Методическая разработка урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся при реализации ФГОС ООО. На уроке использованы активные формы обучения: взаимопроверка, работа в парах, работа по индивидуальным заданиям с последующей проверкой или взаимопроверкой, самооценка – это способствует развитию самостоятельности и способности оценивать свои знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка урока52.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №106/3

Тема. Сложение и вычитание десятичных дробей

Цели. Продолжить формирование универсальных учебных действий (УУД) при выполнении сложения и вычитания десятичных дробей, при решении уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Развивать УУД самостоятельно в комплексе применять знания, использовать их в новых условиях. Регулятивные УУД (Р): решать проблемы творческого и поискового характера. Познавательные УУД (По): делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные УУД (К): уметь договариваться друг с другом.

Тип урока . Комплексное применение знаний, умений, навыков

Структура урока

I.        Организационный момент                                                                1 мин

II.        Проверка домашнего задания                                                        2 мин

III.        Сообщение темы урока                                                                6 мин

IV.        Актуализация опорных знаний. МД. Физминутка                        8 мин

V.        Применение приобретенных знаний         (в новых условиях)        10 мин

VI.        Самостоятельная работа. Физминутка                                        12 мин

VII.        Домашнее задание                                                                        1 мин

VIII. Итог урока. Рефлексия                                                                5 мин

Этап урока

Характеристика УУД учащихся

Методы и приемы

I.

II.

III.

IV.

V.

VI.

VII.

VIII.

Организационный момент

  Девиз нашего урока – одно из высказываний древнеримского политика, философа и блестящего оратора.

Недостаточно овладеть премудростью, нужно так же уметь пользоваться ею” Цицерон

Проверка домашнего задания

  Возьмите рабочие тетради. Проверьте, поставили вы себе оценку за выполненную домашнюю работу в ∆?. Поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте. Возьмите в руки карандаш. Проверяем, исправляем ошибки, выставляем оценку в      .

  №1256

а) 0, 32         г) 15, 11       ж) 3,00

б) 3, 18        д) 13, 88        з) 115,973

в) 3, 01        е) 2,93           и) 0,06311

№1258

1) 9,35 – 2,89 = 6,46 (м) длина другой части

2) 6,46 – 2, 89 = 3,57 (м)

Ответ: на 3,57 метра вторая часть длиннее первой

  Выставили отметку в тетрадь, вернули тетради. Сравните 2 отметки и выставьте одну отметку в лист самооценки. (записали число, к/р)

Сообщение темы урока

Карточка1. Выполнив задание вы сможете сформулировать тему урока.

Выясните, в каком столбике таблицы верно записано число. Соответствующую ему букву для заданий 1-9 запишите в кружок, а для 10-18 – в квадрат.

1) пять целых две десятых        10) пять целых две тысячных

5,02

5,2

5, 002

Т

С

В

2) нуль целых восемь тысячны        11) нуль целых восемь десятых

0,008

0,08

0,8

Л

Е

Ы

3) три целых двадцать пять тысячных 12) три целых двадцать пять сотых

3,25

30,25

3,025

Ч

В

О

4) шестнадцать целых пять сотых        13) шестнадцать целых пять тысячных

16,005

16,5

16,05

И

Г

Ж

5) восемнадцать целых восемь сотых        14) восемнадцать целых восемь десятых

18,8

18,08

18,008

Т

Е

В

6) пять целых пятнадцать десятитысячных   15) пять целых пятнадцать тысячных

5,0015

5,015

5,15

Н

А

У

7) тридцать четыре целых сто пять тысячных   16) тридцать четыре целых сто пять десятитысячных

34,0105

34,105

34,15

Н

И

М

8) две целых двадцать две сотых                        17) две целых две десятых

2,22

2,222

2,2

Е

К

И

9) нуль целых две десятых                18) нуль целых двадцать две сотых

0,2

0,22

0,02

И

Е

П

Перенесите ответ и поставьте отметку в лист самооценки. Карточки сдайте. Формулируем тему урока

Рассмотрим записи. Что вы можете о них сказать? Кто догадался над чем мы сегодня будем работать?

1) 4,7 + х = 3,5

2) 6,7 – х = 2,8

3) у – 2,7 = 3,4

4) (х + 3,5) – 4,8 = 2,4

Повторим

Актуализация опорных знаний

Выберите цифру правильного ответа и обведите её.

Карточка2        ФИ                        Вариант 1

1.

 Верно ли, что равные десятичные дроби могут иметь разное количество знаков после запятой?

1) да

2) нет

2.

 При сложении десятичных дробей, с 3 цифрами после запятой отмерим запятой в ответе, от конца дроби, 3 цифры.

1) да

2) нет

3.

Может ли сумма числа 1,2 и натурального числа быть натуральным числом?

1) да

2) нет

4.

Верно ли равенство

1,25 + 4,3 = 1,68.

1) да

2) нет

5.

В числе 0,4083 вычеркнули одну цифру после запятой. Какую цифру вычеркнули, чтобы полученное число стало наименьшим из возможных.

1) 4

2) 0

3) 8

4) 3

Карточка2        ФИ                        Вариант 1

1.

 Верно ли, что равные десятичные дроби могут иметь разные цифры в разряде единиц?

1) да

2) нет

2.

 При вычитании десятичных дробей, с 2 цифрами после запятой в ответе отмерим запятой, от начала целой части дроби, 2 цифры.

1) да

2) нет

3.

Может ли разность натурального числа и числа 0,3 быть натуральным числом?

1) да

2) нет

4.

Верно ли равенство

8,22 + 3,7 = 8,59.

1) да

2) нет

5.

В числе 0,4083 вычеркнули одну цифру после запятой. Какую цифру вычеркнули, чтобы полученное число стало наибольшим из возможных.

1) 4

2) 0

3) 8

4) 3

Перенесите получившуюся числовую последовательность в лист самооценки. Сдайте карточки.

Физминутка. (Динамическая при самопроверке).

Верно выполнено задание – поднимаем руку

Не верно выполнено задание – встаем.

Ключ: В1 11221         В2 22222

Применение приобретенных знаний

Три ученика одновременно работают у доски. После них еще один решает сложное уравнение.

№1. Решите уравнения

1) 4,7 + х = 3,5

2) 6,7 – х = 2,8

3) у – 2,7 = 3,4

4) (х + 3,5) – 4,8 = 2,4

Проверьте правильность решения и оформления : 1,2; 3,9; 6,1; 3,7

Выставьте отметку.

Самостоятельная работа

Выполните по вариантам

№1238 стр 195

Вариант1 а,в,д.      Вариант2 б,г,е .

Запишите ответы в лист самооценки.

Сдайте тетради. Проверим. Выставьте отметку

Вариант1. Ответы 4,2; 11,7; 6

Вариант2. Ответы 18,5; 0; 5

Физминутка. Математическая эстафета+отдых для глаз

Каждый ряд получает одно задание.

Эстафета. Заполните полосу числами, записывая в каждую новую клетку – новым учеником, сумму двух предыдущих чисел

0,1

0,2

Кто выполнил быстро и  верно?

0,1

0,2

0,3

0,5

0,8

1,3

2,1

3,4

Учащиеся, которые не заняты в эстафете рассматривают рисунок и отвечают на вопрос: «Сколько лиц ты видишь на рисунке?» 10

Домашнее задание

№1265, 1268 (а,б,в)

Итог урока. Рефлексия

Определите, является равенство верным или нет. Ответ «да» соответствует знаку «+», ответ «нет» - «V». Ответы пишем в лист самооценки.

1) 0,2 + 0,3 = 0,5                        6) 0,1 + 0,01 = 0,11

2) 0,03 + 0,04 = 0,07                        7) 0,76 + 0,2 = 0,96

3) 0,81 + 1 = 0,82                        8) 5 + 3,8 + 1,2 = 9,1

4) 0,37 + 0,21 = 0,58                        9) 0,8 + 0,7 + 0,2 = 1,7

5) 0,12 + 0,4 = 0,16                        10) 3,5 + 4,5 = 8

Взаимопроверка. ++V+V++V++

Выставление отметки. Сравните все отметки и поставьте одну за работу на уроке. Листы сдайте

Спасибо, урок окончен.

  У учеников возникает внутренняя потребность включения в учебную деятельность.

Личностная. Действия смысловой организации.

Регулятивная. Волевая саморегуляция.

Познавательная. Проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Коммуникативная. Сотрудничество с учителем.

  Осознанно устанавливают правильность выполнения д/з. Дают оценку результатов.

Предметная. Упрощение выражений с помощью свойств сложения и вычитания.

Р. Контроль, оценка.

По.

К. Сотрудничество со сверстниками.

Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

Р. Целеполагание.

По. Делают предположения

К. Оформляют мысли в устной речи

Актуализация мыслительных операций, необходимых для применения знаний в новой ситуации. Самостоятельно выбирают удобный способ и решают задания.

Предметная. Передают содержание в сжатом виде.

Р. Оформляют мысли в письменной речи.

По.

К.

  Применяют правила сложения и вычитания десятичных дробей при решении уравнений на основе зависимостей между компонентами и результатом арифметического действия.

К. Умение выражать свои мысли

 

  Обсуждение и запись д/з

Личностная. Волевая саморегуляция

  Установление соответствия между поставленными задачами и результатами. Анализ учебной деятельности. Рефлексия по поводу своего психо – эмоционального состояния.

Р. Осознание того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению

По. Передают содержание в сжатом виде.

К. Умеют выражать свое состояние

  Высказывание

Взаимопроверка

Парная работа

Коллективный способ

Индивидуальная работа, опрос по карточкам

Самостоятельная работа, с последующей проверкой.

Групповая работа

МД. Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока с элементами театрализации "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Объяснение нового материала  используя театрализованное представление....

Методическая разработка урока по математике в 5 классе. Тема: Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей (урок - праздник)

Урок может быть использован для закрепления действий сложения, вычитания и умножения десятичных дробей в 5 классе. Урок желательно проводить накануне праздника 8 Марта. Урок представлен в игровой форм...

Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Умножение десятичных дробей"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 5 класс по теме "Умножение десятичных дробей". При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и другие, ...

Разработка урока по математике на тему "Действие с десятичными дробями"

Разработка урока по математике на тему "Действие с десятичными дробями", 5 класс.Технологическая карта к уроку....