Тема 19. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Введение вспомогательного аргумента. Методы замены неизвестного. Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (10 класс) по теме

Петрунина Светлана Николаевна

Уважаемые коллеги!

Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным экзаменам по математике в вузы, проводимым как в форме письменных контрольных работ, так и в форме тестирований.

Имея многолетний положительный опыт подготовки школьников и абитуриентов к экзаменам по математике, проводимым в разных формах, считаю целесообразным поделиться своими разработками со всеми заинтересованными в них лицами.

Тема 19. «Тригонометрические уравнения. Введение вспомогательного аргумента. Методы замены неизвестного. Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму» содержит теоретические сведения,  систематизированный набор ключевых методов решения типовых задач, сопровождающихся подробным разбором решений. По каждому методу приводятся упражнения с ответами для закрепления изучаемого материала.

Материал будет полезен для использования учителями общеобразовательных учреждений на элективных курсах и факультативных занятиях по математике для подготовки учащихся к ЕГЭ, абитуриентов при подготовке к вступительным экзаменам в вузы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 19. Тригонометрические уравнения.

Введение вспомогательного аргумента. Методы замены неизвестного.

Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.

VII. Введение вспомогательного аргумента.

Этим методом решаются уравнения вида

Уравнение решается по следующему плану:

1) записываем уравнение в виде

2) принимаем

Соответствующее значение  существует, т.к. выполнено характеристическое свойство

3) уравнение принимает вид  то есть  - это простейшее уравнение.

Примеры. Решить уравнение.

Решение:  тогда  Перепишем  исходное уравнение в виде . Далее необходимо учесть, что   тогда рассматриваемое уравнение можно записать в виде  а затем с помощью формулы синуса суммы перейти к уравнению   

Ответ:

Решение.

 Тогда уравнение перепишем в виде

 Полагая , приходим к уравнению

 Так как  (или ), то  ().

Ответ: .

  1. Найти число корней уравнения  на интервале

Решение.

 Подсчитаем число корней, принадлежащих интервалу  При

при

при

при

При  и  корни не принадлежат интервалу  следовательно, число корней равно 4.

Ответ: 4.

Решить уравнения.

  1.  Ответ:  
  2.  Ответ:  
  3.  Ответ:  

VIII. Методы замены неизвестного (подстановка).

Применение некоторых замен неизвестного приводит к упрощению соответствующих уравнений.

Примеры. Решить уравнение.

1)

Решение.  Сделаем замену, обозначив  . Выразим из этой замены , получим  . Итак, подставив в уравнение выражения и , получим квадратное уравнение   . Следовательно,  . Первое уравнение совокупности  не имеет решений, так как  Решим второе уравнение совокупности.

Ответ:

Замечание. Если тригонометрическое уравнение содержит разность синуса и косинуса и их произведение, то используют замену ,

2)

Решение. Воспользуемся формулой  и перепишем данное уравнение иначе

Обозначим . Получаем   . Тогда . Второе уравнение совокупности решений не имеет. Решим  

Ответ:

Решить уравнение.

  1.                                    Ответ:    
  2.       Ответ:  
  3.                              Ответ:  

IX. Способ преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.

Сущность способа поясним на примерах.

Пример. Решить уравнение

Решение. Применим к обеим частям уравнения формулу   получим  Воспользуемся формулой  Получим  

Ответ:

Решить уравнение.

  1.                                  Ответ:     
  2.                                  Ответ:     
  3. Число корней уравнения  на интервале  равно.

                                                                                               Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод замены неизвестных при решении систем

Даная презентация может быть использована на уроках в 11 классе с профильным изучением математики...

Образовательный модуль "Решение тригонометрических уравнений и неравенств различными методами"

Методическая разроботка для учителей математики. Образовательный модуль "Решение тригонометрических уравнений и неравенств различными методами"...

Преобразование произведений тригонометрических функций в сумму

Урок алгебры в 10 классе проходит  в форме соревнования двух команд. Всю презентацию к уроку можно посмотреть по ссылке:    https://yadi.sk/d/THmWpF7UaCfR2...

Методическая разработка урока на тему: Решение показательных уравнений, приводимых к квадратным, методом замены переменной.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. На уроке рассматривались показательные уравнения, которые можно решить способом замены переменных. Класс, в котором проводился урок, характеризуется неустойчивостью внимани...

Разные способы решения линейного тригонометрического уравнения sinx-cosx=1

Чтобы развивать творческие способности последовательно и систематически традиционного урока недостаточно. Поэтому приходят новые формы уроков - уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты, уроки-ко...

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений"

1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.2. Технологическая ...