Зачет по теме «Логарифмическая и показательная функции»
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме

В работе содержится конспект урока - зачета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon зачет86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачет по теме «Логарифмическая и показательная функции»

        В комплексе методов дифференцированного обучения важным и очень интересным элементом является зачет. В классах с углубленным изучением математики при большом числе часов на основной предмет зачет вообще является необходимой формой обобщения и систематизации знаний.

        Зачет может применяться по завершению темы. Это такой способ проверки, который позволяет учащимся самим избрать уровень сложности заданий, перейти с одного уровня на другой, самостоятельно изменять тематику заданий и в результате показать определенный уровень знаний по всем вопросам изученной темы. Во время этой работы поднимается интенсивность и эффективность повторения, повышается интерес учащихся к учебе.

Организация зачета на примере одной темы – «Логарифмическая и показательная функции».

        Подготовка к проведению зачета начинается заранее, учащиеся предупреждаются об этом за неделю, учитель же начинает готовиться к нему еще раньше.

        Материал темы условно разбивается на шесть параграфов:

§ 1. Методы логарифмирования. Вычисления. Преобразования.

§ 2. Простейшие методы решения показательных и логарифмических уравнений. Классификация методов решения.

§ 3. Функции, графики, область определения.

§ 4. Смешанные показательные логарифмические уравнения. Различные методы их решения.

§ 5. Решение неравенств. Системы уравнений и неравенств.

§ 6. Нестандартные задачи.

        К каждому параграфу учитель готовит карточки с заданиями трех уровней сложности.

  • Карточки с относительно простыми задачами учитель пишет синими чернилами или на синей бумаге.
  • Карточки с задачами достаточного уровня – зелеными чернилами или на зеленой бумаге.
  • Карточки с задачами повышенного уровня сложности – красными чернилами или на красной бумаге.

В карточках также фиксируется номер параграфа, уровень и номер карточки.

Карточки с нестандартными задачами не делятся по уровням и содержат по одной задаче. Например:

  • Решить неравенство: log() › 0;
  • Решить неравенство:  ‹ 1
  • Решить неравенство: (2х+3*2х)2log2x-log2(x+6)›1.

Зачет рассчитан на четыре часа. В начале занятия учитель раздает каждому учащемуся по одной карточке. Уровень карточки учитель сначала определяет сам. Остальные карточки он раскладывает в трех местах на своем столе. Учащийся, выполнивший первое задание, пишет на обратной стороне карточки свою фамилию и ставит себе оценку: «+» или «±», или «-», или «-+». После этого он возвращает первую карточку и выбирает себе новую. Так идет работа в течение двух уроков. Ребята сами выбирают уровень сложности заданий, переходя от раздела к разделу.

Ученики знают, что им необходимо решить как можно больше задач, причем желательно показать умение решать задачи повышенного уровня сложности из всех параграфов. Если какой-то тип задач ученику показался слишком сложным, но он хочет в нем разобраться, то может попросить у учителя карточку с образцом решения. Пример:

Карточка

Решить уравнение: 3х²+0,5log0.5х=36log6

по образцу решения уравнения 2х²+5log5x=25log5

Решение. 2х²+х=5 log5                 по определению:

                2х²+х=10                              5log5  a=a

                2х²+х-10=0

х1=2, х2=-5/2 – не удовлетворяет ОДЗ.

Ответ: {2}.

        Решение и разбор задач по карточкам позволяют учащемуся повторить необходимые темы.

        Во время зачета учитель готовит таблицу, в которую заносит результаты работы, т.е. выписывает в соответствующую клеточку таблицы оценки, которые учащиеся сами себе поставили на обратных сторонах своих карточек. Учитель не имеет возможности собственными силами оценить каждого ученика. Он только выборочно контролирует оценки, вызывая того или иного учащегося к доске решать задания по карточке, которую он уже сдал. Можно также проверить тетрадь. Зачет основан на доверии к ребятам. Существует, однако, договор о том, что как только учитель обнаружит завышение оценки или (что само по себе ужасно) обман, то в журнал выставляются две двойки.

        В итоге составляется таблица, в которой вырисовывается четкая картина удач и неудач в изучении темы каждым учеником.

Таблица

Фамилия ученика

Материал темы

Итог (оценка)

§ 1

Уровень

1   2   3

§ 2

Уровень

1   2   3

§ 3

Уровень

1   2   3

§ 4

Уровень

1   2   3

§ 5

Уровень

1   2   3

§ 6

Уровень

1   2   3

Х

          +  +

       +

          +  +

+

+     +   +

       +   +

            +

            +

            +

            +

       +   +

+     +   +

+     +

5

У

       +

       +

       +

       +

       +

       +

       +

       +

       +

       +

       +

       +

       +

       +

       +

       +

       +

4

        Итоговая оценка тоже выставляется дифференцированно, например если ученик хорошо решал все задачи 2 уровня, но не пытался поработать над 3 уровнем, ему выставляется оценка «4».

        Таким образом, зачет довольно сложен по своей организации. Но для самих учащихся он является простым способ демонстрации знаний и умений. Ребята безболезненно воспринимают оценки, полученные на таком зачете, поскольку выбор уровня сделан самостоятельно.

Задачи и упражнения для зачета подбираются из различных учебников и сборников задач. В частности, при составлении карточек по теме «Показательная и логарифмическая функция» использовалась следующая литература:

  1. Саакян С., Гольдман А., Денисов Д. Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов (Б-ка учителя математики), М.: Просвещение, 1990.
  2. Сборник конкурсных задач по математике / Под ред. М. Сканави. М.: Высшая школа, 1980, 1992.
  3. Бородуля И. Показательная и логарифмическая функции: Задачи и упражнения. М.: Просвещение, 1984.

Приложение.

Примеры карточек

§ 1, 1, №3

Вычислить:

§ 1, 2, №4

Упростить:

§ 1, 3, №2

Сравнить:

 и

        

§ 2, 3, №12

x=?

§ 2, 2, №5

log3(3-x)+ log3(4-x)=1+2 log32

x=?

§ 2, 1, №8

lg х = lg 12 + lg 15 – lg 18

x=?

        

        


 

§ 3, 1, №5

Построить графики функций:

y=log0,5x+1

§ 3, 2, №14

Построить графики функций:

§ 3, 3, №2

Найти D(y):

        

§ 4, 3, №15

x=?

§ 4, 2, №6

x=?

§ 4, 1, №15

x=?

        

        


 

§ 5, 3, №7

Решить неравенство:

≥0

§ 5, 2, №7

Решить неравенство:

4-х‹log2(6+2х);

х+3›log3(26+3)

§ 5, 1, №3

Решить неравенство:

≤1

        

        


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме: "Логарифмическая и показательная функция"

Урок обобщения знаний. Форма урока - Брейн-ринг.  Подробный конспект урока и дидактический материал....

Контрольная работа по теме «Логарифмическая и показательная функции» 11 класс

Контрольная предсавлена в двух вариантах к учебнику Мордковича (профильный уровень)...

Дифференцирование логарифмической и показательной функции. Первообразная показательной функции.

На этом уроке учащиеся должны познакомиться с формулами производных показательной и логарифмической функции и умение находить первообразную показательной функции....

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, созда...

Дидактический материал по темам: "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы", "Показательная функция. Показательные уравнения, системы и неравества"

Тренировочные задания по темам:«Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и системы»«Логарифмическая функция.  Логарифмические уравнения, неравенства и системы»Данный дидак...

Интегрированный урок математики и информатики в 11 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления»

Пояснительная запискаНа интегрированном уроке учащиеся используют знания по математике и информатике, что развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности...