открытый урок в 5 классе
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Малик Наталья Ивановна

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 5 классе

Тема урока: «Порядок выполнения действий». (2-ой урок по теме)

Учебник: Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.-М.: Мнемозина, 2005 г.

Цели урока:

  1. Учебная: актуализировать знания учащихся опорядке выполнения действий,совершенствовать вычислительные навыки учащихся,повторить и обобщить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений;
  2. Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля;
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений,воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи..

Задачи:

∙ Вырабатывать умения находить правильный порядок действий.

 ∙ Совершенствовать умения выполнять упрощение выражений.

 ∙ Уметь использовать приемы рационального счета.

 ∙Развивать умения решать текстовые задачи алгебраическим      способом.

 ∙  Совершенствовать умения решать уравнения.

∙Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи.

 ∙Развивать внимание, мышление, навыки самоконтроля и самооценки;

 ∙Воспитывать честность, аккуратность.

Тип урока:    повторительно - обобщающий урок

Форма проведения: урок- сказка.

План урока:

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. (5 мин).

2.  Рассказ учителя. Устная работа. (6 мин).

3.  Работа по повторению  (5 мин).

4 Работа по теме урока (8 мин)

5.  Физкультминутка (1 мин).

6.  Работа над задачей (8 мин).

7.  Тестирование (5 мин).

8.  Домашнее задание.

9. Подведение итогов  (2 мин).

Ход урока.

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.(5мин)

Нам урок пора начать.
Пришло время вычислять.
И на трудные вопросы
Вы ответ сумейте дать.
Будь внимателен, дружок
Начинаем мы урок.
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

 Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

(слайд 2)

Учащиеся знакомятся с картой успешности, отмечают в ней своё настроение на начало урока, (слайд 3)  Учитель. Сегодня у нас в гостях  герои  русской народной сказки , а вот какой? Узнайте сами. (слайд 4)«Колобок».  Хорошо известна она вам? Чем она закончилась? Мне жалко колобка, а вам? Давайте попробуем переписать сказку на свой лад и спасти колобка, используя именно свои математические знания.

 Для большей заинтересованности в игре , предлагаю разбиться на 3 группы(по рядам), задача- как можно больше собрать лучиков солнца и тепла от колобка за правильно выполненные задания. Чем больше лучей,- тем выше ваша оценка на уроке. Задача ясна?

Какова тема прошлого урока математики? Мы продолжим работу по этой теме. Итак, тема урока, но не просто урока, а урока- сказки… (слайд 5).

Учителем объявляется тема урока (слайд6),  объявляются цели урока, совместно  с учащимися.   

2.  Рассказ учителя. Устная работа. (6 мин).

Учитель. Ребята, напомните начало сказки.

Жили, были старик со старухой. Вот просит старик: “Испеки мне, старуха, колобок”. “Да из чего испечь-то? Муки нет. “Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби вот и наберется”. Старуха так и сделала. Испекла колобок и положила на окно простынуть. (слайд7),  

 Надоело Колобку лежать, но чтобы  у колобка появились силы для путешествия  мы должны выполнить устную работу (слайд Устный счёт – 8,9,10) 

   15 * 6        100-19                 60-11       (1-  90,  5, 95,   101)

   :  18                 :3                        :7         (2  -81,   27,  50,  200)

    * 19               +23                     *15        (3-  49,    7,    105,   80)

      +6                 *4                     -25

     101              200                      80

 Уравнения

1)     а+61=72;      (а=11)

2)   15*х=90;        (х = 6)

5)     m:17=3;       m= 51

 6)     36:p=0.   Решения нет

Найди ошибку.
При нахождении значения данного выражения ученик получил в ответе 5.          
Какую ошибку  допустил нерадивый ученик?
14-4:2=5. Как сделать так, чтобы ученик оказался всё- таки  прав? Какой вывод можем сделать, ребята? (При нахождении значения выражения нужно соблюдать порядок действий и помнить основные правила. Давайте вместе их вспомним, чтобы не допускать подобных ошибок.)

(слайд10)  «+» и «-» - действия 1 ступени, «*» и «:»- действия 2 ступени. Мы должны помнить,все действия выполняются попорядку слева напрово, если они одной ступени,  если выражение не содержит скобки, то выполняются действия в скобках, но с учетом выше сказанных правил. Отметьте свою работу на этом этапе в карте успешности.

  1.  Работа по повторению  (5 мин).

Так он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, и покатился по дорожке. (слайд11). Катится Колобок, а навстречу ему кто?

– Ну, конечно, заяц.

– Что говорит заяц?

– А что ответил Колобок?

– Что стал делать заяц? (Слушал песню)

– Вот и не угадали. В этой сказке все звери любят математику. Заяц говорит: “Не хочу твою песенку слушать, вот, если  решишь мои задания по упрощению выражений, я тебя отпущу”. (слайд12). Пригорюнился Колобок. Давайте поможем колобку.

Оцените свою работу на этом этапе

  1.   Работа по теме урока. (8 мин).

– И покатился Колобок дальше, только заяц его и видел. Катится Колобок, а навстречу ему волк:

– Колобок, Колобок, я тебя съем.

– Не ешь меня, Серый, я тебе песенку спою.

– Нужна мне твоя песня, лучше (слайд13) правильно расставь порядок

 действий в выражении , а затем найди его значение:

1        2      4                3

86*12:8+1414:14  (607), но это ещё не всё волк попался очень подкованный в математике и решил основательно проверить математические знания колобка и задал ещё задания:

 (слайд14)

Правильно расставь порядок действий в выражениях и вычисли их:

1 вариант

11*(1118:26+1394:17)-275

2 вариант

183*(1677:43-888:24)+50

3 ряд

17*(588:49+728:56)-92.

Пригорюнился колобок, а мы ему на помощь!

1)1118:26=43

2) 43+82=125

3) 11*125=1375

4) 1375-275=1100

1)1677:43=39

2) 39-37=2

3) 183*2=366

4) 366+40=406

1) 588:49=12

2) 12+12=24

3) 17*24=394

4)394-92=302

Колобок покатился дальше. Только его Волк и видел. А вы , ребята, оцените свою работу на этом этапе.

5.  Физкультминутка (1мин).

 (слайд 15) –Устал колобок, да и мы тоже подустали

Мы писали, мы считали
На уроке мы устали.
А теперь мы отдыхаем
Физминутку начинаем.

Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом еще кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)

А теперь, ребята, встали. Дружно  руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. Вот здоровья в чём секрет- Всем друзьям физкульт - привет!

6.  Работа над задачей (8 мин).

Отдохнули немного и вновь за дело - наша задача – уберечь колобка от голодных, но очень математичных  лесных зверей.

–  Колобок покатился дальше. Катится Колобок, а навстречу ему Медведь идет хворост ломает, кусты к земле гнет.

– Колобок, Колобок, я тебя съем.

– Ну, где тебе косолапому съесть меня, я от зайца ушел, я от волка ушел и от тебя уйти, мои друзья помогут мне. Задавай свое задание.

(Проецируется на экран рисунок медведя – слайд16).

Реши задачу  алгебраическим способом. А как это?

ЗАДАЧА   « Гуляя в лесу, Маша, Галя и Ваня собрали вместе 35 чашек малины. Галя набрала в 4 раза больше чашечек малины, чем Маша, а Ваня – в2 раза больше чашечек малины, чем Маша. Сколько чашечек малины собрал каждый ребёнок?»  Что в таких задачах обозначаем через х ?

 (слайд 17)

РЕШЕНИЕ

Пусть Маша собрала Х чашек малины.

Тогда Галя собрала 4Х чашек малины, а Ваня собрал 2Х чашек малины.

Вместе ребята собрали Х+4Х+2Х чашек малины, а по условию известно, что девочки нашли 35 чашек малины. Составим и решим уравнение:

Х+4Х+2Х=35

7Х=35

Х=35:7

Х=5(ч)- собрала Маша

4Х=4*5=20(ч)- собрала Галя

2Х=2*5=10(ч)- собрал Ваня

Ответ: 5ч, 20ч, 10ч. Как проверить правильность решения? Оцените свой вклад в спасение колобка на этом этапе.

7. Самостоятельная работа (5 мин)

– И покатился Колобок, Медведь только вслед ему посмотрел. Катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

– Здравствуй, Колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

– Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку. А Лиса слушает и ухмыляется.

– Славная песенка! Да только, голубчик, я песенки не люблю. (слайд 18)  Моя страсть – тесты по  математике. Не уйти тебе от меня, пока не выполнишь моё тестирование.

– Загрустил Колобок. Ребята, выручаем его дружно!

Тест

1 вариант

1. Какое действие выполняется последним в выражении

                                200 + (20 – 10 : 2)?

п)  умножение;    л) вычитание;       у) сложение;      а) деление.

2. Какое действие выполняется первым в выражении

                         19 . 57 – 69 + 120 : 5?

л)  сложение;    в) вычитание;       с) умножение;      т) деление.

3. Не выполняя вычислений определите, в каком из примеров верно указан порядок действий:

в) 87 + 3 54 . 114 + 2 32;                               п)  1998 – 4 13 .  3 (8 . 1 9 +  2 45);  

 

а) 50 : 1 2 –  2 3 –  3 1;                                    д) 111 + 2 (54 – 113) . 3 4 – 4 7 . 5 3.

2 вариант

1. Какое действие выполняется последним в выражении

                                400 –  ( 40 + 2 . 7)?

а)  умножение;    и) сложение;       е) вычитание;      я) деление.

2. Какое действие выполняется первым в выражении

                                740 – 600 : 15 +  7 . 5?

т)  сложение;    м) вычитание;       р) деление;      х) умножение.

3. Не выполняя вычислений определите, в каком из примеров верно указан порядок действий:

+) 33 + 1 12 : 2 4 + 3 37;                               !)  776 + 4 34 . 3 (12 . 1 4 –  2 47);  

 

?) 376 – 3 9 : 1 3 +  2 76;                                :) 76 –  2 (45 +  1 30) :  3 25 + 5 9 . 4 2.

После выполнения теста выпишите буквы выбранных ответов в рабочей  тетради. Обменяйтесь тетрадями и проверьте соседа.

Ключ к тесту (слайд 19)- «Успех!» Оцените работу друга в его карте.

8. Домашнее задание. Но лисичка очень хитрая, не хочет вас отпускать, надеется на встречу с вами вновь, поэтому приготовила вам Д.з. «Составьте и нарисуйте задачу со сказочными героями»

(слайд 20)

9. Подведение итогов  (5мин). Какие же вы, ребята, молодцы. Вот и завершилась наша с вами сказка со счастливым концом. Я рада, что у нас всё получилось , это всё благодаря вашим стараниям, и колобок (слайд 21) тоже вас благодарит. Смотрите, какой он красавец! Такой же пригоженький, как все вы!

Колобок  довольный и радостный покатился искать себе новых друзей.

Отметьте своё настроение (слайд22), подведите итоговую оценку (по вашему мнению) и ответьте на вопросы(слайд 23) Мы повторили и закрепили знания о порядке действий, решая примеры,  задачи и уравнения. И ещё раз убедились, что математика – интересная наука.

(слайд 24).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....