конспект урока в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Смагунова Галина Ивановна

Обощающий урок по указанной теме, разработан в форме: урок - путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl._i_-_desyat._drobey.docx212.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики, 5класс

Учитель: Смагунова Галина Ивановна

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Цели:                                                                                                

- повышение уровня осмысления учащимися изученного материала по теме, формирование у школьников умений применять знания в разнообразных ситуациях;

-воспитание  сознательного отношения к учебному труду, самостоятельность.

Тип урока: урок – путешествие.

      План урока

1.Организационный момент.

2.Повторение.

3.Устный счёт.

4.Коррекция знаний.

5.Закрепление.

6.Итог урока.

7.Домашнее задание.

                                  ХОД  УРОКА.

                                

  1. Организационный момент.

   Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по математической стране, в котором вам понадобятся ваши знания, умения и навыки по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Много трудностей вам придется преодолеть, но я уверена, что вы с ними справитесь без труда.

    

 Девиз нашего путешествия: «Математики тропинки одолейте без

запинки».

2.Повторение:

          Прежде, чем отправиться в путешествие, надо к нему как следует подготовиться, собрать  необходимый багаж знаний. А это, конечно, знание правила сложения и вычитания десятичных дробей. 

3.Устный счёт.

  1. Сравните десятичные дроби.              2.Вычислить.

0,14 и 1,40                                     3,5+0,2        41,1+2,8

2,34 и 2,43                                     0,23+0,51     7,3+0,23

0,012 и 0,0012                               11,8-0,3         6,5-1,1

15,65 и 16,32                                      152,33-2,2

321,95 и 312,95

Фронтальная работа с классом.

4. Коррекция знаний.

     Итак, отправляемся в путешествие. Чтобы добраться до Вычислительного центра, мы садимся в автобус. Заняли свои места! Поехали! Но что это? Нас останавливает инспектор ГИБДД. Наш водитель нарушает правила. Чтобы все уладить, нам надо исправить ошибки в примерах:

       54,1                 19,73              3)     61,5              4)    49,6

         3,26                       6,  8                         0,38                       17,536

         86,7                     25,81                         57,7                       32,136

         

     

   Молодцы! Всё  верно, едем дальше.

5.Закрепление.          

Вычислительный центр.

        Мы подъезжаем к Вычислительному центру.

  Девиз: «Дробное число в математику вошло, тайн немало принесло».

 Задание выполняется по вариантам,  самостоятельно.

Кто быстрее поднимется по лестнице (от каждого ряда по ученику работают у доски, остальные – на месте).

Первый ряд:

13,4+8,04-0,51+4,003-14,022=10,911

Второй ряд:

7,05+3,8-3,67+12,002-8,271=10,911

Кто раньше выполнит задание, работает в рубрике «НЕ скучай». Поставьте правильно запятую, чтобы было верно равенство:

32+18=5           42+17=212

3+108=408       57-4=17

736-336=4        63-27=603  (Задание написано на доске)

 Пересаживаемся в лодки. Плывем к острову Смекалистых вниз по реке

На острове « Смекалистых

Девиз: «Думай, пробуй и ищи,

               Трудно будет - не пищи!»

После небольшого плавания мы наконец-то пришвартовываемся к берегу. Высаживаемся на берег. Здесь вам предлагается проявить математическую смекалку, чтобы справиться со следующими заданиями:

Задача про бобров: В нашей стране водится много бобров.  Бобр – крупный грызун, ведёт полуводный образ жизни. Найдите длину бобра в дециметрах. Поможет вам в этом удивительный квадрат. 

12,2

4,2

3,6

 0,5

2,7

0

3,7

5,3

0,1

1. Из первой строки выберите   наименьшее число.

2. Из второй строки выберите наибольшее число.

3. Из третьей строки выберите  не наименьшее и не  наибольшее число.

4. Найдите сумму трёх этих чисел - это  и будет                       длина бобра    (Ответ:10 дм=1м)

Дальше едем на поезде.

Станция: « Поле чудес

Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые.

Наш поезд прибыл на станцию: « Поле чудес». И что же мы здесь видим? Посмотрите на это дерево: множество цветков разместились на его ветках. Чтобы узнать, как называется это дерево, надо выполнить действия и в кружочки вписать буквы, соответствующие найденным ответам. (дерево магнолия)

  1. 0,26+0,45=

  1. 37,4+3,067=

  1. 12+3,728=

  1. 6,28-5,32=

  1. 0,03-0,0246=

  1. 12-11,999=

  1. 10,2-0,5=

  1. 8,58-4,3=

а – 39,467    и – 9,7    г – 15,728    н – 11,6    м – 0,71    о – 0,0546    я – 4,28    л – 0,001

-выполняют самостоятельно. Проверяем.  Теперь вы узнали название дерева.  А знаете ли вы, что оно произрастает на юге нашей страны и большие цветки белого цвета украшают дерево.

Садимся в лодки. Плывём к городу УГАДАЙКА. И вот мы у цели.

1)  0,27+(1,78+5,73)                   1. 56,674 

 

2)  21,49+3,674+31,51                2. 3,1        

3)  37,45-(26,45+7,9)                  3. 7,78    

 4) (13,88+8,46)-2,46                   4. 19,88    

                                                       

6. Итог урока.

-Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, а какую цель я ставила перед вами в начале урока?

-Применить свои знания, умения и навыки по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

-Как вы считаете, справились вы с этим?

-Справились.

Поставьте на полях:   

 +, Если у вас все получалось на уроке, вы довольны своей работой, вы понимаете, как складывать и вычитать десятичные дроби, можете  найти сумму и разность десятичных дробей.    

 ?, если вы что-то недопонимаете,  в чем-то сомневаетесь, не все получается;      

 -, если вы недовольны уроком, у вас ничего сегодня не получалось, но вы знаете над чем надо поработать дома.

Вывод: мы сегодня повторили  действия с десятичными дробями (сложение и вычитание), показали, как умеем работать, и поняли, что если есть желание, то вы всегда найдете способ преодолеть любые трудности.

-Мне бы хотелось оценить работу следующих учащихся…

7.Домашнее задание : карточки

   А закончить урок мне бы хотелось словами:

« Да, много решено загадок от прадеда и до отца,

И нам с тобой продолжить надо тропу, которой нет конца».

       

Рабочая программа по математике

к учебнику С.А. Козловой, А.Г. Рубина

«Математика» 5 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов авторов С.А. Козловой, А.Г. Рубина, В.Н. Гераськина, В.А. Гусева, П.В. Чулкова.

Программа предусматривает обучение учеников разного уровня развития, рассчитана на шесть часов (6 ч.) в неделю (204 ч. за учебный год).

Количество контрольных работ – 12 часов, проверочных работ – 28 штук, практических – 8 шт.

Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»:

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Обучение осуществляется по учебнику «Математика» (5 класс) в 2-х частях, авторов:  С.А. Козлова, А.Г. Рубин М.: Баласс, 2011 г. (Образовательная система «Школа 2100»)

Цели изучения математики в 5 классе:

Сформированы как линия развития личности ученика средствами предмета «Математика»:

  • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
  • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
  • строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения;
  • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними.

Оценивание уровня образованности учащихся осуществляется с помощью устных опросов, математических диктантов, проверочных работ, тестов, практических работ и контрольных работ.

Дополнительная литература:

  • Рабочая программа «Математика» 5-9 классы  С.А. Козлова, А.Г. Рубин
  • Тесты для промежуточной аттестации, «Математика 5-6 классы», под редакцией Ф.Ф. Лысенко, учебно-методическое пособие, изд. «Легион», Ростов-на-Дону, 2008 г.
  • Школа 2100. «Математика» 5 класс. Методические рекомендации для учителя. С.А. Козлова, А.Г. Рубин М., 2011 г.
  • 20 тестов по математике ко всем учебникам по математике за 5-6 классы, С.С. Минаева, изд. «Экзамен», М., 2007 г.
  • Дидактические материалы по математике для 5 класса, М., «Дрофа», 2004 г.
  • Уроки математики в 5-10 классах с применением информационных технологий; методическое пособие с электронным приложением, М., изд. «Глобус», 2009 г.
  • Наглядная геометрия, учебное пособие для учащихся 5-6 классов, И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева, М., 1992 г.
  • Математический тренажер 5 класс. Пособие для учителей и учащихся В.И. Жохов  М., «Мнемозина», 2011
  • Математические диктанты 5 класс. Пособие для учителя В.И. Жохов М. «Мнемозина», 2011
  • Задачи на смекалку 5-6 класс И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин М. «Просвещение», 2003

По окончанию курса должны быть достигнуты результаты:

а) предметные

Учащиеся должны знать:

  • название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 100000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • как образуется каждая следующая счетная единица;
  • названия и последовательность разрядов в записи числа;
  • названия и последовательность первых трех классов;
  • сколько разрядов содержится в каждом классе;
  • соотношение между разрядами;
  • сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
  • как устроена позиционная десятичная система счисления;
  • единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;
  • функциональную связь между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях;
  • выполнять проверку правильности вычислений;
  • выполнять умножение и деление с 1000;
  • вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;
  • раскладывать натуральное число на простые множители;
  • находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких чисел;
  • решать простые и составные текстовые задачи;
  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трех высказываний;
  • выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
  • находить вероятности простейших случайных событий;
  • читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм;
  • строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы.

б) личностные

Интеллектуальные умения:

  • самостоятельно определять, какая информация необходима для решения конкретной задачи
  • самостоятельно отбирать для решения предметных задач необходимые источники информации
  • сопоставлять и отбирать полученную информацию
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и  обобщать и факты. Выстраивать доказательства, логически выстраивая цепочки умозаключений
  • предоставлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Передавать информацию в сжатом, выборочном или развернутом виде

Организационные умения:

  • учиться формулировать цель деятельности в совместной работе с другими учащимися при помощи педагога
  • составлять план действий по решению проблемы (задачи) в совместной работе с другими учащимися при помощи педагога
  • действовать согласно плану, намеченному в совместной работе с другими учащимися при помощи педагога
  • в диалоге с учителем и другими детьми совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими при оценке и самооценке своей деятельности. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам

Коммуникативные умения:

  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументами факты. Учиться критично относиться к своему  мнению
  • понимать точку зрения другого. Формировать умение работать с научным текстом
  • участвовать в организации учебного взаимодействия. Прогнозировать последствия своих и коллективных решений

в) метапредметные

Результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать  (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- использовать навыки доказательной математической речи;

- работать с информацией, в том числе с различными математическими текстами;

– создавать математические модели;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

– вычитывать все уровни текстовой информации.

– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

 Содержание учебного предмета «Математика»

5-й класс

Математика

Повторение, обобщение и систематизация материала, изученного в начальной школе.

Понятие натурального числа, числовой луч, координата точки на луче, десятичная система счисления. Чтение и запись чисел. Классы и разряды. Сравнение чисел. Арифметические операции. Устные и письменные приёмы вычислений. Понятие дробного числа. Сравнение дробей с одинаковыми числителями либо с одинаковыми знаменателями. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Какую часть одно число составляет от другого. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Вычисление значений числовых выражений (со скобками и без них) на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических операций.

Делимость натуральных чисел.

Свойства делимости. Признаки делимости. Простые и составные числа. Делители и кратные. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное; методы их нахождения.

Обыкновенные дроби.

Понятие дроби. Нахождение части от целого и целого по его части. Натуральные числа и дроби. Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие неправильной и смешанной дроби. Преобразование неправильной дроби в смешанную и наоборот. Сравнение дробей.

Действия с дробями и их свойства.

Сложение дробей. Свойства сложения. Вычитание дробей. Умножение дробей. Свойства умножения. Деление дробей. Сложение и вычитание смешанных дробей. Умножение и деление смешанных дробей.

Геометрические фигуры.

Углы. Измерение углов. Ломаные и многоугольники. Треугольники и их виды. Равенство геометрических фигур. Окружность и круг. Центральные углы. Площадь прямоугольника. Площадь прямоугольного треугольника. Единицы измерения площадей. Объёмные тела. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объёма.

Текстовые задачи.

Различные модели текстовых задач: выражение, уравнение, схема, таблица.

Задачи на уравнивание. Задачи на части. Задачи на работу. Задачи с дробными числами. Задачи с альтернативным условием.

Задачи на движение и их различные виды. Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Движение по реке.

Элементы логики, статистики, комбинаторики, теории вероятностей.

Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.

Решение простейших логических задач.

Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме. Построение круговых диаграмм.

Решение простейших комбинаторных задач.

Понятие о вероятности случайного события.

Занимательные и нестандартные задачи.

Принцип Дирихле.

Математические игры.

Итоговое повторение.

Присоединяйтесь!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

Стоимость свидетельств и сертификатов - 90 руб. Подробнее...

Документы для Вашего портфолио:

Благодарность за активное участие в работе сети

По теме: 
методические разработки, презентации и конспекты