Рабочая программа по математике 5 класс.
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Харченко Алефтина Игоревна
Рабочая программа по математике для обучающихся 5-х классов составлена на основе авторской программыА.Г.Мордковичаи с учётом новых Федеральных образовательных стандартов второго поколения, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ обязательноотводится 5 часов в неделю при изучении математики в 5 классе, такое же количество часов предусматривает и авторская программа, 170 часов в год. В нашей школе на изучение математики в 5 классе отводится 6 часов в неделю, 210 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_matematika_5_klass.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

КУРСА «МАТЕМАТИКА» 5 КЛАСС

  Рабочая программа по математике для обучающихся 5-х классов составлена на основе авторской программыА.Г.Мордковичаи с учётом новых Федеральных образовательных стандартов второго поколения, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. «Человек знающий» заменяется  на  «человек, подготовленный к жизнедеятельности». Приоритетным направлением ФГОС является реализация развивающего потенциала математического образования. Одной из важнейших задач при этом становится развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов.

По ФГОС второго поколения изучение математики направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
  • изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и  метапредметных результатов).

В соответствии с ФГОС представлено четыре вида универсальных учебных действий(УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ  обязательноотводится 5 часов в неделю при изучении математики в 5 классе, такое же количество часов предусматривает и авторская программа, 170 часов в год. В нашей школе на изучение математики в 5 классе отводится 6 часов в неделю, 210 часов в год.

Достижение результатов образования обеспечивается через методический аппарат учебников и учебно-методических пособий комплекта. Наша школа работает  в 5 классе по линейки УМК Зубаревой И.И. и Мордковича А.Г., что по мнению нашего методического объединения наиболее отвечает поставленным целям в рамках ФГОС нового поколения.

Нормативные документы обеспечивающие, реализацию программы:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Областной закон «Об образовании в Ростовской области
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010, утверждённая распоряжением правительства РФ от 29.12.2001. №1756-р
  4. Приказ министерства образования «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. №1089
  5. Примерная программа по предмету.

Изучение курса ориентировано на использование УМК по учебнику "Математика - 5" автора Мордковича А.Г., Зубаревой И.И. Для организации самостоятельной, практической, контрольных, домашних работ используются: рабочая тетрадь,  учебное пособие под редакцией И.И. Зубаревой «Самостоятельные работы. Математика-5», пособие для учащихся «Блицопрос-5» Е.Е.Тульчинской. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность варьировать содержание работы по времени и по уровню сложности. В процессе изучения содержания курса предполагает использовать учебно-методической и дополнительной литературы, а именно, Сборник задач и упражнений В.Г. Гамбарин, И.И. Зубарева,  Рабочая тетрадь И.И. Зубарева.

Цели изучения математики в 5 классах определены следующим образом:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности,  изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе обучения математике  по данной программе решаются следующие задачи:

-         систематическое развитие понятия «числа»;

-    выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;

-         переводить практические задачи на язык математики;

-         осуществление функциональной подготовки школьников;

-    овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.

Содержание учебного материала.

( 6ч. * 35 нед.= 210ч.)

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.

Тема № 1 Натуральные числа

(54 часа - из них 4 контрольные работы).

Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Упрощение выражений (простейшие случаи приведения подобных слагаемых). Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Координатный луч. Изображение чисел точками координатного луча. Решение задач с помощью координатного луча.Прямоугольник. Периметр и площадь прямоугольника. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Вычисления с многозначными числами в других системах счисления.Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Уравнение. Корень уравнения. Решение уравнений методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи).

Тема № 2 Обыкновенные дроби

(43 часа - из них 2 контрольные работы).

Деление с остатком. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями (простейшие случаи), умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число. Решение не стандартных задач содержащих дроби.Нахождение части от целого и целого по его части в два приёма. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр.Решение комбинированных задач и примеров.

Тема № 3 Геометрические фигуры

(24 часа - из них 1 контрольная работа).

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развёрнутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла. Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Расстояние между двумя точками. Масштаб. Расстояние от точки до прямой.

Тема № 4 Десятичные дроби

(49 часов- из них 2 контрольные работы).

Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей. Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Степень с натуральным показателем. Понятие процента. Нахождение процента от величины, величины по её проценту.Решение не стандартных задач олимпиадного характера.

Тема № 5 Геометрические тела

(11 часов- из них 1 контрольная работа).

Прямоугольный параллелепипед. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба.

Тема № 6 Введение в вероятность

 (8 часов).

Достоверные, невозможные и случайные события. Перебор вариантов, дерево вариантов. Решение не стандартных задач олимпиадного характера.

                   Повторение курса 5 класса

(21 час–из них 1контрольная работа)

Тематическое планирование 5 класс (6 часов в неделю)

№п/п

Название раздела

Количество часов

Теория

Контрольные работы

Всего

1

Натуральные числа

50

4

54

2

Обыкновенные дроби

41

2

43

3

Геометрические фигуры

23

1

24

4

Десятичные дроби

47

2

49

5

Геометрические тела

10

1

11

6

Элементы теории вероятности

8

8

7

Повторение

20

20

8

Итоговая контрольная работа

1

1

Всего:

199

11

210

В результате изучения курса ученик должен иметь представление:

  • о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях;
  • об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • о достоверных, невозможных и случайных событиях;
  • о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах.

Учащиеся должны уметь:

  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
  • выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
  • выполнять простейшие вычисления с помощью микрокалькулятора;
  • решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;
  • составлять алгебраические модели реальных ситуаций и выполнять простейшие преобразования буквенных выражений (типа 0,5х+7,2х+8=7,7х+8);

Список рекомендованной литературы:

1) Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика, 5 класс. Учебник.

2) Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика 5-6. Методическое пособие для учителя.

3) Зубарева И.И. Математика, 5 класс. Рабочая тетрадь. Части 1 и 2.

4) Зубарева И.И., Мильштейн М.С., Шанцева М.Н. Математика, 5 класс. Самостоятельные работы.

5) Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник задач и упражнений по математике. 5 класс.

6) Тульчинская Е.Е. Блиц-опрос. 5 класс.

7) Зубарева И.И., Лепешонкова М.П. Тетради для контрольных работ (6 вариантов). 5 класс части 1 и 2.

8) Тульчинская Е.Е. Математика 5-6. Тесты.

9) Мардахаева Е.Л. Занятия математического кружка. 5 класс.

10) Комплект цифровых образовательных ресурсов для обеспечения фронтальной работы учителя на уроке к учебнику «Математика, 5 класс» И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».

11) Зубарева И.И., Мильштейн М.С., Гамбарин В.Г. Математика, 5 класс. Мультимедийное приложение, диск для учителя.

12) Зубарева И.И. Математика, 5 класс. Мультимедийное приложение, диск для ученика

13) электронные учебные пособия

-тестирование он-лайн-www.kokch.kts.ru/cdo

-энциклопедия Кирилла и Мефодия-mega.km.ru

-сайт энциклопедий-www.encyclopedia.ru

14) Интернет ресурсы

-Министерство образования и науки РФ.- /www.mon.gov.ru/.

-Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций.-www.informika.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...