Конспект урока по алгебре в 8 классе по теме: "Квадратные уравнения"
учебно-методический материал по алгебре (8 класс) на тему

Гречишкина Наталья Николаевна

Обобщающий урок-исследование  по алгебре в 8 классе по теме " Квадратные уравнения"  содержит подробный план урока, карточки-задания, историческую справку по теме, физкультминутку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по алгебре в 8 классе по теме « Квадратные уравнения».

Цели урока:

  • образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме, формирование навыков решения квадратных уравнений  по алгоритму, создание условий контроля (самоконтроля) за усвоением знаний и умений;
  • развивающие: формирование и развитие приемов сравнения, обобщения, конкретизации, анализа; умозаключений по индукции, аналогии, переноса знаний в новую ситуацию;  речи, внимания, памяти;

   воспитательные: формирование интереса к математике, содействие воспитанию активности, организованности, умению участвовать в диалоге с товарищами и учителями, развитие внимания и умения анализировать полученное решение.

Ход урока.

1. Организационный момент

Добрый день! Добрый час!

Как я рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Улыбнулись. Подровнялись.

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.

2. Постановка цели мотивация.

Слайд1.2 Высказывания великих математиков помогут вам определить тему нашего урока.

Итак, тема урока «Решение квадратных уравнений».

Начнем с устного опроса.

Слайд3.,4.

  • 1)2х²-8х+4=0                
  • 2) 3х²+4х-1=0                      
  • 3)4х²-8=0
  • 4) х²-10х+100=0
  • 5)5х²+6х=0
  • 6) х²-7х+12=0
  • 7) 3х²=0
  • 8)14-2х² +х=0

  • 1)Назовите номера полных квадратных уравнений.
  • (1,2,4,6,8)
  • 2) Какие уравнения называются квадратными?
  • (Уравнения вида ах²+вх+с=0, где а≠0, а, в, с –некоторые числа, Х-неизвестное, называют квадратным уравнением)
  • 3)Какие из этих уравнений приведённые?
  •  (4, 6,8)
  • 4) Назовите коэффициенты в уравнении 8.
  •  (а=1, в=-2, с=14)
  • 5)С чего лучше начать решение уравнения 1?
  •  ( Вынести множитель 2 )
  • 6) Назовите номера неполных квадратных уравнений.
  •  ( 3, 5, 7)
  • 7) Какое из этих неполных уравнений имеет один корень?
  •  (7)
  • 8) Назовите коэффициенты в уравнении 5.
  •  (а=5, в=6, с=0)
  • 9) Найдите дискриминант в уравнении6.
  • ( Д=в²-4ас=49-4*1*12=1)
  • 10) Сколько корней имеет уравнение и какие?
  •  ( Два корня . Х1,2=(-в±√1)/2а; х1= 4, х2=3)
  • 11) Найдите дискриминант в уравнении 4 и сделайте вывод о количестве корней
  • .(Д= 10²-4*100˂0, значит корней нет)
  • 12)Чему равна сумма и произведение корней в уравнении 6?
  • ( 7 и 12)

3. Какая теорема позволяет ответить на вопрос?

Слайд5.

4. Историческая справка.

О Франсуа Виете.

Родился в 1540 году во Франции в Фонтене-ле-Конт. По профессии адвокат. В свободное время Виет занимается астрономией. Изучив ещё в молодости Коперникову систему мира, заинтересовался астрономией. Занятия астрономией требовали знания тригонометрии и алгебры. Виет занимался ими и вскоре пришёл к выводу, что необходимо усовершенствовать алгебру и тригонометрию, над чем и проработал ряд лет.

Мы знаем, как легко решать квадратные уравнения. Для них существуют готовые формулы. До Франсуа Виета решение каждого квадратного уравнения выполнялось в виде очень длинных словесных рассуждений и описаний, довольно громоздких действий. Даже само уравнение в современном виде не могли записать. Для этого тоже требовалось довольно длинное и сложное словесное описание. На овладение приёмами решений уравнений требовались годы. Общих правил, подобных современным, не было, тем более формул решения уравнения. Постоянные коэффициенты буквами не обозначались. В 1591 году Виет ввёл буквенные обозначения и для неизвестных и для коэффициентов уравнения. Ввел формулы. После открытия Виета стало возможным записывать правила в виде формул.

Вспомним основные способы решения квадратных уравнений и узнаем имя ещё одного математика, жившего в Древней Греции и посвятившему решению уравнений много времени.

Слайд.7. А  3х²-2х-5=0

Д  х²=5

И  7х²+14х=0

Н  х²+5х+4=0

О  х²+4х+4=0

Т  х²-4=0

Ф  2х²-11х+5=0

       Е  х²+2х=х²+6

    1. Извлечением корней из обеих частей?

Д

2.Вынесением общего множителя за скобки?

И

3.Представляя его в виде квадрата  двучлена.

О

4. Используя общую формулу.

Ф

5.По формуле, связанной с чётностью коэффициента.

А

6.По теореме, обратной теореме Виета.

Н

7.Разложением по формуле разности квадратов.

           Т

5.  Релаксация: “Поза покоя”

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положит на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряжение…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

6. Исследовательская работа.

Обучающиеся получают карточки. Работают в группах.

Заполнить таблицу.

ах2+вх+с=0

а

в

с

Х1

Х2

1

х2+4х+3=0

1

3

2

х2-4х+3=0

1

3

3

х2+4х-5=0

1

-5

4

х2-4х-5=0

1

-5

5

2-2х-5=0

3

-5

6

2-5х+3=0

2

3

7

2-5х+2=0

3

2

8

2-11х+5=0

2

5

9

2-х-4=0

3

-4

10

12х2+13х+1=0

12

1

Правильность заполнения таблицы проверяем вместе. Слайд 8.

Какие закономерности можно заметить?

Внимательно посмотрите на корни уравнений и подумайте отчего может зависеть наличие корней, равных 1 и -1?

Есть ли в уравнениях равные по модулю коэффициенты?

 Слайд 9.Вывод:

Доказательство. Предположение :

1) Если в квадратном уравнении ах²+вх+с=0 а+в+с=0,то  х1= 1 ,а х2= с/а

Доказательство:

Если а+в+с=0, то в=-(а+с).Д=(-(а+с)) ² - 4ас = а²+2ас +с²-4ас=а²-2ас+с²=(а-с) ².

Д>0, то х2 = (а+с-√(а-с) ²)/2а=(а+с-а+с)/2а=2с/2а=с/

2)Если в квадратном уравнении  ах²+вх+с=0  а-в+с=0, то х1=  - 1 , х2=  - с/а.

Доказательство 1) рассматриваем на уроке, второе предположение – дома.

7) Самостоятельная работа. (работа в парах)

1) Составить 5 уравнений, для решения которых применяются доказанные гипотезы.

2) Решить данные уравнения. (поменяться тетрадями для проверки).

8) Работа с классом.

Составить уравнение, корни которого 2+√3 и 2-√3.

9) Рефлексия.

Какие понятия мы повторили?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

10) Домашнее задание.

№667, 673.

Используемый УМК:   — Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику  Ю.Н.  Макарычева и др. / авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 303 с.;
— Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват.  учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2012;
    — Государственный стандарт основного общегообразования по математике;
 -Дидактические материалы по алгебре для 8   класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
-Нестандартные уроки алгебры. 8 класс. / Сост.  Н.А. Ким. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112 с;
  -Программы общеобразовательных учреждений.   Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.;
   -http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция   цифровых образовательных ресурсов.
 
 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Квадратные уравнения 8 класс Обобщающий урок Разработала учитель математики МОУ ООШ №30 Гречишкина Н. Н.

Слайд 2

Уравнения для меня важнее, потому что политика — для настоящего, а уравнения — для вечности. Альберт Эйнштейн Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы.» С. Коваль.

Слайд 3

Цель урока: Повторить основные способы решения квадратных уравнений. Провести исследовательскую работу, цель которой получить формулы , облегчающие решение квадратных уравнений

Слайд 4

Устный опрос. 1)2х ²-8х+4=0 2) 3 х ²+4х-1=0 3)4 х ²-8=0 4) х ²-10х+100=0 5)5 х ²+6х=0 6) х ²-7х+12=0 7) 3 х ²=0 8)14-2 х ² +х=0 1)Назовите номера полных квадратных уравнений . (1,2,4,6,8) 2) Какие уравнения называются квадратными? ( Уравнения вида ах ²+вх+с=0, где а≠0, а, в, с –некоторые числа, Х-неизвестное, называют квадратным уравнением) 3)Какие из этих уравнений приведённые? (4, 6,8 ) 4) Назовите коэффициенты в уравнении 8. (а=1, в=-2, с=14) 5)С чего лучше начать решение уравнения 1? ( Вынести множитель 2 ) 6) Назовите номера неполных квадратных уравнений. ( 3, 5, 7) 7) Какое из этих неполных уравнений имеет один корень? (7) 8) Назовите коэффициенты в уравнении 5. (а=5, в=6, с=0) 9) Найдите дискриминант в уравнении6. ( Д=в ²-4ас=49-4*1*12=1) 10) Сколько корней имеет уравнение и какие? ( Два корня . Х 1,2=(-в±√1)/2а; х1= 4, х2=3 ) 11 ) Найдите дискриминант в уравнении 4 и сделайте вывод о количестве корней .(Д= 10 ²-4*100˂0, значит корней нет) 12)Чему равна сумма и произведение корней в уравнении 6? ( 7 и 12)

Слайд 5

Теорема Виета Теорема . Если х 1 и х 2 – корни приведенного квадратного уравнения х 2 + px + q = 0 , то х 1 + х 2 = - р х 1 ∙ х 2 = q Корни х 1 =3 и х 2 = 4 в уравнении х 2 - 7 x +12 = 0 . р = -7 , q = 12 . х 1 + х 2 = 3+4 = 7 = - р , х 1 ∙ х 2 = 3*4 = q .

Слайд 6

Исторические сведения о Франсуа Виете (1540-1603) Родился в 1540 году во Франции в Фонтене-ле-Конт . По профессии адвокат. В свободное время Виет занимается астрономией. Изучив ещё в молодости Коперникову систему мира, заинтересовался астрономией. Занятия астрономией требовали знания тригонометрии и алгебры. Виет занимался ими и вскоре пришёл к выводу, что необходимо усовершенствовать алгебру и тригонометрию, над чем и проработал ряд лет. Мы знаем, как легко решать квадратные уравнения. Для них существуют готовые формулы. До Франсуа Виета решение каждого квадратного уравнения выполнялось в виде очень длинных словесных рассуждений и описаний, довольно громоздких действий. Даже само уравнение в современном виде не могли записать. Для этого тоже требовалось довольно длинное и сложное словесное описание. На овладение приёмами решений уравнений требовались годы. Общих правил, подобных современным, не было, тем более формул решения уравнения. Постоянные коэффициенты буквами не обозначались. В 1591 году Виет ввёл буквенные обозначения и для неизвестных и для коэффициентов уравнения. Ввел формулы. После открытия Виета стало возможным записывать правила в виде формул.

Слайд 7

Основные способы решения квадратных уравнений.Какое уравнение удобнее решать? А 3х ²-2х-5=0 Д х²=5 И 7х²+14х=0 Н х²+5х+4=0 О х²+4х+4=0 Т х²-4=0 Ф 2х²-11х+5=0 Е х²+2х=х²+6 1. Извлечением корней из обеих частей? Д 2.Вынесением общего множителя за скобки? И 3.Представляя его в виде квадрата двучлена. О 4 . Используя общую формулу. Ф 5.По формуле, связанной с чётностью коэффициента. А 6.По теореме, обратной теореме Виета. Н 7.Разложением по формуле разности квадратов. Т

Слайд 8

Заполнить таблицу. Сделать вывод ах ²+вх+с=0 а в с х 1 х 2 1 х ²+4х+3=0 1 4 3 -3 -1 2 х ²-4х+3=0 1 -4 3 3 1 3 х ²+4х-5=0 1 4 -5 -5 1 4 х ²-4х-5=0 1 -4 -5 5 1 5 3х ²-2х-5=0 3 -2 -5 5/3 -1 6 2х ²-5х+3=0 2 -5 3 3/2 1 7 3х ²-5х+2=0 3 -5 2 2/3 1 8 2х ²-11х+5=0 2 -11 5 5 1/2 9 3х ²-х-4=0 3 -1 -4 4/3 -1 10 12х ²+13х+1=0 12 13 1 -1/2 -1

Слайд 9

Вывод: Предположение : 1) Если в квадратном уравнении а х ²+ в х+ с =0 а + в + с =0,то х 1= 1 , а х 2= с/а Доказательство: Если а+в+с=0, то в= -( а+с ). Д=(-( а+с )) ² - 4ас = а²+2ас +с²-4ас=а²-2ас+с²=( а-с ) ². Д>0, то х 2 = ( а+с- √ ( а-с ) ²)/2а=( а+с-а+с )/2а=2с/2а=с/ 2) Если а - в + с =0, то х 1= - 1 , х 2= - с/а

Слайд 10

Самостоятельная работа. 1. Составить 5 уравнений , для решения которых применяются доказанные гипотезы. 2. Решить составленные уравнения. 3. Составить квадратное уравнение, корни которого равны 2+ √3 и 2- √3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по алгебре 8 класс по теме "Квадратные уравнения."

Тест  на  повторение  по теме "  Квадратные  уравнения". составлен в два  варианта....

Урок алгебры 8 класса по теме "Квадратные уравнения"

Тема урока  "Квадратные уравнения"Цель: Обобщение темы; проверка знаний умений и навыков;           активизировать работу учащихся....

презентация по алгебре 8 класс по теме "Квадратные уравнения"

Презентация по алгебре 8 класс по теме "Квадратные уравнения". Урок изучения нового материала, к учебнику А.Г. Мордкович...

Конспект урока по алгебре 8 класс по теме "Квадратные уравнения"

Презентация к обощающему уроку по алгебре в 8 классе по теме "Квадртаные уравнения"...

Конспект урока математики в 8 классе по теме "Квадратные уравнения"

Материал представляет собой разработку обобщающего урока математики по теме "Квадратные уравнения" (программа А.Г. Мордкович). Кроме технологической карты урока, представлены листы оценки по теме в це...

Конспект урока по алгебре 7 класс на тему "Линейное уравнение с одной переменной"

Конспект урока  по алгебре 7 класс на тему "Линейное уравнение с одной переменной"  Тип  урока : урок изучения первичного закрепления новых знаний.Цели: - общеобразовательные:...