разработка урока алгебры для обучающихся 9 класса посвященная 150 летию Вернадского В.И.
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему

Барс  Ирина Викторовна

Методическая разработка урока алгебры для обучающихся 9 класса и презентация к уроку посвящена 150 летнему юбилею замечательного ученого Вернадского В.И. В ходе урока учащиеся выполняют задания из ГИА по математики и узнают интересные факты о жизни и деятельности Вернадского

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_vernadskogo.zip2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 г. Томска Иркутский тракт 122/1

 Конспект урока алгебры  в 9 классе  посвященный 150 летию Вернадского В.И.

Автор: учитель математики МАОУ СОШ № 36 г. Томска  

Демчук  Ирина Викторовна

Тип урока: комбинированный

Формы работы:

  1. Устная работа;
  2. Работа на доске и в тетрадях;
  3. Групповая работа;
  4. Индивидуальная работа

Методы работы:

  1. Словесный;
  2. Наглядный;
  3. Практический

Технологии:

  1. Игровые;
  2. Рефлексивные;
  3. Информационные

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели урока
  3. Рассказ учителя о Вернадском В.И.
  4. Выполнение заданий
  5. Выполнение теста о Вернадском В.И.
  6. Запись и обсуждение домашнего задания

Цели урока: (слайд 2)

Обучающая

  1. Проверить уровень подготовки обучающихся по базовым заданиям ГИА;
  2. Совершенствовать навыки решения основных заданий входящих в КИМ ГИА;

Развивающая

  1. Познакомить обучающихся с  биографией великого ученого Вернадского В.И., его достижениями в области минералогии, кристаллографии, геохимии;
  2. Развивать коммуникативную компетентность;
  3. Расширить кругозор обучающихся;
  4. Развивать вычислительные навыки учащихся, навыки устной речи;
  5. Развивать качества личности – трудолюбие, аккуратность,  настойчивость в достижении цели;

Воспитательная

  1. Воспитание познавательной  активности;
  2. Выработка объективной оценки своих достижений;
  3. Формирование ответственности за свой вклад в дело коллектива.

Ход урока:

  1. Организационный  момент, формулировка темы и цели урока (слайд 3)

Класс разбит на 5 групп по 5-6 человек, каждая группа одновременно работает над одним и тем же заданием. Решая задания, связанные с биографией   и деятельностью Вернадского В.И., каждая группа будет заполнять проверочный лист

Задание

Вопрос

Ответ

№1

В каком году поступил  Вернадский в первый класс Харьковской гимназии?

№2

Как назывался просветительский кружок, в который в студенческие годы объединились друзья Вернадского?

№3

Количество научных трудов написанных Вернадским

№4

Количество работ по геохимии, биохимии

№5

Количество работ по радиогеологии, минералогии

№6

В каком году Вернадский был назначен на должность хранителя минералогического кабинета

№7

Количество мест в столовых для крестьян и количество столовых для детей открытых на средства Вернадского

№8

Месторождение какого металла было обнаружено Вернадским в овраге речки Красная?

Рассказ учителя

      12  марта отмечается 150-летие со дня рождения этого основоположника учений о биосфере и ноосфере. Во многих  школах нашей страны пройдут   уроки, посвященные этой дате.  Сегодня я тоже хочу рассказать вам об этом удивительном человеке, великом ученом. Но познакомимся мы с его достижениями в ходе решения задач в рамках подготовки  к ГИА по математике   и не только узнаем что то новое о замечательном ученом, но и сможем показать как мы готовы к итоговой аттестации по математике.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.) – блестящий минеролог, кристаллограф, геолог, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии, учения о живом веществе и биосфере, о переходе биосферы в ноосферу, ученый-энциклопедист, глубоко интересовавшийся философией, историей религий и общественными науками. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии (слайд 3)

В.И. Вернадский родился в    Санкт-Петербурге 12 марта   1863 г. в  дворянской семье – известного экономиста, профессора Петербургского Александровского лицея Ивана Васильевича  Вернадского и первой российской женщины -  политэконома Марии Николаевны Вернадской.  Дом его отца был одним из тех мест, где собирались представители отечественной науки (слайд 4)

Задание №1

Рано научившись читать, Владимир многие часы проводил в библиотеке отца, за чтением книг. Выполнив следующее задание, вы сможете узнать, в каком году Вернадский поступил в  первый класс Харьковской гимназии.

Решите данные неравенства, найдите в каждом решении наименьшее число и выпишите  ответы по порядку.

  1. -4-8(6x-7)≤ 4
  2. 2(3+x)-4x≤-10
  3. 5-8(-1+x)≤-5x-8
  4. 9(-4+x)≥-9  

После окончания гимназии в 1881 г. Владимир Вернадский стал студентом естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. В те годы здесь преподавали Д.И. Менделеев, А.Н. Бекетов, В.В. Докучаев, И.М. Сеченов, А.М. Бутлеров. Д.И. Менделеев открыл перед студентами мир науки, показал силу научной мысли и значение химии. В.В. Докучаев был его руководителем по геологии и минералогии, которые Вернадский выбрал своей специальность  (слайд 6)

Задание № 2

В университете в 1886 году друзья Вернадского объединяются в просветительский кружок, девизом которого было « Работай как можно больше, потребляй как можно меньше, на чужие нужды смотри как на свои». Название этого союза вы узнаете, если решите примеры и расставите   их ответы и в порядке убывания сможете прочитать слово  (слайд 7)

     

Р

В

А

Б

О

Т

Т

С

Вернадский внес существенный вклад в минералогию и кристаллографию. В 1888—1897 он разработал концепцию структуры силикатов, выдвинул теорию каолинового ядра, уточнил классификацию кремнеземистых соединений и изучил скольжение кристаллического вещества, прежде всего явление сдвига в кристаллах каменной соли и кальцита.
В 1890—1911 разработал генетическую минералогию, установил связь между формой кристаллизации минерала, его химическим составом, генезисом и условиями образования (слайд 8)

Вернадский сформулировал основные идеи и проблемы геохимии, в рамках которой им были проведены первые систематические исследования закономерностей строения и состава атмосферы, гидросферы, литосферы. С 1907 Вернадский ведет геологические исследования радиоактивных элементов, положив начало радиогеологии (слайд 9)

Задание № 3

Вернадский  В.И. при жизни опубликовал более 400 научных трудов. Более точное число вы узнаете, выполнив следующее задание: Упростите выражение ( 2a-1)²+( 3а+5) и найдите его значение при  а=-10 (слайд  10)

Задание № 4

(слайд11)

Труды В.И. Вернадского были посвящены инерологи, биохимии, геохимии, истории наук, кристаллографии, почвоведению, радиогеологии и т.д. Более точное число работ по отдельным областям  вы узнаете, выполнив следующее задание:

    Количество трудов по геохимии

           Даны два смежных угла ABD и DBC.

     Известно, что угол ABD=80°. Найдите величину угла между биссектрисой угла DBC и общей стороной смежных углов

        Количество  трудов по  биохимии

        В треугольнике ABC угол BAC =20°. Найдите величину угла CBA

Задание № 5

(слайд12)

    Сколько работ было посвящено  радиогеологии,  мы сможем узнать, выполнив следующее задание.

           Больше всего работ Вернадского было посвящено минералогии, вы узнаете их число, если упростите выражение

Задание №6

(слайд 13)

Свою научную деятельность Вернадский начал с должности хранителя минералогического кабинета на кафедре кристаллографии и минералогии Московского университета. В каком году он был назначен на эту должность, мы сможем узнать, выполнив  следующее задание:

  1. Решите неравенства второй степени и, выбрав в каждом промежутке наибольшее значение, мы определим год назначения на должность
  2. x² +5x-6 ≤ 0
  3. 3x²+4x+1 ≤(x+7)²
  4. x² -2x-63 ≤ 0
  5. 9x²+14x-3 ≤4x²

С начала 20 в. Вернадский занимает видное место в научном сообществе и политической жизни России. Он поддерживал активные научные и личные связи с учеными всего мира, вплоть до Японии. В 1898—1911 — профессор Московского университета, помощник ректора в этом же университете, один из создателей и преподавателей Московского университета им. Шанявского. В 1906 Вернадского избирают адъюнктом Императорской Академии наук и назначают заведующим минералогическим отделом Геологического музея им. Петра Великого. За несколько лет В.И. Вернадский прошел путь от экстраординарного академика до — председателя  Комиссии по изучению производительных сил России (КЕПС)(слайд 14)

В 1903 выходит в свет монография Вернадского: «Основы кристаллографии», а в 1908 начинается выход в свет отдельными выпусками «Опыты описательной минералогии».
В 1907 Вернадский начинает исследования радиоактивных минералов в России, в 1910 — создает и возглавляет Радиевую комиссию Академии наук.

В 1916 он приступает к разработке основных принципов биогеохимии, изучению химического состава организмов и их роли в миграции атомов в геологических оболочках Земли.
В 1902 Вернадский начинает чтение курса лекций по истории российской науки.(слайд15)

В.И. Вернадский активно занимался общественно-политической и государственной деятельностью, которая была тесно связана, прежде всего, с Тамбовским краем. Имение Вернадовка, расположенное в Тамбовской губернии, он посещал почти каждое лето с 1886 по 1910 год. В 1892 г. ученый был избран гласным Моршанского уездного и Тамбовского губернского земских собраний. В земстве он занимался преимущественно вопросами народного образования, работал в комиссиях по школам, выступал на земских собраниях. Вернадский активно участвовал в борьбе с голодом в Тамбовской губернии, создал комитет помощи крестьянам. Благодаря его усилиям были открыты 121 столовая, в них кормилось более 6000 человек, в том числе были организованы особые столовые для самых маленьких детей. В.И. Вернадский помогал созданию земских школ и больниц, открытию народных библиотек. (слайд 16)

Задание №7

 (слайд 17)

Выполнив следующее задание мы узнаем на сколько мест была рассчитана каждая столовая для крестьян и сколько особых столовых для детей было построено на средства Вернадского.

 Среднее количество мест в  одной  столовой мы узнаем , если найдем значение выражения –(2a+3b)²-12ab при a=       , b =

Узнаем количество столовых для детей выполнив следующее задание:

  На рисунке показано, как изменялась температура воздуха на протяжении суток. По горизонтали указано время суток, по вертикали- значение температуры в градусах Цельсия. Найдите разность между наибольшим и наименьшим значением температуры во второй половине дня.

Задание №8 

(слайд 18)

В своем имении Вернадовка Владимир Иванович не    прекращал свою научную деятельность, в 1899 году  в      овраге  речки Красная он обнаружил месторождение      металла.

Что это был за металл, мы сможем узнать,  если расставим дроби в порядке убывания.

 

 

 Вернадский посвятил себя общественному служению сознательно, исходя из чувства личной ответственности  за судьбу страны, считая, что принципы земского самоуправления должны стать основой развития российской государственной жизни. Большая жизнь академика В.И.  Вернадского, до конца дней         наполненная напряженной     творческой работой, помощью людям, благотворительностью, спасением науки и людей в условиях  советского режима, закончилась в Москве 6 января 1945 г. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.(слайд 19)

В память о  замечательном  человеке и ученом были названы его именем :

  1. Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН.
  2. Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского в Симферополе.
  3. Институт общей и неорганической химии им. В. И. Вернадского Национальной академии наук Украины
  4.  Государственный геологический музей имени В. И. Вернадского РАН
  5.  В. И. Вернадского Подлёдные горы в Восточной Антарктиде.
  6. Национальная библиотека Академии наук Украины в Киеве
  7.  Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского
  8. Станция метро в Москве.
  9. Улицы и проспекты в ряде городов (Москва, Симферополь, Миасс). Бульвар Вернадского в Киеве и многое другое

Ответы на задания

 Задание

Ответ

№1

В каком году поступил  Вернадский в первый класс Харьковской гимназии?

1873

№2

Как назывался просветительский кружок, в который в студенческие годы объединились друзья Вернадского?

 «Братство»

№3

Количество научных трудов написанных Вернадским

416

№4

Количество работ по геохимии, биохимии

50;70

№5

Количество работ по радиогеологии, минералогии

21;100

№6

В каком году Вернадский был назначен на должность хранителя минералогического кабинета

1890

№7

Количество мест в столовых для крестьян и количество столовых для детей открытых на средства Вернадского

50;11

№8

Месторождение какого металла было обнаружено Вернадским в овраге речки Красная?

Марганец

  1. Подведение итогов урока, рефлексия

Выполняя задания по алгебре, Вы показали уровень своей подготовки к ГИА. А  тест, который я предлагаю Вам выполнить, покажет,  насколько хорошими слушателями Вы были,  и что из биографии Владимира Ивановича Вернадского  смогли запомнить

Тест о Вернадском

1.            ВЕРНАДСКИЙ ОСНОВАЛ

a.            Академию наук РСФСР

b.            Академию наук Украины

c.            Академгородок в Семипалатинске

d.            Академотряд на Байконур

2.            ВЕРНАДСКИЙ БЫЛ ДИРЕКТОРОМ

a.            Радиевого института

b.            Поллониевого института

c.            Алюминиевого института

d.            Института радиоактивных отходов

3.            ВЕРНАДСКИЙ — ОДИН ИЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

a.            русского зарубежья

b.            русского космополитизма

c.            русского космизма

d.            советской космонавтики

4.                ВЕРНАДСКИЙ БЫЛ ОДНИМ ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ

a.            плана пятилетки

b.            плана коллективизации

c.            плана индустриализации

d.            плана электрификации

5.            НООСФЕРА — ЭТО

a.            новая сфера

b.            Новый свет

c.            живая среда

d.            сфера разума

6.            В КАКОМ   ГОРОДЕ ОДНА ИЗ УЛИЦ  НОСИТ ИМЯ ВЕРНАДСКОГО

a.            Симферополь

b.            Томск

c.            Тюмень

d.            Новосибирск

7.          ВЕРНАДСКИЙ СОЗДАЛ НАУКУ

a.            нообиохимию

b.            биогенетику

c.            биогеохимию

d.            биогорехимию

8.          В АКАДЕМИИ НАУК СССР ВЕРНАДСКИЙ СОЗДАЛ

a.            Отдел живого вещества

b.            Отдел живого существа

c.            Отдел радиоактивного вещества

d.            Отдел вещественных улик

Ключ к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

b

а

c

d

d

а

с

а

  1. Запись и обсуждение домашнего задания

Найдите значение выражений, расставьте ответы в порядке убывания и прочитайте понятие, которое Вернадский  применяет с середины 30-х годов и означает  «сфера разума»

Список интернет источников

  1. http://studlab_p5.oktes.ru/?page_id=673
  2. http://www.tstu.ru/win/kultur/nauka/vernad/biover.htm
  3. http://www.proza.ru/2013/02/26/2065
  4. http://to-name.ru/biography/vladimir-vernadskij.htm
  5. http://www.c-cafe.ru/days/bio/14/047_14.php
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%F0%ED%E0%E4%F1%EA%E8%E9,_%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0_%C8%E2%E0%ED%EE%E2%E8%F7

Список пособий по подготовки к ГИА

  1. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов Математика ГИА 9класс: сборник заданий. М.:  Издательство «Экзамен»,2013,158стр
  2. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Математика. 9класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно- методическое пособие.- Ростов-на- Дону: Легион,2012, 288стр
  3. Д.А. Мальцев, А.А. Мальцев, Л.И.Мальцева Математика 9класс. Итоговая аттестация: учебно- методическое пособие. М.: Народное образование, 2013, 110стр
  4. А.Л. Семенов, И.В. Ященко. ГИА: 300задач с ответами по м атематике- М.: Издательство «Экзамен»,2013,399стр

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока алгебры в 8 классе

Тема урока: "Квадратный корень из произведения и дроби", Урок с применением модульной технологии обучения...

Методическая разработка урока алгебры в 11 классе "Решение иррациональных неравенств"

Тема "Иррациональные уравнения" изучается в провильном математическом классе. По этой теме можно подобрать множество интересных нестандартных задач. Упражнения к уроку подбирала из вариантов ЕГЭ, диаг...

Методическая разработка урока алгебры в 10 классе по теме Решение тригонометрических уравнений"

Обобщающий урок по алгебре в 10 классе по теме "Решение тригонометричкских уравнений". Одна из задач урока:развитие навыка применять знания в нестандартных ситуациях, нацеливание на решение задания С1...

Методическая разработка урока алгебры в 9 классе школы глухих по теме "Решение задач с помощью уравнений"

Особенностью урока является использование специального рабочего листа для каждого учащегося. В ходе урока ученики в рабочих листах отражают все этапы познавательной деятельности. Цели урока: образоват...

Разработка урока алгебры в 11 классе с использованием ИКТ на тему "тригонометрические уравнения"

Данная работа расчитана на работу с  использованием ИКТ на уроке, но можно использовать и для работы без применение техники. Урок предназначен для повторения основных способов решений тригонометр...

Методическая разработка урока математики в пятом классе, посвященного 70-летию Великой Победы

Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по курсу математики пятого класса...