Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Рабочая программа 5 класс к учебнику Н. Я. Виленкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike_5_klass.docx41.07 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

(Математика 5 класс)

Тематическое планирование составлено на основе:

  • федерального компонента Государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования,
  • примерной программы основного общего образования по математике,
  •  федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год,
  •  с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
  •  авторского тематического планирования учебного материала,
  •  базисного учебного плана 2004 года.

Количество учебных часов:

В год -170 часов (5 часов в неделю, всего 170 часов)

В том числе:

Контрольных работ – 14 (включая итоговую контрольную работу)

Цели обучения математике в школе:

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Цели изучения курса математики в 5 – 6 классах:

  • систематическое развитие понятий числа, как положительного, так и отрицательного;
  • знакомство с обыкновенной и десятичной дробями;
  •  выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, обыкновенными и десятичными дробями;
  • выработка навыков решения основных задач на дроби, задач на составление уравнений;
  • умение переводить практические задачи на язык математики;
  • формирование умения решать задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов;
  • знакомство с прямоугольной системой координат на плоскости;
  • подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Задачи программы обучения:

  • развитие навыка вычислений с натуральными числами;
  • овладение навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями;
  • формирование начальных представлений об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений;
  • знакомство с геометрическими понятиями, приобретение навыков построения геометрических фигур и измерения геометрических величин;
  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
  • формирование представлений о математических идеях и методах;
  • формирование преставлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Место предмета в учебном плане

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшей жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.

Программа рассчитана на 170 учебных часов, в том числе 14 часов на проведение контрольных работ.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Натуральные числа и шкалы

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • уметь выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел;
  • уметь читать и записывать многозначные числа;
  • уметь выполнять арифметические действия с многозначными числами;
  • уметь проводить измерения треугольника, работать с плоскостью, прямой, лучом;
  • уметь определять координаты точек на координатном луче, уметь определять единичный отрезок;
  • знать обозначение натуральных чисел;
  • знать понятия: натуральные числа, цифра, разряды, классы, отрезок, треугольник, вершины, стороны, плоскость, прямая, луч, шкала, координата, единичный отрезок, координатный луч, меньше (больше).

Сложение и вычитание натуральных чисел

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • уметь проводить операцию сложения (вычитания)  с помощью координатного луча;
  • уметь находить компоненты суммы (разности);
  • уметь работать с числовыми и буквенными выражениями, находить значения выражений;
  • уметь буквенно записывать свойства сложения и вычитания, составлять простейшие формулы;
  • уметь решать уравнения, находить их корни;
  • знать свойства сложения: переместительное, сочетательное и применять их при решении;
  • знать свойства вычитания суммы из числа и вычитания числа из суммы и применять их при решении различных задач;
  • знать понятия: слагаемые, сумма, периметр, уменьшаемое, вычитаемое, разность, уравнение, корни уравнения.

Умножение и деление натуральных чисел

В результате изучения курса учащиеся должны:

  •  уметь делить и умножать натуральные числа; проводить преобразования выражений, делить с остатком;
  •  уметь преобразовывать и решать примеры, содержащие степени;
  •  знать свойства деления и умножения натуральных чисел;
  •  знать порядок выполнения действий.

Площади и объемы

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • уметь составлять простейшие формулы;
  • уметь находить площади прямоугольника и квадрата; объем прямоугольного параллелепипеда;
  • знать простейшие формулы площадей и объемов, единицы измерения площадей и объемов.

Обыкновенные дроби

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • уметь сравнивать дроби, выполнять простые арифметические действия с дробями, содержащими одинаковый знаменатель;
  • уметь работать со смешанными числами;
  • знать понятия: доли, обыкновенные дроби, правильные и неправильные дроби, смешанные числа.

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • уметь сравнивать десятичные дроби;
  • уметь складывать и вычитать десятичные дроби;
  • уметь находить приближенные значения чисел, округлять;
  • знать десятичную запись числа.

Умножение и деление десятичных дробей

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • уметь умножать и делить десятичные дроби на натуральное число;
  • уметь умножать и делить десятичные дроби;
  • уметь находить среднее арифметическое;
  • знать понятия: среднее арифметическое.

Инструменты для вычислений и измерений

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • уметь находить проценты;
  • уметь строить углы;
  • уметь измерять углы с помощью транспортира;
  • уметь строить круговые диаграммы;
  • знать принцип работы с микрокалькулятором.

В ходе изучения всего курса учащиеся должны также уметь:

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь:

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; строить круговые диаграммы;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов;
  • вычислять средние значения результатов измерений.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, таблиц;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • понимания статистических утверждений.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

        Учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

  • Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой.
  • Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
  • Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.
  • Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
  • Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно),             3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
  • Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Оценка устных ответов учащихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка письменных контрольных работ учащихся.

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний.

п/п

Тема

Раздел

Срок проведения

1

Контрольная работа по теме «Натуральные числа и шкалы».

Натуральные числа и шкалы.

Урок 16

2

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел».

Сложение и вычитание натуральных чисел.

 

Урок 26

3

Контрольная работа  по теме «Уравнение».

Сложение и вычитание натуральных чисел.

Урок 37

4

Контрольная работа по теме «Умножение и деление натуральных чисел».

Умножение и деление натуральных чисел.

Урок 53

5

Контрольная работа по темам «Упрощение выражений. Степень числа. Квадрат и куб числа».

Умножение и деление натуральных чисел.

Урок 64

6

Контрольная работа по теме  «Площади и объемы».

Площади и объемы.

Урок 76

7

Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби».

Обыкновенные дроби.

Урок 90

8

Контрольная работа по темам «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и  смешанных чисел».

Обыкновенные дроби.

Урок 101

9

Контрольная работа по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей».

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

Урок 114

10

Контрольная работа по теме «Умножение и деление  десятичных дробей на натуральные числа».

Умножение и деление  десятичных дробей на натуральные числа.

Урок 123

11

Контрольная работа по теме «Умножение и деление десятичных дробей».

Умножение и деление  десятичных дробей на натуральные числа.

Урок 140

12

Контрольная работа по теме «Проценты».

Инструменты для вычислений и измерений.

Урок 148

13

Контрольная работа по теме «Измерение углов. Транспортир»

Инструменты для вычислений и измерений.

Урок 157

14

Итоговая контрольная работа.

Повторение

Урок 170


Календарно-тематическое планирование учебного материала

по математике 5 класс

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

1-2

Повторение.

2

1. Натуральные числа и шкалы (15 уроков)

3-5

Обозначение натуральных чисел, п.1

3

6-8

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник, п.2

3

8-9

Плоскость, прямая, луч, п.3

2

10-12

Шкалы и координаты, п.4.

3

13-15

Меньше или больше, п.5

3

16

Контрольная работа по теме «Натуральные числа и шкалы»

1

2. Сложение и вычитание натуральных чисел

(21 урок)

17-21

Сложение натуральных чисел и его свойства, п.6

5

22-25

Вычитание, п.7

4

26

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

27-29

Числовые и буквенные выражения, п.8

3

30-32

Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п.9

3

33-36

Уравнение, п.10

4

37

Контрольная работа  по теме «Уравнение»

1

3. Умножение и деление натуральных чисел

(27 уроков)

38-42

Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11

5

43-49

Деление, п.12

7

50-52

Деление с остатком, п.13

3

53

Контрольная работа по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

1

54-58

Упрощение выражений, п.14

5

59-61

Порядок выполнения действий, п.15

3

62-63

Степень числа. Квадрат и куб числа.

2

64

Контрольная работа по темам «Упрощение выражений. Степень числа. Квадрат и куб числа»

1

4. Площади и объемы (12 уроков)

65-66

Формулы, п.17

2

67-68

Площадь. Формула площади прямоугольника.п.18

2

69-71

Единицы измерения площадей, п.19

3

72

Прямоугольный параллелепипед, п.20

1

73-75

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда, п.21

3

76

Контрольная работа по теме  «Площади и объемы»

1

5. Обыкновенные дроби (25 уроков)

77-78

Окружность и круг, п.22

2

79-83

Доли. Обыкновенные дроби, п.23

5

84-86

Сравнение дробей, п.24

3

87-89

Правильные и неправильные дроби, п.25

3

90

Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби»

1

91-93

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

3

94-95

Деление и дроби, п.27

2

96-97

Смешанные числа, п.28

2

98-100

Сложение и вычитание смешанных чисел, п.29

3

101

Контрольная работа по темам «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и  смешанных чисел»

1

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 уроков)

102-103

Десятичная запись дробных чисел, п.30

2

104-106

Сравнение десятичных дробей, п.31

3

107-111

Сложение и вычитание десятичных дробей, п.32

5

112-113

Приближенные значения чисел. Округление чисел, п.33

2

114

Контрольная работа по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

7. Умножение и деление десятичных дробей (26 уроков)

115-117

Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п.34

3

118-122

Деление натуральных дробей на натуральные числа, п.35

5

123

Контрольная работа по теме «Умножение и деление  десятичных дробей на натуральные числа»

1

124-128

Умножение десятичных дробей, п.36

5

129-135

Деление десятичных дробей, п.37

7

136-139

Среднее арифметическое, п.38

4

140

Контрольная работа по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

1

8. Инструменты для вычислений и измерений (17 уроков)

141-142

Микрокалькулятор, п.39

2

143-147

Проценты, п.40

5

148

Контрольная работа по теме «Проценты»

1

149-151

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник, п.41

3

152-154

Измерение углов. Транспортир, п.42

3

155-156

Круговые диаграммы, п.43

2

157

Контрольная работа по теме «Измерение углов. Транспортир»

1

158-159

Повторение. Натуральные числа. Действия с натуральными числами.

2

160

Повторение. Решение задач на встречное движение.

1

161

Повторение. Решение задач на движение.

1

162

Повторение. Решение задач на движение вдогонку.

1

163

Повторение. Обыкновенные дроби.

1

164

Повторение. Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

1

165-167

Повторение. Десятичные дроби и действия с десятичными дробями.

3

168

Повторение. Десятичные дроби. Решение задач.

1

169

Повторение. Проценты. Задачи на проценты.

1

170

Итоговая контрольная работа.

1

Учебно-методический комплекс учителя:

  1. Жохов В.И. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы. –  М.: Мнемозина, 2011. – 32 с.
  2. Жохов В.И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. – М.: Мнемозина, 2010. – 64 с.
  3. Жохов В.И. Математика. 5 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений / В.И. Жохов, И.М. Митяева. – М.: Мнемозина, 2010. – 96 с.
  4. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2010. – 288 с.
  5. Попова Л.П. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я.Виленкина 5 класс, Москва, «ВАКО», 2011 г.
  6. 20 тестов по математике:5-6 классы / С.С. Минаева.-6-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.-159,[1] с.
  7. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс»/ М.А. Попов.-7-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.-127,[1] с.

Учебно-методический комплекс ученика:

  1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2010. – 288 с.
  2. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс» / Т.М. Ерина. – 3-е изд., стереотипное.- М.: Издательство «Экзамен», 2010.-127, [1] с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...