Открытый урок по теме: "Формулы сокращённого умножения" введение
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме

Козлова Наталья Борисовна

Работа включает презентацию имеющую гиперссылку на физминутку и  геометрический смысл формулы "Квадрат суммы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок - исследование по алгебре в 7 классе/ уч.к.: А.Г.Мордкович

Учитель: Козлова Наталья Борисовна

Тема урока: « Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»

Цели

1. Образовательная: Вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел. Сформировать умение практически их применять.

2.  Развивающая: развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности учащихся, математической речи, памяти, интереса к математике, умения рассуждать.

3.  Воспитательная: воспитание познавательной деятельности учащихся, активности, внимательности, самостоятельности.

Оборудование: мультимедийная компьютерная техника, маркерная доска, раздаточные материалы,  карточки с тестовыми заданиями.

План урока.

  1. Организационный момент.
  1. Мотивационно - ориентировочный этап.
  1. Актуализация опорных знаний.
  2. Исследовательская работа
  3. Физкультминутка
  1. Геометрическая интерпретация.
  1. Закрепление нового материала.
  1. Итог урока.

Ход урока .

Для проведения урока и исследовательской работы учащиеся объединяются в группы. В них входят ребята с разной математической подготовкой.

1. Здравствуйте ребята. Садитесь, сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-исследование.

Эпиграф нашего урока: «У математиков существует свой язык- это формулы»  /С.В. Ковалевская

Девиз урока: Китайская мудрость гласит,

«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,         (2 слайд)

         я делаю – я понимаю» 

Сегодня мы будем следовать ее указаниям.

1 задание: Найдите произведение двучленов:  (3 слайд)

№п/п

Я хочу проверить себя.

ФИ____________

1

(х+5)(х+3)=

____________________

=___________

2

(а+с)(а+с)=

___________________

=___________

3

(х+3)(х+3)=

___________________

=___________

4

(х+5)(х+5)=

___________________

=___________

  1. Определите, какое из данных выражений лишнее? (второе, потому что в нём нет чисел.)

Присмотритесь к этому выражению внимательней! Подумайте, можно ли по другому его записать? (Да, в виде квадрата). 

А какие ещё выражения из данных можно также записать? (3 и 4-ое)

  1. Таким образом, что общего у этих выражений?  ( Их можно записать в виде квадрата двучлена)
  2. PS. записать на доске слева от таблицы на маркерной доске: (а+с)2; и т.д.

2задание: Внимательно посмотрите  на наши результаты  и спрогнозируйте результат в выражении: (с + n)2.  (4 слайд)

2. 

Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Научиться возводить в квадрат такие выражения.)

А что значит возвести выражение в квадрат?

-значит, оно умножается на себя два раза.

То есть мы сегодня  на уроке познакомимся с формулами: квадрат суммы и разности двух выражений.

А как вы думаете для чего нужны формулы? ??????

Правильно, они упрощают вычисления.

Еще с помощью формул, которые вы выведете сегодня, можно  возводить большие  числа в квадрат и довольно быстро, но с этим мы познакомимся поздней. А сейчас послушаем выступление о возникновении формул.

Доклад.    (5 слайд)

Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Первые общие утверждения о тождественных преобразованиях встречаются у древнегреческих математиков, начиная с шестого века до н.э. Среди математиков Древней Греции было принято выражать все алгебраические утверждения в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, произведение двух чисел истолковывали как площадь прямоугольника. Отказ от геометрической трактовки наметился у Диофанта Александрийского, жившего в 3 веке. В его работах появляются зачатки буквенной символики и специальных обозначений. Формулы квадрата суммы и разности двух выражений знали еще в Древнем Вавилоне, а древнегреческие математики знали ее геометрическое истолкование.

Учитель:  Спасибо за содержательное сообщение.  Так появились формулы сокращённого умножения. Их несколько.  Сегодня  нам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул.

Итак, тема нашего урока:  "Знакомство с квадратом суммы и разности двух выражений."

3. Устные  упражнения.     (6 слайд)

  1.  Прочитайте  выражения.

  1. а + b
  2. c – у
  3.   aх 
  4.  (а +b)2       
  5.  (х –у)2           

      2.    Найдите  квадраты  выражений. (7 слайд)

  1. Найдите  квадраты  выражений: b ;  - 3 ;  6а ;  7х2 у3?
  2. Найдите  произведение  5 b  и  3 с.
  3. Чему  равно  удвоенное  произведение  этих  выражений?
  4. Как найти площадь квадрата со стороной а?
  5.  Площадь прямоугольника со сторонами а и в?

4.  Давайте почувствуем себя первооткрывателями и выполним исследовательскую работу. (8слайд)

  Каждой группе предлагается заполнить исследовательскую карту.

№п/п

Выполните задания

Продолжите выполнение действия:


(а + b)2=(а + b)∙ (а + b)=__________________________________________


Таким образом получится, что  (а + b)2=____________________

Расставьте в правиле знаки разделения ║ так, чтобы разбить его на отдельные действия:


Квадрат  суммы  двух  выражений  равен  квадрату  первого  выражения  плюс  удвоенное  произведение  первого  и  второго  выражений  плюс  квадрат  второго  выражения.

Поясните следующую схему, сравнив её с правилом:

(■ +▲)2=■2+2∙■∙▲ +▲2

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Изменится  ли  результат, если  формулу   (а + b)2,  поменять на  (а – b)2? ____________

Проверьте ваше предположение?

(а – b)2=(а – b)∙ (а – b)=__________________________________________

Поясните формулу схемой:

(■ −▲)2=_____________________________________________________

Заполните пропуски:

Квадрат  ________  двух  выражений  равен  квадрату  первого  выражения  ________  удвоенное  произведение  первого  и  второго  выражений  ________  квадрат  второго  выражения.

   Как вы думаете, почему  эти  формулы  называются  формулами  

   сокращённого   умножения?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Обсуждение полученных результатов /у доски желающие.

           Итак, запишите формулы в тетрадь(9 слайд)

(а + b)2 =  а 2 + 2аb + b2  

(а – b)2 =  а 2 – 2аb + b2

Вопросы: Сравните их мысленно.

             1) Есть  ли  нечто  общее  в  условиях  и  ответах?

              2) После  применения формулы  подсчитайте,  сколько  получилось  членов  в  каждом  многочлене?    (трёхчлен)

 5. Проведём   физкультминутку (гиперссылка на др.презентацию, 10 слайд)        

6,  Геометрическая интерпретация формулы квадрата суммы

(гиперссылка на др.презентацию+ 11 слайд)        

    После просмотра  презентации, объясните : " Чему равна площадь квадрата со стороной а+в.? "

Ответ: Сумме площадей квадрата со стороной а, двух площадей прямоугольников со сторонами а и в и площади квадрата со стороной в

7.   (12слайд) 

Приступаем  к  работе:

1) Замените  пропуски-квадратики на соответствующие выражения, так, чтобы получилась формула. 

а) (а+b)2= * 2+2  b+b2 

б) (m-*  )2=m2-20m+ *

в) (  *+3)2=х²+*  х+ *

  2) (если позволяет время) В  соответствии  с  образцом,  указанным  учителем:  (4х+5у)2=(4х)2+2∙4х∙5у+(5у)2=16х2+40ху+25у2

 "Доброволец"   преобразовывает выражение  вида (3а-7b)2

 3) Групповая работа. Каждая группа работает  самостоятельно, получив тестовое задание. Ответ запишите в таблицу.

Задания

А

Б

В

(с + 7)2

c2 + 7c +49

c2 - 14c + 49

c2 +14c + 49

(9 - у)2

81 - 9у + y2

81 - 18у + y2

81 + 18у +y2

(10 + а)2

100+ 20а +а2

20+ 20а+ а2

100+10а+а2

(2x– 3y)2

4x2 -12xy + 9y2

2х² – 6y + 3y2

4x2 + 12xy + 9y2

Результаты работы с тестами учащиеся записывают на доске, производится проверка с помощью ключа.

1

2

3

4

В

Б

А

А

8. Итог  урока

1) Домашнее задание: 

1) Повторить  формулы  квадрата  суммы  и  разности  двух  выражений.

Уметь объяснять, как  выводятся  формулы  (а ± b)2.

2) №  28.1-28.6(а,б).

2) Рефлексия

 Выставление отметок.



Подписи к слайдам:


Урок-исследование« Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»
«У математиков существует свой язык- это формулы»С.В. Ковалевская
Выполните работу:
№п/п
Проверьте себя.
1
(х+5)(х+3)=
=__________
2
(а+с)(а+с)=
=__________
3
(х+3)(х+3)=
=__________
4
(х+5)(х+5)=
=__________
Спрогнозируйте результат в выражении: (c + n)2=_____________
Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Так появились формулы сокращённого умножения.
Пифагор
Прочитайте выражения
а) а + bб) c – у в) aхг) (а +b)2 д) (х –у)2
Найдите квадраты выражений: b ; - 3 ; 6а ; 7х2 у3. Найдите произведение 5 b и 3 с. Чему равно удвоенное произведение этих выражений?
№п/п
Выполните задания
1
(а + b)2=(а + b)∙ (а − b)=_____________________________Таким образом получится, что (а + b)2=______________
2
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
3
Поясните: (■ +▲)2=■2+2∙■∙▲ +▲2
4
Изменится ли результат, если изменить (а + b)2 на (а – b)2?
5
(а – b)2=(а – b)∙ (а – b)=___________________________
6
Составьте схему для: (■ −▲)2=_________________
7
Квадрат ______ двух выражений равен квадрату первого выражения ______ удвоенное произведение первого и второго выражений _____ квадрат второго выражения.
Запомните эти формулы
(а + b)2 = а 2 + 2аb + b2 (а – b)2 = а 2 – 2аb + b2
Береги зрение! Работая на компьютере помни: через каждые 15 минут необходимо сделать физминутку для глаз!
( ± )І= І±2 ∙ + І
Геометрическая интерпретация формулы квадрата суммы
Устные задания
а) (а+b)2= 2+2 b+b2б) (m- )2=m2-20m+в) ( +3)2=хІ+ х+
Тест
Задания
А
Б
В
(с + 7)2
c2 + 7c +49
c2 - 14c + 49
c2 +14c + 49
(9 - у)2
81 - 9у + y2
81 - 18у + y2
81 + 18у +y2
(а+10)2
а2 + 20а + 100
а2 + 20а + 20
а2+10а + 100
(2x– 3y)2
4x2 -12xy + 9y2
4x2 +12xy + 9y2
4x2 – 6xy + 9y2
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Ключ
1) Повторить формулы квадрата суммы и разности двух выражений.Уметь объяснять, как выводятся формулы (а ± b)2.2) № 28.1-28.6(а,б),
Довольна оценкой
Было скучно
Мне было интересно
Доволен оценкой
Здорово
Оценка урока - отлично
Урок понравился
Есть вопросы
Я молодец!
Легкая тема
Важная тема
Оценка урока - хорошо
Ничего особенного
Ничего не понятно
Узнал(а) много нового
Итог урокаВыбери

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

назад

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

( a+b) 2 = a a a b a b b b

Слайд 2

( a+b) 2 =a 2 +2ab+b 2 a b а 2 b 2 ab ab a b

Слайд 3

( a+b) 2 = 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме: Формулы. 5 класс

Отработать умение читать и записывать формулы; производить вычисления по формуле пути. Получать производные от нее формулы скорости и времени, умение вычислять площадь прямоугольника, решать задачи, и...

Открытый урок по теме: "Формулы сложения"

Основная цель урока – вывести формулы сложения для косинуса суммы и разности углов, отработать их применение при вычислениях и выполнении преобразований тригонометрических выражений....

Разработка открытого урока на тему "Формулы сокращенного умножения"

Тема урока. Формулы сокращенного умножения.Цель:1. Образовательная: закрепить знания учащихся о формулах сокращенного умножения, сформировать умения применения формул при решении задач.2. Развив...

Конспект открытого урока по теме: «Формулы сокращенного умножения. Разность квадратов»

Урок разработан в соответствии с ФГОС, в нем применяются поисково-познавательные методы, подобрано много разноплановых заданий....

Конспект открытого урока по теме"Формула разности квадратов"

Конспект открытого урока по теме "Формула разности квадратов" с применением Сингапурской технологии обучения....