Урок по математике в 5 классе по теме "Упрощение выражений. Решение задач на части"
план-конспект урока (алгебра, 5 класс) по теме

Лунёва Людмила Валентиновна

 

Аннотация

урока по математике  по теме «Упрощение выражений. Решение задач на части »

Основные характеристики урока.

Урок математики  в 5 классе.

Разработала учитель математики МБОУ СОШ №3 

Лунёва Людмила Валентиновна

Технологии обучения: личностно – ориентированная,  здоровье сберегающая,  информационно – коммуникационная.

Продолжительность: 40 минут

Цель урока: создание условий для осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач.

  • Образовательная:
    • формировать умение применять уравнения к решению задач (на части).
  • Развивающая:
    • развивать математическую речь, логическое мышление учащихся, навыки самоконтроля, развивать геометрическое мышление;
  • Воспитательная:
  • развивать культуру речи, воспитание внимательности, общей культуры, правильной самооценки, аккуратности и четкости выполнения заданий.

Тип урока –  урок закрепления изученного.

Форма проведения – деловая игра.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная,  групповая, индивидуальная.

Оборудование: тесты,  раздаточный материал, плакат, набор геометрических фигур, чайная и столовая ложка, стакан, весы.

 

Структура урока:

  1. Орг. момент. Постановка цели урока  –  1 мин.
  2. Математический диктант – 3 мин
  3. Устные упражнения – 5  мин.
  4. Составление меню – 3 мин
  5. Решение задач - 14 мин.
  6. Физкультминутка - 1 мин
  7. Решение задач - 5 мин
  8. Тест – 5 мин
  9. Рефлексия – 2  мин.
  10. Домашнее задание  - 1  мин.

 

Описание урока

 1. Обоснование выбора формы проведения урока.

      Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли донести знания до учащихся как можно интереснее и доступнее. Одной из таких форм является урок – деловая игра, на котором школьники сами выбирают задания по уровню сложности, учатся свободно оперировать абстрактными объектами,   критически мыслить, анализировать условие и полученный ответ на предмет соответствия действительности. Решение задачи, предложенной учителем,  ценно именно тем, что сам ученик выбирает  конкретную задачу. 

     2. Методы обучения на уроке:

  • математические методы – моделирование, использование математического языка;
  • методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
  • методы педагогики – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

    3. Актуальность поставленной цели урока.

    При решении  задач с  помощью уравнений пятиклассники испытывают затруднения при составлении уравнений,  часто не могут в тексте задачи выделить те условия, которые связывают неизвестные величины, а также условие, на основании которого составляется уравнение.  О составлении уравнений несколькими способами, как правило,  не приходится говорить. Данный  урок в значительной мере способствует снятию перечисленных негативных моментов, так как задачи на части взяты из жизни с нашей с вами кухни и имеют практическую направленность.

    4. Место урока в тематическом планировании  и системе уроков.

      Преподавание ведётся по учебнику « Математика 5», Н. Я. Виленкин.           В учебнике отдельно рассматривается тема  «Упрощение выражений»,  в главе I «Натуральные числа»  на эту тему отводится 4 часа, однако времени на решение задач на части практически нет, да и самих задач в учебнике маловато.  Хотя именно задачи на части впоследствии мы встречаем при изучении химии, физики в старших классах и они относятся к  типовым задачам, которые нужно решать с помощью уравнения.  К его проведению учащиеся уже умеют упрощать буквенные  выражения, решать уравнения, у них выработан алгоритм решения задач с помощью уравнения.  

  1. Результат деятельности учащихся.

    Результатом деятельности учащихся на уроке является  понимание сути  решения задач на части с помощью уравнений и по действиям.  О сознанный и вдумчивый подход к анализу условий задач  и  отбору этих условий для связи между неизвестными величинами и для составления уравнений, а также понимание необходимости и достаточности количества этих условий для единственности решения.

       Другой стороной,  надпредметным компонентом результата деятельности учащихся на уроке являлось  приобщение  их к процессу творчества, открытия для себя нового,  осознание чувства сопричастности к общему успеху.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики  в 5 классе.

Разработала учитель математики МБОУ СОШ №3 г. Урюпинска

Лунёва  Людмила Валентиновна

Технологии обучения: личностно – ориентированная,  здоровье сберегающая,  информационно – коммуникационная.

Продолжительность: 40 минут

Тема урока: «Упрощение выражений»

Цели урока: 

  • Образовательная: 
  • формировать умение применять уравнения к решению задач (на части).
  • Развивающая: 
  • развивать математическую речь, логическое мышление учащихся, навыки самоконтроля, развивать геометрическое мышление;
  • Воспитательная: 
  • развивать культуру речи, воспитание внимательности, общей культуры, правильной самооценки, аккуратности и четкости выполнения заданий.

Оборудование: тесты,  раздаточный материал, плакат, набор геометрических фигур, чайная и столовая ложка, стакан, весы.

Тип урока: урок закрепления изученного                                                                                                                  Форма урока: деловая игра «Математическая кухня»

Ход урока

1.Вступительное слово учителя: (на доске написано выражение)

12х+17х+10х-х-2х=46х

-Ребята, вам нравится это выражение?

-Нет, потому что его нужно упростить.

-А с помощью какого свойства мы упрощаем выражения?

-С помощью распределительного свойства умножения.

Математический диктант  (само или взаимопроверка)

Запишите выражение и упростите его :

  1. Сумма двенадцати «игрек», шести «игрек» и «игрек».
  2. Разность четырнадцати «зэт» и «зэт».
  3. Из суммы восьми «икс» и трех «икс» вычесть одиннадцать.
  4. К разности двадцати одного «эм» и девяти «эм» прибавить семь.
  5. Произведение четырех «тэ»  и  пяти.

Критерии оценок:

  0 -  ошибок-«5», 1 - ошибка-«4», 2 -  ошибки-«3»                                                                        Сегодня на уроке мы продолжим решение задач на части, но наш урок пройдет в форме игры «Математическая кухня». Ребята, вы сегодня предстанете в роли поваров. Прежде чем начать «готовить», мы отправимся с вами в магазин.

2. Устная работа: (магазин)

Задача: Цена 1 кг картофеля равна х р., 1 кг капусты у р., 1 кг мяса 200 р. Что означает следующие выражения:

а) 2х+3у           в) 3х:у                

б) 5х-4у           г) 3х+5у+200    

3. Решение задач.

Обед:                                                                                                                                      Учитель: для того чтобы приготовить обед вам необходимо составить меню. Наше меню будет состоять из 3-х блюд: первое, второе и десерт. Каждое блюдо имеет свою сложность: красные - сложные задачи, голубые - среднего уровня сложности, а зеленые – более легкие. Поэтому вы должны постараться правильно оценить свои возможности.

 На первое: щи, гороховый суп и гречневую кашу

На второе: гуляш, салат и омлет

На третье:  мороженое, вишневое варенье и напиток

(Дети на листочках составляют  каждый свое меню наклеивая фигуры на листочки со словом «меню», см. приложение 1)  

-Какая фигура обозначает первое блюдо?

-Треугольник.

- Давайте вспомним, как что такое периметр треугольника?

- Сумма всех сторон.

-А какая фигура обозначает второе блюдо?

- Квадрат.

- А как найти площадь квадрата и чему равен его периметр?

- S= a*a , Р= 4а

-А – десерт?

- Овал или круг.

-Давайте вспомним, что можно принять за 1 часть.

-Чайную или столовую ложку, стакан, щепотку.

-А также хозяйки часто пользуются весами.

(по три человека выходят к доске, решают задачи)

Первые блюда:

1. Щи.

Для приготовления щей необходимо 10 частей воды, 1часть мяса, 1 часть фасоли, 2 части капусты, 2 части картофеля, 80г свеклы, 50 г моркови, 50г лука. Сколько нужно граммов взять мяса, чтобы приготовить щей 4180г    Ответ:250 г мяса.
2. Гороховый суп.

Для приготовления горохового супа нужно взять 5 частей воды, 1 часть картофеля, 2 части гороха. Сколько получится горохового супа, если воды взяли на 660г больше чем гороха.                        Ответ: 1760 г получится горохового супа.

3. Гречневая каша.

Для приготовления гречневой каши нам потребуется 4 части молока и 240 г гречки. Сколько граммов нужно взять молока, чтобы сварить 840 г гречневой каши.

Ответ: 600 г молока.

Вторые блюда:

1. Гуляш:                                                                                                                                                               Для приготовления гуляша взяли 2 части картофеля, а мяса на 350 г меньше. Сколько нужно взять мяса, чтобы получить 1970 г.                      Ответ:810 г мяса

2. Салат:

Для приготовления салата потребуется взять 3 части огурцов, а помидор 4 части, 50 г растительного масла. Сколько граммов нужно взять огурцов, если получилось 680 г салата.                                        Ответ:270 г нужно взять огурцов

3. Омлет:

Берем 3 яйца и добавляем 150 г молока. Сколько весит 1 яйцо, если омлета получилось 390 г.                    Ответ: 80 г весит одно яйцо

Учитель: Ребята, вы немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Я чайник — ворчун
Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.)
Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево - вправо.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопаем в ладоши.)
— Вместе с вами чай попить я хочу! (Прыжки на месте.)

- Чайник вскипел. Пришло время десерта.

Десерт:

1. Мороженое №   587    стр. 89  

2. Вишневое варенье  № 622     стр. 92

3. Напиток  № 583  стр. 88

После вкусного обеда мы отправляемся с вами в гости к Винни-Пуху и Пятачку

4. Тест.

Вариант 1.                                         Вариант 2

Решите уравнения:                                     Решите уравнения:

1) 16 – 3х = 10                                           1) 10 х = 1200

2) 7х + 4х = 99                                           2)  22 – 4х = 6

3) 180:у=9                                                  3)   110 : у = 10

4) х +1=1                                                       4)   2х = 34

5) 720:у=4                                                    5)   х: 12 = 15

6) х + 18= 77                                                6)   3х-40 = 110

7) 4х=60                                                        7)  15+ 6х = 165

8)  4х + 13 = 133                                           8)    2х – 16 = 114

9)  х * 0 = 0

п

т

р

г

и

о

я

н

а

е

1

2

12

4

6

19

26

13

0

120

10

2

4

92

9

нет

18

8

6

11

12

76

3

11

13

16

0

20

12

10

54

77

90

4

2

3

5

12

9

6

0

36

11

17

5

100

180

716

184

724

168

24

80

23

250

6

15

95

67

23

50

45

нет

59

190

18

7

66

25

много

240

54

15

10

99

64

60

8

44

56

22

30

88

99

45

нет

65

9

9

нет

56

0

89

90

много

100

870

14

87

Ответ: Приятного аппетита

5. Итоги урока. Выставление оценок.

Учитель: 

-Что вы сегодня нового узнали на уроке?

- Какие задания вам хотелось бы выполнить ещё раз?

- Какие затруднения вы испытывали?

-  Какие из составленных задач запомнились, и понравились вам больше

всего?

6. Домашнее задание. Придумать блюдо, нарисовать его и составить задачу на части или составить кроссворд, содержащий математические и кулинарные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"

В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....

Урок алгебры в 11 классе "Применение производной при решении задач ЕГЭ".

Этот материал включает в себя конспект и презентацию урока повторения....

Конспект модульного урока физики в 8 классе по теме "Реостаты. Решение задач на расчет сопротивления проводника"

Урок составлен на основе технологии модульного обучения, с применением компьютерного тестирования и программы "Начала электроники"...

Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс "Теория и практика решения задач повышенной трудности"

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса "Теория и практика  решения задач повышенной трудности" рассчитана на 1 учебный год. 70 часов, 2 часа в  неделю...

Урок-проблема в 6 классе по теме "Проценты.Решение задач"

Урок-проблема в 6 классе по теме "Проценты.Решение задач"...

Технологическая карта урока по геометрии - 9 класс "Применение векторов к решению задач"

В данной публикации представлена технологическая карта и презентация к уроку геометрии в 9 классе по теме "Применение векторов к решению задач"...

Методическая разработка урока по математике 6 класса по теме: «Пропорция. Решение задач» (игровые технологии, здоровьесберегающие технологии)

Цели: Закрепить знание понятий отношения, процент  и пропорция; отработать навык определения вида зависимости величин, умение решать задачи с помощью пропорции; способствовать развитию матем...