Урок-игра "Умножение десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Хявгя Ольга Владимировна

Конспект урока.

С целью мотивации учащихся к учебной деятельности, формирования интереса к предмету была выбрана такая форма проведения урока как деловая игра. Учащимся предлагается поработать в финансовом отделе и, просчитав затраты каждой из трёх строительных фирм, выбрать оптимальный вариант – фирму, затраты которой на строительство спортивного комплекса в нашем городе не превосходили бы суммы, выделенной администрацией города на осуществление нового проекта.

Формированию положительной мотивации учащихся к учебной деятельности  также способствует  содержание подобранных для урока задач, раскрывающих взаимосвязь математики с окружающей нас  действительностью (реальная стоимость строительных работ, стройматериалов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matem._khyavgi_o.v.pedagog_goda.docx34.6 КБ
Файл prilozhenie.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Хявгя О.В.,

учитель математики

МОУ Иванковской СОШ

Конспект  урока математики в 6 классе

Предмет:  МАТЕМАТИКА

Тема: «Умножение десятичных дробей»

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма проведения урока: деловая игра

Время проведения:19.11.2013, 10-25

Участники: учащиеся 6а класса  МОУ СОШ №1  г. Фурманова  Ивановской области

Цель урока:  совершенствование  навыков умножения десятичных дробей.

 Задачи урока:

Образовательные  (формирование познавательных УУД): 

-совершенствование вычислительных навыков, навыков решения задач практического содержания;

-формирование умения строить математические модели, осуществлять выбор необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Воспитательные  (формирование личностных и коммуникативных УУД):

формировать:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие при работе в группе;

- настойчивость в достижении цели.

Воспитывать:

- интерес к изучаемому предмету;

- любовь к малой Родине.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

-способствовать формированию умений ставить цели урока, использовать приёмы обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, выбирать наиболее оптимальный вариант решения практической задачи в зависимости от конкретных условий, осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности.

Межпредметные связи: экономика, геометрия, краеведение, физика, технология.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиапроектор,  интерактивная доска, персональный компьютер.

Раздаточный материал: таблицы для заполнения, карточки с заданиями, прайс-листы строительных фирм.


Технологическая карта урока

«Умножение десятичных дробей»

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Комментарий, примечание

Мотиваци-онный.

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рада встрече я,

Чтоб прошло у нас все гладко,

Начинаем день с зарядки!

На экране числа. Если вы видите десятичную дробь, то приседаете,  если обыкновенную – поднимаете руки вверх.

Слайд (0,4;  ½;  5,9; 1/5;  0,899;  0,01;)

Вы хорошо справились с заданием, значит, знаете, что такое десятичная дробь.

Слушают речь учителя, психологический настрой на продук-тивную работу.

Приседают или поднимают руки

Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений,

совершенствование вычислительных навыков

Учитель проверяет готовность класса к уроку

Целеполага-ние

А какую тему вы изучали на предыдущем уроке?

Готовы проверить свои знания?

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?

Чтобы было интересно работать, внимание на экран.

Слайды  (краеведческий аспект: достопримечательности г. Фурманова сменяются видами разрушенных зданий, последняя фотография – вид разрушенного кинотеатра «Дружба»).

Это наш маленький мир, родной город, который в последнее время стал еще красивее.

Я с рождения живу в г. Фурманове. И мне, так же как и вам, наверное, очень больно смотреть на разрушенные здания, которые есть в нашем городе.

Хочется верить, что на их месте появятся новые.

Умножение десятичных дробей.

Да.

Совершенствовать навыки умножения десятичных дробей

Формирование умений ставить цели урока.

 Воспитание интереса к изучаемому предмету, любви к малой Родине.

.

Давайте пофантазируем!

Представим себе, что можно было бы построить на месте разрушенноготздания кинотеатра «Дружба».

В преддверии Олимпиады актуально было бы построить Дворец Спорта.

Представьте, что муниципалитет города выделил для постройки здания сумму 134,9 млн.рублей.

(цифра фиксируется на доске)

Слушают речь учителя, психологический настрой на продук-тивную работу

Проблемная ситуация

Хватит этих денег или нет?

Задача сложная. Я предлагаю вам на один урок стать работниками финансового отдела.

Три фирмы предлагают свои услуги по строительству: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф. Расценки каждой фирмы на стройматериалы и работы даны в таблице

Фирма

Ниф-Ниф

Наф-Наф

Нуф-Нуф

Земляные работы    (1 м3)

1,02

тыс.руб.

1,06

тыс.руб.

1,5

тыс.руб.

Фундамент (1 м3)

12,01 тыс.руб.

11,01 тыс.руб.

10,905 тыс.руб.

Стены      (1 м2)

23,02 тыс.руб.

20,05 тыс.руб.

20,105 тыс.руб.

Крыша    (1 м2)

4,05 тыс.руб.

4,09 тыс.руб.

4,02 тыс.руб.

Как вы думаете, по каким критериям выбирается фирма?

В рамках урока надежность мы оценить не можем, а выбрать оптимальный вариант по стоимости затрат в наших силах.

Мы, как финансисты, в течение урока можем оценить, затраты какой из фирм окажутся наименьшими и уложатся в выделенную на строительство сумму. Все результаты, полученные в ходе наших вычислений, будем заносить в сводную таблицу (таблица начерчена на доске и заполняется в течение урока)

Виды работ

Ниф-Ниф

Наф-Наф

Нуф-Нуф

Земляные работы

Фундамент

Стены и крыша

ИТОГО

1-я группа работает с данными фирмы «Ниф-Ниф»,

2-я – «Наф-Наф», 3-я – «Нуф-Нуф».

Что необходимо сделать, чтобы выбрать оптимальный вариант?

Отвечают на вопросы учителя, делают предположения.

-по качеству

-по стоимости услуг

- вычислить сумму затрат каждой фирмы по каждому виду работ,

- определить, достаточно ли выделенных средств.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; саморегуляция.

Учащимся предлагается сделать предположение, почему строительные фирмы получили такое название.

Таблица с расценками выдаётся каждой группе.

Актуализа-ция имеющихся у учащихся знаний.

Но прежде, чем приступить к работе, давайте проверим, справитесь ли вы с работой в финансовом отделе, достаточно ли у вас для этого знаний и умений.

Сформулируйте правило умножения десятичных дробей.

Решите устно:

0,2*0,8=0,16

2,68*1000=2680

1,2*5=6

Молодцы! Думаю, что с работой финансистов вы справитесь успешно!

Две десятичные дроби перемножаются как натуральные числа, не обращая внимания на запятые. В произведении отделяют запятой справа столько цифр, сколько их содержится после запятой в обоих множителях вместе.

Совершенствование вычислительных навыков,

навыков применения теории к практике

Задания – на слайдах

Практичес-

кий этап.

(Индивидуальная самостоятельная  работа)

  1. Мы должны рассчитать стоимость земельных работ. Данные для этого в таблице. На выполнение – 2 мин.

Каждый работает индивидуально.

(задание на голубых карточках)

Затраты на земельные работы.

Стоимость  1м3в тыс. руб.

Необходи-мое количество  м3

Правиль-ный ответ (тыс.руб.)

Ниф-Ниф

1,02

4800

4896

Наф-Наф

1,06

4800

5088

Нуф-Нуф

1,5

4800

7200

Обучающиеся  решают задания, ответы заносят в таблицу.

Проверяют ответы  по образцу.

(на доске в сводной таблице записывают ответ)

-совершенствование вычислительных навыков, навыков решения задач практического содержания;

-формирование умения строить математические модели, осуществлять выбор необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Самопроверка знаний

Проверка по образцу.

Карточки-помощницы выдаются учителем тем учащимся, которые затрудняются .

Практичес-

кий этап.

(Работа с прайс-листами)

Итак, вычисления затрат на земельные работы выполнены, следующий этап – строительство фундамента.

  1. Затраты на фундамент среди других затрат  вы должны найти в  прайс-листах (белая карточка), которые представила  каждая фирма.

Пожалуйста, по 1 человеку от группы запишите результат в итоговую таблицу на доске.

        Учащиеся работают с прайс-листами фирм, ищут необходимые данные.

(на доске в сводной таблице записывают найденные данные)

 

Формирование умений

осуществлять выбор необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Самоконтроль, проверка фронтально.

Практичес-

кий этап.

(Работа в группах)

Фундамент – основа здания. Но не менее важно, построить надежные стены и крышу.

  1. Следующий этап – расчёт затрат на строительство этих частей здания.

(задание на желтой карточке)

Работаем в трех группах.

Обязанности в группах распределены.

Не забывайте их.

Затраты на постройку стен

Стоимость  1п.м. в тыс.руб.

Необходи-мое количество п.м

Правильный ответ (тыс.руб.)

Ниф-Ниф

23,02

2800

Наф-Наф

20,05

2800

Нуф-Нуф

20,105

2800

Затраты на строительство крыши

Стоимость  1 м2 в тыс.руб.

Необходи-мое количество  м2

Правильный ответ (тыс.руб.)

Ниф-Ниф

4,05

4800

Наф-Наф

4,09

4800

Нуф-Нуф

4,02

4800

Итак, затраты на строительство фундамента, стен и крыши, а также земельных работ, отдельно по каждому виду работ подсчитаны и записаны в сводную таблицу на доске.

 Найдена общая сумма затрат для каждой фирмы.

Сводная таблица:

Виды работ

Ниф-Ниф

Наф-Наф

Нуф-Нуф

Земляные работы

4896

5088

7200

Фундамент

57648

52848

52344

Стены и крыша

83896

75772

75590

ИТОГО (тыс. руб)

146440

133708

135134

Учащиеся  решают задачуработают в группах.

После проверки ответ записывают по 1 человеку от группы на доске.

Совершенствование вычислительных навыков, навыков решения задач практического содержания;

умения осуществлять выбор необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие при работе в группе.

Формирование умения переносить знания в новую ситуацию.

Взаимопро

верка внутри группы.

Завершение практичес-

кого этапа

Сравните полученные результаты для каждой фирмы с суммой, которую выделил муниципалитет на строительство дворца спорта.

Какой можно сделать вывод  по нашим вычислениям?

.

Определили, что нам подходят условия фирмы «Наф-Наф». (Сумма затрат соответствует выделенным средствам, затраты других двух фирм больше выделенной суммы)

Делают вывод.

- Определили, что нам подходят условия фирмы «Наф-Наф».

Анализируют и структурируют информацию, дают оценку результату своего труда.

Формирование умения использовать приёмы обобщения, выделения главного.

Формирование умения выбирать наиболее оптимальный вариант решения практической задачи в зависимости от конкретных условий.

При сравнении сумм учащиеся переводят единицы измерения (тыс. руб. в миллионы)

Итог урока

Подведем итог урока.

 Цель нашего урока…

Как вы думаете, она достигнута?

Учащиеся формулируют, какие навыки отрабатывались на уроке, делают вывод, достигнута ли цель урока.

Оценка процесса и результатов деятельности.

Выставление и комментирование оценок за урок

Рефлексия

Если на уроке всё было понятно, вы уверены в своих знаниях, прикрепите над Дворцом спорта  флаг.

Если вам есть еще над чем поработать, то прикрепите солнышко.

Если у вас хорошее настроение, все понравилось, прикрепите  цветок.

 

Можно

На доске- цветная картинка Дворца спорта.

Учащиеся прикрепляют к зданию соответствующие картинки.

Рефлексия эмоционального состояния, понимания содержания учебного материала, общей деятельности на уроке.

Логическое завершение урока

Учитель благодарит обучающихся за плодотворную  совместную работу на уроке:

Спасибо, ребята, вам  за урок,              

Пусть все эти знания будут вам впрок.        

Теперь говорю я вам “до свидания”,                           Окончен урок. Благодарю за внимание.

Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.



Предварительный просмотр:

Наф-Наф                                                                        

Карточка №1.

Земельные работы

Найдите общую стоимость земельных работ.

Данные для решения приведены в таблице:

Стоимость  1м3 (тыс.руб.)

Необходимое количество  м3

Ответ

1,06

4800

Наф-Наф                                                                        

Карточка №1.

Земельные работы

Найдите общую стоимость земельных работ.

Данные для решения приведены в таблице:

Стоимость  1м3 (тыс.руб.)

Необходимое количество  м3

Ответ

1,06

4800

Наф-Наф                                                                        

Карточка №2.

Фундамент

Стоимость 1 м3  фундамента составляет 11,01 тыс.рублей.

Необходимое количество – 4800 м3.

Поставьте вопрос к задаче и решите ее.

Наф-Наф                                                                        

Карточка №2.

Фундамент

Стоимость 1 м3  фундамента составляет 11,01 тыс.рублей.

Необходимое количество – 4800 м3.

Поставьте вопрос к задаче и решите ее.

Наф-Наф                                                                        

Карточка №3.

Строительство стен и крыши

Вычислите затраты на строительство стен и крыши. Данные для решения приведены в таблице:

Затраты на постройку стен

Стоимость  1 п.м.

в тыс.руб.

Необходимое количество  п.м

Ответ

20,05

2800

Затраты на строительство крыши

Стоимость  1 м2 в тыс.руб.

Необходимое количество  м2

4,09

4800

ИТОГО

Наф-Наф                                                                        

Карточка №3.

Строительство стен и крыши

Вычислите затраты на строительство стен и крыши. Данные для решения приведены в таблице:

Затраты на постройку стен

Стоимость  1 п.м.

в тыс.руб.

Необходимое количество  п.м

Ответ

20,05

2800

Затраты на строительство крыши

Стоимость  1 м2 в тыс.руб.

Необходимое количество  м2

4,09

4800

ИТОГО

Ниф-Ниф                                                                        

Карточка №1.

Земельные работы

Найдите общую стоимость земельных работ.

Данные для решения приведены в таблице:

Стоимость  1м3 (тыс.руб.)

Необходимое количество  м3

Ответ

1,02

4800

Ниф-Ниф                                                                        

Карточка №1.

Земельные работы

Найдите общую стоимость земельных работ.

Данные для решения приведены в таблице:

Стоимость  1м3 (тыс.руб.)

Необходимое количество  м3

Ответ

1,02

4800

Ниф-Ниф                                                                        

Карточка №2.

Фундамент

Стоимость 1 м3  фундамента составляет 12,01 тыс.рублей.

Необходимое количество – 4800 м3.

Поставьте вопрос к задаче и решите ее.

Ниф-Ниф                                                                        

Карточка №2.

Фундамент

Стоимость 1 м3  фундамента составляет 12,01 тыс.рублей.

Необходимое количество – 4800 м3.

Поставьте вопрос к задаче и решите ее.

Ниф-Ниф                                                                        

Карточка №3.

Строительство стен и крыши

Вычислите затраты на строительство стен и крыши. Данные для решения приведены в таблице:

Затраты на постройку стен

Стоимость  1 п.м.

в тыс.руб.

Необходимое количество  п.м

Ответ

23,02

2800

Затраты на строительство крыши

Стоимость  1 м2 в тыс.руб.

Необходимое количество  м2

4,05

4800

ИТОГО

Ниф-Ниф                                                                        

Карточка №3.

Строительство стен и крыши

Вычислите затраты на строительство стен и крыши. Данные для решения приведены в таблице:

Затраты на постройку стен

Стоимость  1 п.м.

в тыс.руб.

Необходимое количество  п.м

Ответ

23,02

2800

Затраты на строительство крыши

Стоимость  1 м2 в тыс.руб.

Необходимое количество  м2

4,05

4800

ИТОГО

Нуф-Нуф                                                                        

Карточка №1.

Земельные работы

Найдите общую стоимость земельных работ.

Данные для решения приведены в таблице:

Стоимость  1м3 (тыс.руб.)

Необходимое количество  м3

Ответ

1,5

4800

Нуф-Нуф                                                                        

Карточка №1.

Земельные работы

Найдите общую стоимость земельных работ.

Данные для решения приведены в таблице:

Стоимость  1м3 (тыс.руб.)

Необходимое количество  м3

Ответ

1,5

4800

Нуф-Нуф                                                                        

Карточка №2.

Фундамент

Стоимость 1 м3  фундамента составляет 10,905   тыс.рублей.

Необходимое количество – 4800 м3.

Поставьте вопрос к задаче и решите ее.

Нуф-Нуф                                                                        

Карточка №2.

Фундамент

Стоимость 1 м3  фундамента составляет 10,905   тыс.рублей.

Необходимое количество – 4800 м3.

Поставьте вопрос к задаче и решите ее.

Нуф-Нуф                                                                        

Карточка №3.

Строительство стен и крыши

Вычислите затраты на строительство стен и крыши. Данные для решения приведены в таблице:

Затраты на постройку стен

Стоимость  1 п.м.

в тыс.руб.

Необходимое количество  п.м

Ответ

20,105

2800

Затраты на строительство крыши

Стоимость  1 м2 в тыс.руб.

Необходимое количество  м2

4,02

4800

ИТОГО

Нуф-Нуф                                                                        

Карточка №3.

Строительство стен и крыши

Вычислите затраты на строительство стен и крыши. Данные для решения приведены в таблице:

Затраты на постройку стен

Стоимость  1 п.м.

в тыс.руб.

Необходимое количество  п.м

Ответ

20,105

2800

Затраты на строительство крыши

Стоимость  1 м2 в тыс.руб.

Необходимое количество  м2

4,02

4800

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь

"История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество" - говорил Н.М.Карамзин. Изучать математику также интересно, если в этом помогает наша история....

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

ПОНЯТИЕ ДЕСЯТИЧНОЙ ДРОБИ. ЧТЕНИЕ И ЗАПИСЬ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ

Цели: ввести понятие десятичной дроби; формировать умение читать и записывать десятичные дроби.МИНИ-РАЗМИНКА...