Открытый урок на тему: "Уравнение" (для 5-х классов)
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Трушина Елена Николаевна

Открытый урок на тему: "Уравнение" для учащихся 5-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uravnenie_urok_trushinoy_e.n.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике

на тему : «Уравнения»

для учащихся  5-ых классов гимназии

учитель математики

МБОУ гимназии №2

г. Зарайска Московской области

Трушина Е.Н.

                                                       г. Зарайск, 2013 г.

Тема урока: Уравнения.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Актуализация  знаний учащихся об уравнениях;
  2. Формирование умений и навыков в решении уравнений;
  3. Обучение решению усложненных уравнений;

Развивающие:

  1. Развитие познавательной активности;
  2. Развитие памяти, внимания, навыков самостоятельной и творческой деятельности, математической речи;

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к предмету;
  2. Воспитание точности и аккуратности при оформлении решений;
  3. Воспитание самостоятельности и активности;
  4. Воспитание способностей самооценки.

План урока.

  1. Организационный момент;
  2. Устная работа;
  3. Работа по теме;
  4. Физминутка;
  5. Закрепление материала (математический диктант);
  6. Решение более сложных уравнений;
  7. Проверка знаний, умений и навыков.
  8. Итог урока.
  9. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Постановка целей.

Прозвенел опять звонок, начинается урок.

Будем мы писать, считать,

Уравнения решать.

Давайте работать старательно,

И успех вас ждет обязательно.

- Ребята! У вас на парте лежат три смайлика, изображающие настроение. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению сегодня.

1 Слайд.          Тема нашего урока «Уравнения». Мы продолжим с вами отрабатывать навыки решения уравнений.

***

2 Слайд.        Перед вами вопросы, на которые вы сегодня будете отвечать. Прочтите их.

  1. Что такое уравнение?
  2. Что значит решить уравнение?
  3. Что такое корень уравнения?
  4. Как найти неизвестное слагаемое?
  5. Как найти неизвестное уменьшаемое?
  6. Как найти неизвестное вычитаемое?

***

  1. Устная работа.

  1. Работа с интерактивной доской.

Найдите среди математических записей числовые буквенные выражения и уравнения. Расставьте их в соответствующие столбцы.

15 + k + 85; х + 15 = 87; 38 – (20 + 8); y = 9 + 100; (х – 9) + 15 = 65; 100 – (24 + y); (21+ 9) + (40 - 19)

Какие выражения называются числовыми, буквенными? Что такое уравнение?

Прочтите по одному из видов математических записей. Какие действия выполняют с уравнениями? Что значит решить уравнение? Что такое корень уравнения?

  1. Угадайте корень уравнения и сделайте проверку.

X + 9 = 9 – X ,                       8  - Y = Y + 2,

      X = 0 .                                    Y = 3.

   Проверка:                             Проверка:

 0 + 9 = 9 – 0 ,                         8 – 3 = 3 + 2,

 9 = 9, верно .                          5 = 5, верно.

   Ответ: 0.                                Ответ: 3.

  1. Подсказка.

Когда уравнение решаешь, дружок,

Ты должен найти у него корешок.

Значение буквы проверить несложно,

Поставь в уравнение его осторожно.

Коль верное равенство выйдет у вас,

То корнем значение зовите тотчас.

  1. Работа по теме.

  1. Какие правила помогают нам в решении уравнений?

Посмотрите на таблицы «+» и «-». Они вам знакомы еще с начальной школы.

(Сделать записи на доске)

Первое равенство: Слагаемое + Слагаемое = Сумма.

Второе равенство: Уменьшаемое – Вычитаемое = Разность.

Открываем тетради. Записываем дату, тему урока.

Задание:

Составьте уравнение и решите его.

  1. Известно второе слагаемое, равное 89, а сумма 110. Найдите неизвестное первое слагаемое.

Слагаемое + Слагаемое = Сумма

      Х         +       89        =    110,

                                 Х   =  110 – 89,

                                 Х   =     21.

Ответ: 21.

  1. Вычитаемое равно 123, разность равна 68. Найдите неизвестное уменьшаемое.

Уменьшаемое – Вычитаемое = Разность

         Х            –        123        =     68,

                                        Х    =   68 +123,

                                        Х    =    191.

Ответ: 191.

  1. Уменьшаемое равно 2345, разность равна 112. Найдите неизвестное вычитаемое.

Уменьшаемое – Вычитаемое = Разность

        2345        –          Х         =     112,

                                        Х    =  2345 – 112,

                                        Х    =     2233.

Ответ: 2233.

  1. Отложите тетради. Сейчас работаем в черновиках.

3 Слайд.

Перед вами уравнения и ключ к разгадке слова.

А) X + 17 = 60;                                   111       –       А

Б) Y – 51 = 60;                                    77        –       П

В) 88 – X = 78;                                    43        –       Г

Г) 59 + X = 59;                                     0         –       С

Д) 82 – Y = 82.                                    10        –       У

                                                             9         –       Е

Ответ: ГАУСС

***

Ребята! Давайте прочитаем об этом ученом на стр. 64 учебника математики.

В задаче №389 вам предлагают догадаться, как Карл Гаусс складывал числа от 1 до 100.

Это творческая часть домашнего задания.

  1. Физминутка.

  1. Закрепление материала. (математический диктант)

Открываем тетради. Внимательно слушаем. Сидим и пишем правильно, не сутулясь.

В конце математического диктанта будет взаимопроверка .

(требуется поставить оценку соседу по парте).

Лес, как вы знаете, поглощает углекислый газ и выделяет кислород, необходимый человеку для дыхания. Также, лес работает как фильтр, очищая воздух от сажи и пыли.

В таблице приведены данные о количестве килограммов выделяемого кислорода в год.

Используя данные из таблицы, выполните следующие задания:

4 Слайд.

        1 гектар (1 га).

Дубовый лес – 830 кг.

Березовый лес – 725 кг.

Осиновый лес – 575 кг.

Сосновый лес – 540 кг.

Еловый лес – 500 кг.

***

Вопросы:

  1. На сколько наибольшее число больше наименьшего?

830 – 500 = 330

  1. Найдите сумму двух чисел, которая оканчивается двумя нулями?

725 + 575 = 1300

  1. Уменьшаемое – Сосновый лес. Разность – Еловый лес. Найдите вычитаемое.

540 – X = 500,

X = 540 – 500,

X = 40.

  1. Первое слагаемое – Еловый лес. Сумма – Березовый лес. Найдите второе слагаемое.

500 + X = 725,

X = 725 – 500,

X = 225.

  1. Вычитаемое  - Осиновый лес. Разность – Сосновый лес. Найдите уменьшаемое.

X – 575 = 540,

X = 540 + 575,

X = 1115.

Взаимопроверка!!! Проверьте себя и товарища по парте!!!

  1. Решение более сложных уравнений.

  1. Работа с книгой. Стр. 61 учебника, упражнение №376, прочитайте.

(Один ученик приглашается к доске для решения уравнения, остальные решают в тетрадях)

(X + 15) – 8 = 17,

X + 15 = 17 + 8,

X = 25 – 15,

X = 10.

Проверка:

(10 + 15) – 8 = 17,

25 – 8 = 17,

17 = 17, верно.

Ответ: 10.

  1. Найдите ошибки и решите уравнение правильно.

5 Слайд. (дополнительно)

Ученик решал уравнение (X - 24) + 37 = 49 и получил следующее решение:

 (X - 24) + 37 = 49;

(X - 24) = 37 + 49;

X - 24 = 86;

Х = 86 – 24;

Х = 72.

Ребята посмотрели на его решение и заулыбались. Чем же была вызвана улыбка?

***

Ребята, давайте решим это уравнение устно.

  1. Проверка знаний, умений и навыков.

(Самостоятельная работа с элементами теста в двух вариантах в тетради).

        1-ый Вариант                                                          2-ой Вариант

              1) 75 – X = 23;                                                         1) Y – 68 = 32

     А) 52;                                                                      А)100;

     Б) 98;                                                                       Б) 36;

     В) 23.                                                                       В) 11.

  2) 44 + (Y - 85) = 105;                                              2) 69 + (87 – Х) = 103;

     А) 234;                                                                     А) 91;

     Б) 146;                                                                      Б) 85;

     В) 84.                                                                       В) 53.

Проверьте себя!!! Поставьте себе оценку!!!

  1. Итог урока.

Что же мы сегодня повторили? А что больше понравилось?

А теперь проверьте свои оценки, сдайте тетради, и я еще раз все проверю.

Ответьте, с каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите смайлики.

Молодцы, Спасибо вам за урок!!!

  1. Домашнее задание.

(на доске)

П.10, №389 (творч.), №395 (а,в,г), №396 (а).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по теме "Уравнение состояния идеального газа" 10 класс

Данный урок из раздела молекулярно-кинетической теории. По теме "Уравнение состояния идеального газа" проводится в 10 классе. Цель данного урока сформировать умение описывать состояние термодинамическ...

Конспект урока по теме «Уравнения с одной переменной», 9 класс, учебник Ю.Н. Макарычев

Конспект урока по теме «Уравнения с одной переменной», 9 класс, учебник Ю.Н. МакарычевЦель: создать условия для первичного закрепления учащимися способов решения уравнений с одной переменной (разложен...

Урок по теме: "Уравнения с параметрами". 9-й класс.

Комбинированный урок "Уравнения с параметрами". 9-й класс....

Открытый урок по теме "Уравнение" 5 класс

Открытый урок по теме "Уравнение" 5 класс к учебнику Виленкин.Ссылка на презентацию к уроку....

Открытый урок на тему «Уравнение. Угол. Многоугольники»

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Уравнение. Угол. Многоугольники»...

Открытый урок на тему "Уравнение"

Урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).Класс 5...