Час занимательной математики
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Тимофеева Светлана Александровна

Внеклассное мероприятие с целью привития интереса к предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

 «Час занимательной математики»

в 5-а  классе

                                                                                                       Учитель   Тимофеева С.А.

Главная цель мероприятия – активизировать  познавательную деятельность учащихся, работать над повышением  мотивации учебой деятельности, прививать  интерес к предмету.

Задачи: 

  1. Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания,  памяти, наблюдательности, сообразительности);
  2. Повторение и закрепление знаний, приобретенных на уроках;
  3. Расширение кругозора и математической культуры учащихся;
  4. Создание деятельной обстановки в процессе игры;
  5. Внедрение мультимедийных технологий в познавательный процесс.

Тип занятия: урок-игра.

Форма: групповая.

Участники игры – учащиеся 5-а класса.                                                                                 Предварительная подготовка включала следующее:

  • подбор материала для конкурсов;
  • организация команд;
  • организация помощников и жюри;
  • раздаточные карточки с заданиями;
  • жетоны (1 жетон – 1 «ум»);
  • мультимедийная презентация.

Структура внеклассного мероприятия:

  1. организационный момент;
  2. актуализация. Вступительное слово учителя;
  3. представление членов жюри;
  4. представление команд;
  5. разминка команд;
  6. конкурс команд;
  7. конкурс болельщиков;
  8. конкурс капитанов;
  9. подведение итогов игры.

Ход игры:

I. Организационный момент.

II. Актуализация. Вступительное слово учителя.

                                  Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать   и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли…                                                                              И.А. Сикорский

                                  «Предмет математики столь  серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».

                                                                                             Блез Паскаль

С тех пор, как существует мироздание

Такого нет, кто б  не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык  и век –

Всегда стремился к знанью человек…

Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математику, кто занимается и увлекается математикой.

III. Представление членов жюри, помощников. Объявление правил оценки команд.

За каждый правильный ответ даётся жетон стоимостью 1 «ум». Победителем считается команда, набравшая большее количество «умов».

IV. Представление команд.

V. Разминка команд.

В качестве разминки командам предлагается отгадать загадки [4].

Вопросы командам девочек: 

  1. Живут два друга,
    Глядят в два круга. (глаза или очки)
  2. Две сестрёнки – две плетёнки
    Из овечьей шерсти тонкой.
    Как гулять – так одевать,
    Чтоб не мёрзли пять да пять. (варежки)

Вопросы командам мальчиков: 

  1. Растёт дуб, у него 12 суков, 52 ветки, на каждой ветке по 7 листьев. (год, 12 месяцев, 52 недели, 7дней)
  2. 101 брат и все в один ряд
    Вместе связаны стоят. (изгородь)

Вопросы болельщикам: 

  1. Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый? (по одному, дед, сын, внук)
  2. На столе лежали конфеты в кучке.
    Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой
    Взяли конфеты по одной штучке,
    И не стало этой кучки.
    Сколько было конфет в кучке? (3, бабушка, мама, внучка)

VI. Конкурс команд.

Задание: Занимательный квадрат [4].

Вопрос командам девочек:

В этом квадрате нужно разместить еще числа 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы в сумме получилось число 6.

Вопрос командам мальчиков:

Расставить в клетках квадрата числа 1, 4, 6, 7, 8, 9 так, чтобы в сумме получилось число 15.

Задание: Ребусы [4]

Вопрос командам девочек:

Ответ: родина.

Вопрос командам мальчиков:

Ответ: нагар.

Задание: Глядя на чертёж [4]

Вопрос командам девочек:

Сколько всего треугольников и четырехугольников вы видите на этом чертеже?

Ответ: треугольников – 4, четырехугольников – 6.

Вопрос командам мальчиков:

Сколько треугольников и четырехугольников на чертеже?

Ответ: треугольников – 8, четырехугольников – 6

Задание: Логические задачи [4]

Вопрос командам девочек:

Какой круг лишний?

Ответ: 2-й.

Вопрос командам мальчиков:

Какое число надо поставить в пустую клетку таблицы?

Ответ: 81.

Задание: Равенства со спичками

Вопрос командам девочек [1]:

Переложите одну спичку в левой части каждого из числовых равенств так, чтобы получилось верное равенство.

X I = V I I + I I

X = I I I + I I

Ответы: I X = V I I + I I; V = I I I + I I.

Вопрос командам мальчиков [5]:

Переложите одну спичку в правой части каждого из числовых равенств так, чтобы получилось верное равенство.

V I = V + I I I

V I = V I I + I I

Ответы: V I = I V + I I; V I = V I I I – I I.

Задание: “Задачи-смекалки”

Вопрос командам девочек: “Возможна ли солнечная погода?”

Если поздней осенью в 10 часов вечера идёт дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода?

Ответ: нет, т.к. будет 10 часов вечера.

Вопрос командам мальчиков: “Закрывают ли магазины?”

Магазины при десятичасовом рабочем дне открываются в 8 часов утра и закрываются в 7 часов вечера. Закрывается ли магазин на обеденный перерыв?

Ответ: Да, т.к. с момента открытия до момента закрытия проходит 11 часов, а не 10.

VII. Конкурсы болельщиков.

Продолжи пословицу 

  • Не имей … рублей,
    А имей … друзей. (сто, сто)
  • … раз отмерь,
    … раз отрежь. (семь, один)
  • За … зайцами погонишься –
    Ни … не поймаешь. (двумя, одного)
  • Ум хорошо, а … лучше. (два)

V111. Конкурс капитанов.

Задание: Решить задачу “Какое число я задумал”.

Я задумал число, прибавил к нему 12, полученную сумму умножил на 3 и получил 48. Какое число я задумал?

Ответ: 4.

Задание: Назовите наибольшее двузначное число.

Ответ:99.

Задание: Сколько секунд в одном часе?

Ответ:3600.

Задание: На какое число делить нельзя?

Ответ: На ноль.

1X. Подведение итогов игры: 

  • объявляется команда-победитель.

Слово учителя:

Наша игра подошла к концу. Всем большое спасибо за участие! Хочу закончить наше мероприятие словами из стихотворения С.Маршака “Пожелание друзьям”.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам не дёшево.

Литература 

  1. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М: «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1984.
  2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл.сред.шк. – 5-е изд. – М: Просвещение, 1988. –160с.: ил.
  3. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб.пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 80с., ил.
  4. Коваль С. От развлечения к знаниям. WYDWNICTWF. WFRSZAWA. 1975.
  5. Болховитинов В.Н. Твое свободное время. М: «Детская литература». 1970.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок занимательной математики

Слайд 2

“ Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным”.

Слайд 3

Вопросы команде девочек: 1)Живут два друга, Глядят в два круга.

Слайд 4

2)Две сестрёнки – две плетёнки Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять – так одевать, Чтоб не мёрзли пять да пять

Слайд 5

Вопросы команде мальчиков: Растёт дуб, у него 12 суков, 52 ветки, на каждой ветке по 7 листьев.

Слайд 6

101 брат и все в один ряд Вместе связаны стоят.

Слайд 7

Вопросы болельщикам: Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый? На столе лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой Взяли конфеты по одной штучке, И не стало этой кучки. Сколько было конфет в кучке?

Слайд 8

Вопрос команде девочек: В этом квадрате нужно разместить еще числа 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы в сумме получилось число 6. 1 1 1

Слайд 9

Вопрос команде мальчиков: Расставить в клетках квадрата числа 1, 4, 6, 7, 8, 9 так, чтобы в сумме получилось число 15. 5 3 2

Слайд 10

Вопрос команде девочек:

Слайд 12

Вопрос команде девочек: Сколько всего треугольников и четырехугольников вы видите на этом чертеже?

Слайд 13

Вопрос команде мальчиков: Сколько треугольников и четырехугольников на чертеже?

Слайд 14

Вопрос команде девочек: Какой круг лишний?

Слайд 15

Вопрос команде мальчиков: Какое число надо поставить в пустую клетку таблицы?

Слайд 16

Вопрос команде девочек Переложите одну спичку в левой части каждого из числовых равенств так, чтобы получилось верное равенство. X I = V I I + I I X = I I I + I I

Слайд 17

Вопрос команде мальчиков Переложите одну спичку в правой части каждого из числовых равенств так, чтобы получилось верное равенство. V I = V + I I I V I = V I I + I I

Слайд 18

Задачи-смекалки Вопрос команде девочек: “ Возможна ли солнечная погода?” Если поздней осенью в 10 часов вечера идёт дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода?

Слайд 19

Задачи-смекалки Вопрос команде мальчиков “ Закрывают ли магазины?” Магазины при десятичасовом рабочем дне открываются в 8 часов утра и закрываются в 7 часов вечера. Закрывается ли магазин на обеденный перерыв?

Слайд 20

Болельщикам: Продолжи пословицу Не имей … рублей, А имей … друзей. … раз отмерь, … раз отрежь. За … зайцами погонишься – Ни … не поймаешь. Ум хорошо, а … лучше.

Слайд 21

Конкурс капитанов “ Какое число я задумал”. Я задумал число, прибавил к нему 12, полученную сумму умножил на 3 и получил 48. Какое число я задумал?

Слайд 22

Подведение итогов игры:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс

Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы

Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...

Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"

Урок  занимательной математики. (6класс)                      ( для учащихся с тяжел...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"

Оптические иллюзии, числовые узоры,  цифровые стихи, магический  квадрат...

Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса

Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель  урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...