Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа (алгебра, 5 класс) по теме
Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Мерзляк А.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5klass.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса математики
Содержание курса математики 5-6 классов
Справочные пособия научно-популярная и историческая литература
Приложения
Пояснительная записка
Тип программы программа основного общего образования
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МОУ «СОШ №9» программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МОУ «СОШ №9» программа является основанием для определения качества реализации общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 5 класса «в»
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 175 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 5 часов в неделю
Формы контроля:
- Срезовые работы: входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль;
- текущий контроль (письменные опросы): контрольные работы, тесты, самостоятельные работы;
- текущий контроль (устные опросы): собеседование, зачеты;
- медиаформы: индивидуальные тесты Excel, фронтальные тесты PowerPoint.
Программа по математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования с учётом преемственности с примерными программами
для начального общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции – умения учиться.
Курс математики 5-6 классов является фундаментом для математического образования и развития
доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость школьного курса математики 5-6 классов состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7-9 классах, а также для изучения смежных дисциплин.
Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулами алгоритмах действий, вошли эвристические приёмы как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, при обретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на
базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса математики
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразова нию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
б) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, пони мать необходимость их проверки;
11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке как сфере мате матической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;'
5) практически значимые математические умения и навыки , их применение к решению математических и нема тематических задач, предполагающее умения:
. выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
. решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
. изображать фигуры на плоскости;
. использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
. измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
. распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
. проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
. использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
. строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
. читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
. решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Содержание курса математики 5-6 классов
Арифметика
- Натуральные числа
. Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел. Координатный луч. . Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание
натуральных чисел. Свойства сложения.
. Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
. Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
. Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители.
. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению егодроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанныечисла.
. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
. Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодическиедесятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
. Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.
. Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
. Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа
. Положительные, отрицательные числа и число О. . Противоположные числа. Модуль числа.
Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
. Координатная прямая. Координатная плоскость.
Величины. Зависимости между величинами
. Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
. Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
. Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.
. Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
. Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. . Среднее арифметическое. Среднее значение величины. . Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин
. Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
. Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников. Окружность и круг. Длина окружности. Число.
. Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
. Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр,
конус, шар, сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
. Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
. Осевая и центральная симметрии.
Содержание программы 5 класса
Глава I. Натуральные числа. | 20 |
Глава II. Сложение и вычитание натуральных чисел. | 33 |
Глава III. Умножение и деление натуральных чисел. | 37 |
Глава IV. Обыкновенные дроби. | 17 |
Глава V. Десятичные дроби. | 48 |
Глава VI. Повторение и систематизация учебного материала. | 20 |
Типы уроков:
| Формы контроля:
|
Содержание тем учебного курса | Кол-во часов | ||||
Кол-во часов | Формы учебного занятия | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | ||
Глава I. Натуральные числа. | 20 | ||||
1 2 3 4 5 6 | Ряд натуральных чисел. Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Плоскость. Прямая. Луч. Шкала. Координатный луч. Сравнение натуральных чисел. Контрольная работа № 1. | 2 3 4 3 4 3 1 | (КУ) (КУ) (КУ) (УПЗУ) (УЗИМ) (КУ) ИКТ (КУ) (УОСЗ) ИКТ (УКЗУ) | ||
Глава II. Сложение и вычитание натуральных чисел. | 33 | ||||
7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. Вычитание натуральных чисел. Числовые и буквенные выражения. Формулы. Контрольная работа № 2. Уравнение. Угол. Обозначение углов. Виды углов. Измерение углов. Многоугольники. Равные фигуры. Треугольник и его виды. Прямоугольник. Ось симметрии фигуры Контрольная работа № 3. | 4 5 4 1 3 2 5 2 3 3 1 | (КУ) ИКТ (УПЗУ) ИКТ (УОСЗ)
(УКЗУ) Формы контроля: (МД) (СР) (ПР) (ФО) (УО) (КР) | ||
Глава III. Умножение и деление натуральных чисел. | 37 | ||||
16 17 18 19 20 21 22 23 24 | Умножение. Переместительное свойство умножения. Сочетательное и распределительное свойства умножения. Деление. Деление с остатком. Степень числа. Контрольная работа № 4. Площадь. Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. Объем прямоугольного параллелепипеда. Комбинаторные задачи. Контрольная работа № 5. | 4 4 8 3 2 1 4 3 4 3 1 | (КУ) (УОНМ) (УПЗУ) (УЗИМ) (УОСЗ) (УКЗУ) Формы контроля: (МД) (СР) (ПР) (ФО) (УО) (КР) | ||
Глава IV. Обыкновенные дроби. | 17 | ||||
25 26 27 28 29 | Понятие обыкновенной дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Дроби и деление натуральных чисел. Смешанные числа. Контрольная работа № 6. | 5 3 2 1 5 1 | (КУ) (УОНМ) (УПЗУ) (УЗИМ) (УОСЗ) (УКЗУ) ИКТ Формы контроля: (МД) (СР) (ПР) (ФО) (УО) (КР) | ||
Глава V. Десятичные дроби. | 48 | ||||
30 31 32 33 34 35 36 37 38 | Представление о десятичных дробях. Сравнение десятичных дробей. Округление чисел. Прикидки. Сложение и вычитание десятичных дробей Контрольная работа № 7. Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей. Контрольная работа № 8. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам. Контрольная работа № 9. | 4 3 3 6 1 7 9 1 3 5 5 1 | (КУ) (УОНМ) (УПЗУ) (УЗИМ) (УОСЗ) (УКЗУ) Формы контроля: (МД) (СР) (ПР) (ФО) (УО) (КР) | ||
Глава VI. Повторение и систематизация учебного материала. | 20 | ||||
39 | Упражнения для повторения за курс 5 класса Контрольная работа № 10. | 19 1 | (УЗИМ) (УОСЗ) (УКЗУ) |
Итого 175
Нормативные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Примерные программы основного общего образования.Математика. (Стандарты второго поколения.) - М. :
Просвещение, 2010.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А.Г. Асмолов, О.А. Ка
рабанова. - М. : Просвещение, 2010.
Учебно-методический комплект
1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонекий, М.С. Якир. - М. : Вентана-Граф, 2012.
2. Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М. : Вентана-Граф, 2012.
3. Математика: 5 класс: рабочая тетрадь / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М. : Вентана-Граф, 2012.
4. Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М. : Вентана-Граф, 2012.
5. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк,
Справочные пособия научно-популярная и историческая литература
1. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. - М. : Просвещение,1994.
2. Гаврилова Т Д. Занимательная математика: 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.
3. Депмнl И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: 5-6 классы. - М. : Просвещение, 2004.
4. Левитае г.г. Нестандартные задачи по математике. М. : ИЛЕКСА, 2007.
5. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе: 5-11 классы. - М. : Айрис-Пресс, 2005.
6. Энциклопедия для детей. Т. 11 : Математика. - М. : Аванта+,2003.
7. httр://www.kvаnt.infо/Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант».
Приложения
- Как люди научились считать?
- Числа знакомые и незнакомые.
- Архимед.
- Старинные задачи.
- Из истории числа 0.
- Магия чисел и знаков.
- Меры времени.
- История календаря.
- Из истории арифметических действий.
- Приемы быстрого счета.
- Откуда возникла геометрия?
- Системы счисления. (математика и информатика).
- Принцип Дирихле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...