урок в 5 классе
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Панфилова Марина Иосифовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass.docx93.33 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики Панфилова М.И.

Урок математики                                                         5-й класс

Тема:                                 Микрокалькулятор.

Цели и задачи урока:

  • Учить использовать микрокалькулятор при выполнении арифметических действий; составлять программу вычислений.
  • Способствовать развитию интереса к предмету.
  • Воспитывать навыки самостоятельной работы; вызывать у учащихся потребность в обосновании своих суждений.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к учебной деятельности.

II. Актуализация прежних знаний.

Решив примеры и заменив полученные ответы соответствующими буквами, вы узнаете, как назывались первые вычислительные машины.

1)

0,8

0,5

2,4

8

3

24

0,6

0,05

П

Ц

А

О

Л

В

Е

Н

  • 7,2 : 9
  • 0,8 * 3
  • 2,4 + 0,6
  • 3,6 : 6
  • 1 : 2 (палец)

2)

25

40

4

9

0,4

0,9

К

М

А

Б

А

Р

  • 0,8 : 0,2
  • 0,09 * 100
  • 0,8 : 2
  • 0,25 : 0,01 (абак)

3)

  •  2 : 5
  • 4,2 + 4,8
  • 1,8 : 3

0,3

1,6

22

0,4

60

160

90

2

9

25

0,6

16

М

О

К

А

Л

Е

Б

Т

Р

Н

И

Ф

  • 40 * 0,4
  • 30 * 0,01
  • 8 * 0,2
  • 2,7 : 9
  • 800 * 0,2
  • 1,6 : 0,8
  • 11,8 - 2,8 (арифмометр)

Итог: итак, ребята, вы узнали, что к первым вычислительным машинам относились - пальцы, абак, арифмометр.

III. Изучение нового материала.

Историческая справка.

Важнейшим видом обработки информации         являются вычисления.

        Нетрудно догадаться, что первым счетным средством для человека были камешки, узелки, палочки и его пальцы. Этот инструмент всегда “под рукой”!

Вот как описывает пальцевой счет туземцев Новой Гвинеи знаменитый русский путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай: “...папуас загибает один за другим пальцы руки, причем издает определенный звук, например “бе, бе, бе”... Досчитав до пяти, он говорит “ибон-бе” (рука).Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяет “бе, бе”.., пока не дойдет до “ибон али” (две руки). Затем он идет дальше, приговаривая “бе, бе”.., пока не дойдет до “самба-бе” и “самба- али” (одна нога, две ноги). Если нужно считать дальше, папуас пользуется пальцами рук и ног кого-нибудь другого”.

В V веке до нашей эры в Греции и Египте получил распространение абак. Абак – это греческое слово, которое переводится как счетная доска. Вычисления на абаке производились перемещением камешков по желобам на мраморной доске.

Подобные счетные инструменты распространялись и развивались по всему миру.

В Китае абак называли суан пан, в Японии Серобян. “Потомком” абака можно назвать и русские счеты. В России они появились на рубеже XVI – XVII веков. И до сих пор в нашей стране счеты можно увидеть не только в музеях.

Великий переворот в вычислительной технике произошёл с изобретением абака. Даже если вы не слышали этого слова, вы встречали, и не раз, русскую разновидность этого прибора - счёты. В разных странах абак выглядел по-разному (доска с линиями, вдоль которых выкладывали камешки; доска с желобками; доска с прутиками, на которые нанизывали костяшки). И ещё надо заметить, что счётные машины были пятиричными, кроме, наших счёт.

Но вычисления с развитием торговли, банковского дела, техники становились всё более трудоёмкими, и мысль о том, чтобы поручить счёт машине оставалась привлекательной. Около 1632 года немецкий учёный Вильгельм Шиккард сконструировал первый в истории счётный механизм. В 1642 году французский математик Блез Паскаль создал свою счётную машину. Она умела складывать и вычитать. Этот механизм был прародителем арифмометров, ещё недавно стоявших на столе в учреждениях, где приходилось много считать. В них при счёте вращающиеся колеса зацеплялись друг за друга так, что десяток в каком-либо разряде автоматически превращался в единицу следующего разряда. В 1673 году был создан настоящий арифмометр Вильгельмом Лейбницем. Он умел вычитать, делить и умножать. Затем появилась логарифмическая линейка. Линейка очень удобна, считать на ней можно очень быстро, всюду носить с собой, места почти не занимает. Не зря столько веков этот прибор просуществовал, лишь недавно калькуляторы вытеснили логарифмическую линейку.

Работа по учебнику.

- Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.

- Объясните, как вводят в микрокалькулятор натуральное число?

- Объясните, как вводят десятичную дробь. Найдите и покажите клавишу с точкой.

- Как выполнить сложение с помощью микрокалькулятора?

- Как выполнить вычитание, умножение, деление?

- Найдите и покажите клавишу умножения, деления, вычитания.

V. Физминутка.

VI. Тренировочные упражнения.

1. Упражнение по вводу натурального числа:

  • 65310
  • 132222
  • 89036
  • 7456123

2. Упражнение по вводу десятичной дроби:

  • 0,23
  • 0,321
  • 5,65
  • 789,23
  • 654,369

3. Составление программ:

1) 156,7 + 218,83

а) Ввести в МК число 156,7;

б) Нажать клавишу ;

в) Ввести число 218,83;

г) Нажать клавишу .

2) (953,54 - 396,41) : 75,8 · 4,12.

4. Выполняем программу:

953,54  396,41  75,8  4,12  30,282.

VII. Закрепление изученного материала.

1. Выполнить №1347 (устно).

2. Самостоятельная работа:

  • 1 вариант - № 1353(1)
  • 2 вариант - № 1353(2)

Учитель оказывает индивидуальную помощь. Взаимопроверка.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  1. Какая клавиша обозначает умножение, деление?
  2. На какую клавишу нужно нажать, чтобы очистить табло?
  3. Какой знак вводится в десятичной дроби вместо запятой?

IX. Домашнее задание: №1354, 1356.

Занимательная минутка

История вычислительной техники началась едва ли не раньше, чем окончательно сформировалось понятие числа. Поэтому в некоторых языках слово "цифра" происходит от слова "палец" - поначалу счёт был неотделим от загибания пальцев. Пальцы и стали называть первой "вычислительной машиной". На пальцах можно складывать, вычитать и даже умножать. (Например, умножение на 9. Вам нужно узнать, сколько будет 9 * 5. Вы кладёте перед собой две руки, отсчитываете слева пятый палец и загибаете его. Готово: первая цифра произведения 9 * 5 - слева от загнутого пальца, вторая справа. Получился правильный ответ: 45).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...