Главные вкладки

    Урок алгебры в 9 классе.
    план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

    Комкова Лариса Геннадьевна

    Урок разработан на основе технологии модерации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon komkova_l.doc79.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации

    Предмет, по которому проводится урок

    Алгебра

    Класс

    9 класс

    Этап

    Время, продолжительность этапа

    Активный метод обучения (прием, способ, техника)

    Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

    Инициация

    5минут

    «Интеллектуальный одуванчик»

    Цель: актуализация имеющихся у детей знаний по теме

    Участники: все обучающиеся

    Необходимые материалы: одуванчик и фломастеры

    Проведение: Обучающиеся делятся на группы по четыре человека. Каждая группа на своём одуванчике фломастером записывает все известные  понятия по теме (синус, косинус, тангенс острого угла, прилежащий катет, противолежащий катет, свойство, построение угла  по данному значению синуса, косинуса или тангенса). По сигналу учителя группы меняются местами и дописывают то, чего нет на одуванчике другой группы. Ничего исправлять нельзя, записи делать только своим цветом. Так происходит до тех пор, пока группа не вернется на своё место. Анализируют все записи и одна из групп представляет свой одуванчик на интерактивной доске (учитель заранее готовит таблички с возможными  записями). Лепестков у одуванчика должно быть больше, чем дети смогут предложить терминов, т.к. не вся тема к этому времени изучена.

    В результате у детей будет сформировано представление о том, что они должны к этому моменту знать. В завершении темы все лепестки должны быть заполнены и улететь (как лепестки одуванчика летят в небо, так и наши лепестки образно летят в головы обучающихся  на презентации к уроку), что стимулирует познавательную активность учащихся при изучении последующих тем.

    Вхождение или погружение в тему

    4 минуты

    «Научная лаборатория»

    Цель:

    Уточнение понятий, контроль усвоения терминов, умений применять их в практических задачах, проверка домашнего задания.

    Необходимые принадлежности:

    стол для « научных деятелей»

    Одна  из групп – «магистры точных наук», остальные – «бакалавры», которые задают вопросы. Учитель отмечает ответы, направляет деятельность учащихся. Задает в конце свой вопрос, который на данном этапе является проблемным для учеников, так как их знаний для ответа еще недостаточно.

    Возможные вопросы:

    1.  Что такое синус (косинус, тангенс) острого угла прямоугольного треугольника?
    2. Чему равен синус (косинус, тангенс) острого угла прямоугольного треугольника, если его стороны равны 3, 4,5?
    3. Как построить угол, если его тангенс равен 2?
    4. Зависит ли значение синуса (косинуса, тангенса) от треугольника?
    5. Какие значения могут принимать синус (косинус, тангенс) острого угла прямоугольного треугольника?
    6. Существует ли какая-то  связь между синусом, косинусом и тангенсом острого угла прямоугольного треугольника?
    7. Можно ли, зная градусную меру угла, найти значение тригонометрических функций?

    Формирование ожиданий учеников

    1 минута

    Цель: Познакомить учащихся с основным тригонометрическим тождеством, таблицей значений синуса, косинуса и тангенса углов 300,450 и 600;

    Принятие задачи предстоящей работы.

    Интерактивная лекция

    16  минут

    Тематическая лекция с использованием интерактивной доски.

    План.

    1. Основное тригонометрическое тождество.
    2. Значения тригонометрических функций некоторых углов


    Работа в парах.




    Представление результатов. Пары объединяются в группы. Одна группа – «докладчик», вторая – «оппонент».

    Учитель объясняет новый материал с элементами демонстрации. На доске изображен прямоугольный треугольник с прямым углом С.

    1. Запишите теорему Пифагора для этого треугольника.
    2. Разделите обе части на с2.
    3. Что такое а/с? в/с?
    4. Какое равенство можно записать? (записывают основное тригонометрическое тождество.
    5. Давайте попробуем разделить синус угла на его косинус.
    6. Что получилось в результате?
    7. Записывают вывод.
    8. Что дают нам полученные формулы? (Связь между синусом, косинусом и тангенсом угла).
    9. До сих пор мы находили значения синуса, косинуса и тангенса углов, длины сторон. Можно ли найти значения, зная градусную меру угла?  (еще раз напомнить, что значение не зависит от треугольника).
    10. Вычисление значений для угла 300 совместно.
    11. Вычисление значений для углов 450 и 600. (по колонкам)

    Осуществляется интеграция учащихся в активную познавательно-практическую деятельность индивидуально или в парах.

    Эмоциональная разрядка

    5 минут

    Метод «шест»

    Цель: настроить учащихся на работу и проверку работ друг друга, сплотить класс

    Численность: все учащиеся .

    Проведение: шест поднимают участники разных мини-групп, глядя друг другу в глаза. Наблюдающие в это время подбадривают тех, кто поднимает шест, следя за равномерностью подъема с обоих концов.

    Проработка содержания темы

    12 минут

    Решение опорных задач по теме. Работа по колонкам.

    1.Зная значение синуса угла, найти значение косинуса и тангенса (№ 593а)

    2. Найти углы ромба, если его диагонали равны 2 и 2.(601а, б)

    Домашнее задание

    1 минута

    Инструктаж по домашнему заданию: выучить теорию, № 593б, 602.

    Подведение итогов

    2 минут

    «Солнышко»

    Цель: оценить собственный вклад в работу группы, взаимодействие в группе, эффективность учебной деятельности на уроке; оценить  соответствие результатов  с намеченными в начале урока целями.


    Необходимые принадлежности:

    Цветные смайлики, макет солнышка.

     Группы  подводят итоги работы на уроке, каждый ученик соотносит результат своей работы и наклеивает стикер на макет солнышка. Учитель по макетам может оценить эффективность проведенного урока.

    Зеленый смайлик – все получилось, работой удовлетворен.

    Желтый смайлик – есть сомнения.

    Красный смайлик – твердо уверен в том, что ничего не понял, работа не принесла удовлетворения.

    1. Учитывая, что достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией ключевых процессов модерации (ИКВММРАО), продумайте, как и за счет чего организовать на каждом этапе урока эффективное протекание ключевых процессов модерации?:

    Ключевые процессы

    Вопросы организации

    Ответ

    эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса

    Каким образом будет обеспечена интеракция  участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока?

    Урок может быть проведен в любом классе, в котором дети имеют представление о правилах работы в группе. Урок прошел  эффективно, дети оценили работу свою и группы на высоком уровне – 14, на среднем уровне – 2. Материал был усвоен. темп урока был очень высокий, в течение всего урока дети напряженно работали. Такие уроки способствуют повышению познавательного интереса, создают ситуацию успеха, формируют коммуникативные навыки.

    Разделение класса на рабочие группы учителем с использованием индивидуальных особенностей, возможностей учеников, с учётом их пожеланий поможет им настроиться на более позитивный режим совместной работы и творческое взаимодействие при выполнении заданий.

    Достижение и поддержание состояния сотрудничества в групповой работе обеспечивают качественное формирование новых знаний и умений, активное развитие социальных навыков. Для достижения эффективности обучения учитель организовывает, стимулирует и контролирует возникновение и развитие коммуникаций в парах, в малых группах, между группами, между обучающимися и группой.

    упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса

    Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися?

    Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить?

    Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и полилог), использование различных каналов и форм коммуникации, использование методов стимулирования коммуникативного процесса - все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия. Создание позитивного эмоционального фона урока, для всех детей будет являться важным мотивирующим фактором, обеспечивающим эффективность образовательного процесса.

    обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)

    Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого?

    Для визуализации были использованы привычные цветные мелки, разноцветные карточки, наклейки.

    Для урока была приготовлена презентация  PowerPoint, которая открывалась через интерактивную доску, для того чтобы можно было редактировать записи.

    мотивацию всех участников образовательного процесса

    Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок?

    Проведение обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.

    мониторинг образовательного процесса

    Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики?

    отслеживать не только содержание, но и время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока.

    рефлексию педагога и обучающихся

    Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока?

    Применяя приёмы рефлексии, можно проанализировать и оценить не только содержательные результаты урока, но и выяснить эмоциональное самочувствие обучающихся. Учителю этот эмоциональный барометр точно покажет правильность построения урока, отношение обучающихся к образовательному процессу и самому педагогу, желание (а не обязанность) вновь встретиться в следующий раз. Беседа с учащимися, самоанализ деятельности детьми и учителем хода урока. Определение соответствия результата планируемым показателям.


    Б. 

    Проблемы и вопросы, возникшие при составлении программы урока

    Комментарии

    Терминологический аппарат

    Использованные в наименованиях сегментов урока инновационные термины не всегда и не достаточно точно отражают содержание. Вольное толкование приводит к затруднениям в формулировках целей, методов, прогнозируемых результатов. Неверен сам подход к применению понятий при наличии отработанной и эффективно функционирующей традиционной терминологической базы. Автоматическое введение и использование терминов не есть сама по себе инновация.

    Расчёт времени по этапам урока

    Досконально не всегда удаётся точно определить, сколько времени потребуется на какой-либо этап урока из-за многочисленности организационных условий (издержек)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок алгебры в 9 классе Тема урока: «Преобразование графика квадратичной функции».

    Представлен сценарий урока формирования новых знаний, на котором используются различные активные методы работы. Применение информационных технологий в виде презентации позволяет активизировать учащихс...

    Урок алгебры в 9 классе "В стране квадратного трехчлена"

    Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся, связанных с квадратным трехчленом (квадратный трехчлен, квадратичная функция)....

    Тематическое планирование уроков алгебры в 9 классе, 3 часа в неделю, учебник А.Г.Мордковича

    Планирование составлено на основании Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России., закона Российской Фед...

    Конспект урока алгебры в 9 классе по теме "Рациональные уравнения" ( для классов с углубленным изучением математики)

    Урок-КВН, основная часть - математическая эстафета, где ответ предыдущего задания является условием следующего....

    презентация к уроку алгебры в 9 классе, посвящённому победе в ВОВ

    презентация к уроку алгебры в 9 классе. посвящённому победе в ВОВ...

    урок алгебры в 9 классе по теме "Функция y=x в n-й степени"

    Урок алгебры в 9 классе по теме "Функция y=x в n-й степени". Применена технология модульного обучения. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная...