Вычисления с многозначными числами (урок-соревнование) 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Шарапова Арюна Санжиевна

Урок-соревнование для 5 класса по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vychisleniya_s_mnogoznachnymi_chislami_urok-sorevnovanie.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 27. ВЫЧИСЛЕНИЯ С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ (урок-соревнование)

Цели: формировать умение действовать в нестандартной ситуации, воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу, развивать умение говорить, составлять и задавать вопросы; развивать интерес к математике.

Подготовка: для проведения олимпиады подготовить:

  1. Карточки с примерами для разминки.

1-й ряд

2-й ряд

3-й ряд

2000-1100

900

300-2

600

348 + 460

808

: 30

30

-420

180

•2

1616

+ 303

333

: 9

20

: 4

404

: 3

111

+ 750

770

399

5

• 5

555

: 11

70

•23

115

+ 145

700

•6

420

+ 505

620

: 20

35

-380

40

: 10

62

- 35

0

-39

1

-41

21

• 128

0

•276

276

: 0

нельзя

2) Таблицу натуральных чисел, ячейки которой вразброс раскрашиваются в четыре цвета: синий, зеленый, красный, желтый (на половине листа ватмана).

30

22

36

49

31

27

18

43

12

23

8

40

48

9

6

33

8

39

46

46

11

34

28

80

42

7

47

4

18

41

36

28

3

21

2

10

44

26

37

24

13

1

14

38

32

20

48

29

17

3) Четыре одинаковые карточки с примерами, одна из которых с ответами

.

1. 43 974 + 284 371

328 345

2. 38 222- 19 709

18513

3. 282*420

118440

4. 80 578 + 6 877

87455

5. 931 *508

472948

6. 20 496:48

427

7. 91 103-8 746

82357

8. 39 234 : 78

503

9. 72*671

48312

  1. Три экземпляра карточек с задачами.

Карточка № 1

У Маши в карманах поместилось 13 камушков, а Света в карманы разместила в 2 раза больше камушков. Сколько всего камушков собрали девочки?

Карточка № 2

Толик собрал 26 грецких орехов, что на 9 орехов больше, чем собрал Костя. Сколько всею орехов собрали мальчики?

Карточка № 3

Петя в хлебном магазине купил булку за 4 рубля, что в 2 разе дешевле, чем он заплатил за буханку белого хлеба. Еще Петя купш батон, который на I рубль дешевле хлеба. Сколько денег заплатил Петя за свою покупку?

Карточка № 4

Скорость катера 30 км/ч, а скорость течения 2 км/ч, какое расстояние пройдет катер за 3 часа против течения?

Карточка № 5

Паром прошел расстояние 40 км за 8 часов. Найдите собственную  скорость парома, если он двигался по течению, а скорость течения 1 км/ч.

  1. Красиво оформленный лист рейтинга для трех команд.

Для награждения приготовить грамоты и медали.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщаются условия игры.

Соревнование проводится между тремя командами (рядами).

Все учащиеся, принимающие активное участие в игре, получают оценки.

Команды-победители награждаются грамотами.

Во время игры необходимо:

- дружно принимать участие;

  • внимательно слушать ответы;
  • не мешать друг другу при ответах.

За нарушение дисциплины с команды снимаются очки (1 замечание - 1 очко, 2-2 очка и т. д.).

  1. Разминка.

Для разминки проводится устный счет.

Учитель зачитывает примеры последовательно по рядам, ученики решают их по очереди и произносят ответ вслух. В выполнении такого задания должны участвовать все учащиеся ряда. За каждый правильный ответ команде дается 1 очко. Если ответ неправильный, то исправляет его ученик из другой команды. Но окончании подводятся итоги. Помощник суммирует результаты и запоет их в рейтинговый лист.

  1. Кто быстрее.

К доске выходят по одному участнику от каждой команды. Им по очереди предстоит на плакате найти нужное число под указания команды (на время поиска числа ученику завязываются глаза). Каждому ряду будет дано свое число.

Открывается таблица натуральных чисел, и учителем называется одно из чисел.

Ученик у доски должен держать в руке указку и направлять её на плакат с числами. Каждый ученик из команды может дать направление поиска своему товарищу у доски. Например: «подними руку немного наверх» или «отведи руку вправо по диагонали на 20 сантиметров».

Помощник следит за временем. На поиски числа каждой команде дается максимальное время - 3 минуты. Той команде, участник которой затратил на поиски числа меньше всех времени, дается три очка. Следующей команде дается два очка. Команде, занявшей последнее место, дается одно очко. Если число за отведенное время не найдено, команда очков не получает. По окончании этапа помощник подсчитывает очки, заносит их в рейтинговую таблицу.

  1. Бег с прицелом.

Здесь важно выполнить задание не только быстро, но и правильно. Карточка дается одна на весь ряд ученикам на первой парте. По команде учителя они решают по одному примеру, записывают результат на карточке и передают карточку дальше. Вторая парта решает следующие примеры и т. д. Ученики с последней парты передают карточку на учительский стол. Та команда, которая выполнит все задания быстрее всех, за скорость получит четыре очка. Команда, пришедшая к финишу второй, получит два очка. Команде, сдавшей карточку последней, очков не дается. Каждый правильный ответ приносит команде два очка.

После окончания бета с прицелом помощник учителя по заранее приготовленным учителем шаблонам проверяет ответы и подсчитывает общее количество очков, полученных каждой командой.

Во время проверки примеров и подсчета баллов проводится разминка по таблице с натуральными числами. Учитель задает число, и каждый ученик со своего места ищет его на плакате. Участник, нашедший число, поднимает руку и называет цвет данного числа. Если ответ правильный, участник приносит команде 1 очко. Чисел нужно задать как минимум три, чтоб у каждой команды была возможность заработать свое очко.

  1. Кто сильнее.

Каждой команде дается 5 задач разной сложности. Так как на одном ряду сидит больше, чем пять человек, то некоторые задачи будут решать несколько ребят сразу. Какой сложности решать задачу, ученики будут выбирать сами. Каждая задача - это этап. Даже если из трех участников команды, взявших задачу, правильно решил кто-то один - этап считается пройденным. Этапы идут с первого по пятый. Первый, второй и третий этапы дают по три очка каждый. Четвертый этап дает 4 очка, а пятый - 5 очков.

Сначала раздаются карточки с задачами самого сложного этапа. Затем раздаются более простые задачи и т. д.

После раздачи всех карточек на решение дается время. По истечении времени проверяются ответы. После проверки заданий в каждой команде помощник подсчитывает баллы, командами, заносит их в рейтинговый лист и объявляет общий счет.

  1. Удар по воротам.

Заключительное соревнование - это удар по воротам. Ударом называется вопрос, который команда может задать соперникам. Каждая команда задает по одному вопросу двум другим командам. За правильный ответ команда получает 3 очка. Если ответа нет или

он неправильный, вопрос переходит к другой команде, которая за правильный ответ получает 2 очка. Если ни одна из команд- соперниц ответить не может, отвечают сами задающие вопрос, за что получают 1 очко. Вопросы могу ч быть по правилам или устному счету, но только по пройденным темам.

6. Подведение итогов.

  • Определить и наградить победителей.
  • Оценить работу отдельных учащихся.
  • Проанализировать, с какими заданиями справились хорошо и что необходимо повторить.