урок по теме "Формулы" 5 класс
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Ермошкина Лариса Юрьевна

Урок математики для учащихся 5 класса по теме «Формулы» (к учебнику 5 класса, автор Мордкович)

Цели:

  • повторить формулы пути, площади прямоугольника, периметра прямоугольника, правильно называть элементы формул;
  • уметь применять формулы для решения задач: осуществлять подстановку известных данных и находить оставшийся неизвестный параметр;
  • научиться составлять формулу по данным задачи;
  • уметь записывать полученную формулу на математическом языке и применять ее

Этапы урока:

  1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
  2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
  3. Повторение и анализ основных фактов.
  4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей темы.
  5. Выполнение самостоятельной работы.
  6. Исследовательская деятельность.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.

Обеспечение урока:

  1. Интерактивная доска;
  2. Компьютер;
  3. Мультимедийный проектор;
  4. Карточки с заданиями;
  5. Тетрадь;
  6. Учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_formuly_5kl.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ

городской округ Орехово-Зуево

Урок по теме «Формулы»

5 класс

Автор: Ермошкина Лариса Юрьевна

учитель математики МОУ лицей

2012 г


Урок математики для учащихся 5 класса по теме «Формулы»

Дата проведения: 22 октября 2012г.

Предмет: математика

Класс: 5 «Б»

Тема урока: «Формулы» (второй урок по теме).

Цели:

обучающий аспект:

  • повторить формулы пути, площади прямоугольника, периметра прямоугольника, правильно называть элементы формул;
  • уметь применять формулы для решения задач: осуществлять подстановку известных данных и находить оставшийся неизвестный параметр;
  • научиться составлять формулу по данным задачи;
  • уметь записывать полученную формулу на математическом языке и применять ее;

развивающий аспект:

  • развивать грамотную математическую речь (читать формулы, грамотно называть элементы формул);
  • развивать логическое мышление при преобразовании формулы (из формулы пути – формулу времени и формулу скорости; из формулы площади – формулу для нахождения стороны и т.д.);
  • умение сравнивать и строить аналогии при самостоятельном решении задач на составление формул;
  • понимать важность математического языка, его универсальность, доступность для любого человека;
  • понимать значение математики для развития многих наук;

воспитывающий аспект:

  • воспитывать у учащихся культуру интеллектуального математического труда во взаимодействии с окружающими, основанную на уважении к их мнению, принципах сотрудничества;
  • воспитывать интерес и любовь к универсальному математическому языку, логике рассуждений;
  • воспитывать и развивать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Обеспечение урока:

  1. Интерактивная доска;
  2. Компьютер;
  3. Мультимедийный проектор;
  4. Карточки с заданиями;
  5. Тетрадь;
  6. Учебник.

Характеристика темы урока:

На предыдущих уроках учащиеся познакомились с понятием «формулы», с понятием площади и периметра прямоугольника и квадрата, их формулами, с правилом нахождения расстояния, скорости и времени.

Основное назначение этого урока  состоит в формировании у учащихся целостного представления об изученном материале.

Постановка цели урока.

1.Систематизировать знания учащихся, связанные с понятием формулы и нахождением по формуле неизвестной величины.

2.Способствовать воспитанию у учащихся внимания и аккуратности в применении формул. Вызвать интерес к результатам работы.

3.Способствовать формированию у учащихся умения анализировать математические предложения (посредством анализа используемых формул).

Отбор основного содержания учебного материала.

  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний и умений осуществляется посредством упражнений. К основным знаниям относятся: формулы периметра и площади прямоугольника и квадрата, формула пути.

Опорные умения: 1. применять нужную формулу,

2. выражать одну величину через другую.

Эти знания и умения определяют  упражнения, ориентированные на воспроизведение и коррекцию опорных знаний и умений:

1.находить расстояние, скорость или время;

2. находить площадь и периметр прямоугольника

3. по известной площади прямоугольника находить сторону данной фигуры.

Организация упражнений предусматривает формы работы:

  1. фронтальная работа;
  2. самостоятельное выполнение упражнений;

3.Коллективный поиск решения задачи.

Этапы урока:

  1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
  2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
  3. Повторение и анализ основных фактов.
  4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей темы.
  5. Выполнение самостоятельной работы.
  6. Исследовательская деятельность.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент (2 мин).

Слайд 1.

Сообщение темы урока – «Формулы», целей: «Сегодня на уроке мы будем учиться составлять различные формулы по определенным правилам или схемам, вычислять значения переменных по формуле при заданных значениях остальных переменных».

  1. Проверка домашнего задания:

На доске двое учащихся записывают решение №206 (б, в) и № 207 (б, в):

№206 (б, в)

а

в

S

48 см

24 см

600 см2

61 м

57 м

3477 см2

№ 207 (б, в)

а

в

Р

34 м

25 м

118 см

78 см

22 см

200 см

  1. Устный счет:

Остальные учащиеся решают (устно) примеры:

Слайд 2.

19 + 29

48

24 + 32

56

: 8

6

: 7

8

· 7

42

+ 27

35

- 14

28

: 5

7

Затем все учащиеся проверяют домашнюю работу: №206 (б, в) и № 207 (б, в).

  1. Фронтальная работа с классом:

Вопросы учителя:

Слайд 3.

Что такое формула?

Какие формулы вы знаете?

Ответы учеников.

Слайд 4.

  1. Закрепление, решение задач:

Перейдем к решению задач:

Слайд 5.

а) Используя формулу пути S = U · t , найдите неизвестную величину:

U

t

S

27

6

162

60

8

480

104

5

520

Вопросы учителя:

Как найти пройденный путь, зная скорость и расстояние?

Как найти время, если известны расстояние и скорость?

Как найти скорость, если известны расстояние и время?

Ответы учащихся:

Чтобы найти пройденный путь, нужно скорость умножить на время.

Чтобы найти время, нужно расстояние поделить на скорость.

Чтобы найти скорость, нужно расстояние поделить на время.

Слайд 6.

б) Используя формулу площади прямоугольника S = а · в, найдите неизвестную величину:

а

в

S

5

36

180

105

8

840

70

9

630

Вопросы учителя:

Как найти площадь прямоугольника, если известны его измерения?

Как найти длину прямоугольника, если известны его ширина и площадь?

Как найти ширину прямоугольника, если известны его длина и площадь?

Ответы учащихся:

Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно длину прямоугольника умножить на его ширину.

Чтобы найти длину прямоугольника, нужно его площадь поделить на ширину.

Чтобы найти ширину прямоугольника, нужно его площадь поделить на длину.

  1. Физкультминутка.

Слайд 7.

Учитель читает четверостишье и показывает соответствующие действия.

Учитель просит – надо встать (встали),

Когда он сесть позволит – сядь (сели),

Ответить хочешь – не шуми (руки на парте),

А лучше руку подними (поднять руку правильно).

  1. Самостоятельная работа (по вариантам)

Слайд 8.

Вариант 1

Вариант 2

1) Одна сторона прямоугольника 18 см, и она больше другой стороны в 3 раза. Найти площадь и периметр прямоугольника.

1) Одна сторона прямоугольника больше другой на 5 см. Найдите площадь и периметр прямоугольника, если большая сторона равна 11 см.

2) Найдите время, за которое мотоциклист проедет 186 км, если его скорость 31

2) Найдите скорость велосипедиста, если расстояние в 98 км он проедет за 7 часов.

Учащимся выдаются карточки с заданиями.

Слайд 9.

Взаимопроверка:

Меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют по слайду решение, отмечают карандашом неправильные ответы, выставляют оценку.

Вариант 1

Вариант 2

  1. S = 108 см2

       P = 48 см

  1. S = 66 см2 

       P = 34 см

2) t = 6 ч

2) U  = 14

Критерии оценки:

Нет ошибок – оценка «5»

     1 ошибка – оценка «4»

     2 ошибки – оценка «3»

     3 ошибки – оценка «2»

Вопросы учителя:

Поднимите руки, кто справился с заданием и не допустил ни одной ошибки?

Поднимите руки, кто допустил одну ошибку?

Поднимите руки, кто допустил две ошибки?

Поднимите руки, кто допустил три ошибки?

  1. Исследовательская работа:

А теперь займемся исследовательской деятельностью: попробуем сами вывести формулы по условию задачи

Слайд 10-12.

В летнем пансионате работает отдел проката вещей. Человек, берущий вещь напрокат, должен заплатить за количество дней, на которые он берет вещь, и определенную сумму за оформление заказа.

Рассмотрите схему и составьте формулу стоимости проката каждой вещи, обозначив буквами нужные величины.

Прокат посуды:

Прокат велосипеда:

Прокат надувного матраца:

  1. Подведение итогов урока

С какими формулами мы сегодня на уроке работали? Назовите их. (С формулами площади и периметра прямоугольника, расстояния).

Какие новые формулы узнали? (Формулы стоимости проката какой-либо вещи на определенных условиях).

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

Слайд 13

§ 12, №208 (б, в), №209 (б, в), № 210.

Слайд 14


а) Используя формулу пути S = U · t , найдите неизвестную величину:

U

t

S

27

6

60

480

5

520

б) Используя формулу площади прямоугольника

S = а · в, найдите неизвестную величину:

а

в

S

5

36

8

840

70

630

а) Используя формулу пути S = U · t , найдите неизвестную величину:

U

t

S

27

6

60

480

5

520

б) Используя формулу площади прямоугольника

S = а · в, найдите неизвестную величину:

а

в

S

5

36

8

840

70

630

а) Используя формулу пути S = U · t , найдите неизвестную величину:

U

t

S

27

6

60

480

5

520

б) Используя формулу площади прямоугольника

S = а · в, найдите неизвестную величину:

а

в

S

5

36

8

840

70

630

а) Используя формулу пути S = U · t , найдите неизвестную величину:

U

t

S

27

6

60

480

5

520

б) Используя формулу площади прямоугольника

S = а · в, найдите неизвестную величину:

а

в

S

5

36

8

840

70

630

а) Используя формулу пути S = U · t , найдите неизвестную величину:

U

t

S

27

6

60

480

5

520

б) Используя формулу площади прямоугольника

S = а · в, найдите неизвестную величину:

а

в

S

5

36

8

840

70

630


Вариант 1

Вариант 2

1) Одна сторона прямоугольника 18 см, и она больше другой стороны в 3 раза. Найти площадь и периметр прямоугольника.

1) Одна сторона прямоугольника больше другой на 5 см. Найдите площадь и периметр прямоугольника, если большая сторона равна 11 см.

2) Найдите время, за которое мотоциклист проедет 186 км, если его скорость 31

2) Найдите скорость велосипедиста, если расстояние в 98 км он проедет за 7 часов.

Вариант 1

Вариант 2

1) Одна сторона прямоугольника 18 см, и она больше другой стороны в 3 раза. Найти площадь и периметр прямоугольника.

1) Одна сторона прямоугольника больше другой на 5 см. Найдите площадь и периметр прямоугольника, если большая сторона равна 11 см.

2) Найдите время, за которое мотоциклист проедет 186 км, если его скорость 31

2) Найдите скорость велосипедиста, если расстояние в 98 км он проедет за 7 часов.

Вариант 1

Вариант 2

1) Одна сторона прямоугольника 18 см, и она больше другой стороны в 3 раза. Найти площадь и периметр прямоугольника.

1) Одна сторона прямоугольника больше другой на 5 см. Найдите площадь и периметр прямоугольника, если большая сторона равна 11 см.

2) Найдите время, за которое мотоциклист проедет 186 км, если его скорость 31

2) Найдите скорость велосипедиста, если расстояние в 98 км он проедет за 7 часов.

Вариант 1

Вариант 2

1) Одна сторона прямоугольника 18 см, и она больше другой стороны в 3 раза. Найти площадь и периметр прямоугольника.

1) Одна сторона прямоугольника больше другой на 5 см. Найдите площадь и периметр прямоугольника, если большая сторона равна 11 см.

2) Найдите время, за которое мотоциклист проедет 186 км, если его скорость 31

2) Найдите скорость велосипедиста, если расстояние в 98 км он проедет за 7 часов.

Вариант 1

Вариант 2

1) Одна сторона прямоугольника 18 см, и она больше другой стороны в 3 раза. Найти площадь и периметр прямоугольника.

1) Одна сторона прямоугольника больше другой на 5 см. Найдите площадь и периметр прямоугольника, если большая сторона равна 11 см.

2) Найдите время, за которое мотоциклист проедет 186 км, если его скорость 31

2) Найдите скорость велосипедиста, если расстояние в 98 км он проедет за 7 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....


 

Комментарии

Никитина Елена Анатольевна

Очень интересный урок!

Ермошкина Лариса Юрьевна

спасибо за комментарий