

Слайд 6

2 + 3 = 5 2 слагаемое - 3 - слагаемое 5 - сумма

Слайд 8

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 6 класс

Урок математики в  6 классе   Тип урока: урок закрепления и формирования новых знаний.   Цели урока: обучающие– закрепление  навыков  умножения и деления  десятичны...

Открытый урок по математике 5 класс "Уравнение"

Обобщающий урок по теме "Уравнение"...

Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

Технологическая карта и презентация к открытому уроку по математике 5 класс в рамках региональной "Недели математики-2016"

Технологическая карта и презентация к открытому уроку математики "Прямоугольник. Ось симметрии  фигуры" в рамках региональной НЕдели математики-2016...

Открытый урок по математике 5 класс «Математика здоровья».

Урок обобщения и систематизации  в 5 классе...