План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Задачи на проценты"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

 

   ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Задачи на проценты

 

1.   

ФИО (полностью)

Маликова Тамара Федоровна

2.   

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Смышляевка м.р. Волжский Самарской области

3.   

Должность

Учитель математики

4.   

Предмет

математика

5.   

Класс

5

6.   

Тема и номер урока в теме

На изучение темы согласно календарно-тематическому планированию отводится 5 уроков (сразу после темы Проценты – 3 часа). Данный урок является первым по счету.

7.   

Базовый учебник

Математика 5 класс, И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, М: Мнемозина, 2013 год

 

8.     Цель  урока: формирование и расширение знаний и умений учащихся по данной теме.

9. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):   

закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизировать, обобщить и углубить знания при решении задач по теме «Проценты»;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уважительное отношение к чужому мнению, культуре учебного труда, требовательному отношению к себе и своей работе; формировать внимание и аккуратность в вычислениях;

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планирование собственной деятельности, определение средств для ее осуществления.

10.  Тип урока: комбинированный урок

11.  Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая технология, ИКТ.

12.  Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран, лист самооценки для каждого учащегося.

13.  Структура и ход  урока

 

 

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА № 1

Этап урока

Название используемых ЭОР

 

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

1

Организационный момент

-

Приветствует учеников. Перед объяснением материала учащимся раздается лист самооценки и даются пояснения по работе с ним,

Приветствуют учителя. Знакомятся с листом самооценки, уточняют критерии оценки

2

 

Организация  своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог, мотивация учения

2

Вводная беседа. Актуализация знаний

ЭОР

1.Вспомним, что такое процент

 

Вступительное слово учителя.

Учитель начинает беседу с устного счета, Задает учащимся наводящие вопросы. Демонстрирует ЭОР

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, решают задачи на проценты, приводят примеры

5

Структурирование собственных знаний

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, оценивание учебного материала

3

Изучение нового материала

ЭОР

1. Нахождение числа по его проценту

2. Нахождение процента от целого числа

Вместе с учениками определяет цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимости темы. Показывает разнообразие задач на проценты, решаемые в жизни, затем предлагает вспомнить две основные задачи на проценты. Демонстрирует ЭОР

Определяют тему и цель урока

3

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формирование интереса к данной теме

Целеполагание

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

4

Решение задач

ЭОР

Задачи на проценты

Комментирует  и направляет работу учащихся

Один ученик около доски, остальные в тетради решают задачи

10

Смысловое чтение, анализ, аргументация, знаково-символьные действия, выбор эффективного способа решения

Планирование, исследование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог, строить речевые конструкции, формировать готовность к самообразованию

5

Физ.минутка

музыка для релаксации

 

 

2

 

 

 

6

Этап первичного осмысления и закрепления знаний

 

Выступает в роли тьютора для слабых учащихся, организовывает контроль за процессом решения задач

Учащиеся работая в парах, решают предложенные задачи. По окончанию работы над каждой задачей оценивают результат своей деятельности на листах самооценки

15

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группы

7

Этап подведения итогов урока

 

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; говорит о дальнейшем плане изучения темы; выставляет ученикам оценки за урок.

Анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач

3

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия

Умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, элементы волевой саморегуляции

Умение выражать свои мысли, разрешать конфликтные ситуации; формирование позитивной самооценки

8

Домашнее задание

 

Задает домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание

2

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_malikova_t.f.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

   ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Задачи на проценты

ФИО (полностью)

Маликова Тамара Федоровна

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Смышляевка м.р. Волжский Самарской области

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

На изучение темы согласно календарно-тематическому планированию отводится 5 уроков (сразу после темы Проценты – 3 часа). Данный урок является первым по счету.

Базовый учебник

Математика 5 класс, И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, М: Мнемозина, 2013 год

  1. Цель  урока: формирование и расширение знаний и умений учащихся по данной теме.

9. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизировать, обобщить и углубить знания при решении задач по теме «Проценты»;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уважительное отношение к чужому мнению, культуре учебного труда, требовательному отношению к себе и своей работе; формировать внимание и аккуратность в вычислениях;

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планирование собственной деятельности, определение средств для ее осуществления.
  1. Тип урока: комбинированный урок
  2. Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая технология, ИКТ.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран, лист самооценки для каждого учащегося. 
  4. Структура и ход  урока



Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА № 1

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

1

Организационный момент

-

Приветствует учеников. Перед объяснением материала учащимся раздается лист самооценки и даются пояснения по работе с ним,

Приветствуют учителя. Знакомятся с листом самооценки, уточняют критерии оценки

2

Организация  своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог, мотивация учения

2

Вводная беседа. Актуализация знаний

ЭОР

1.Вспомним, что такое процент 

 

Вступительное слово учителя.

Учитель начинает беседу с устного счета, Задает учащимся наводящие вопросы. Демонстрирует ЭОР

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, решают задачи на проценты, приводят примеры

5

Структурирование собственных знаний

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, оценивание учебного материала

3

Изучение нового материала

ЭОР

1. Нахождение числа по его проценту

2. Нахождение процента от целого числа 

Вместе с учениками определяет цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимости темы. Показывает разнообразие задач на проценты, решаемые в жизни, затем предлагает вспомнить две основные задачи на проценты. Демонстрирует ЭОР

Определяют тему и цель урока

3

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формирование интереса к данной теме

Целеполагание

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

4

Решение задач

ЭОР

Задачи на проценты 

Комментирует  и направляет работу учащихся

Один ученик около доски, остальные в тетради решают задачи

10

Смысловое чтение, анализ, аргументация, знаково-символьные действия, выбор эффективного способа решения

Планирование, исследование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог, строить речевые конструкции, формировать готовность к самообразованию

5

Физ.минутка

музыка для релаксации

2

6

Этап первичного осмысления и закрепления знаний

Выступает в роли тьютора для слабых учащихся, организовывает контроль за процессом решения задач

Учащиеся работая в парах, решают предложенные задачи. По окончанию работы над каждой задачей оценивают результат своей деятельности на листах самооценки

15

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группы

7

Этап подведения итогов урока

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; говорит о дальнейшем плане изучения темы; выставляет ученикам оценки за урок.

Анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач

3

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия

Умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, элементы волевой саморегуляции

Умение выражать свои мысли, разрешать конфликтные ситуации; формирование позитивной самооценки

8

Домашнее задание

Задает домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание

2

Дополнительные материалы к уроку № 1

Карточка самооценивания

Ф. И. _______________________________________________

Система оценивания:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

№ задания

Задание

Оценка

1

2

 

3

4

5

Итого: ваша оценка за урок

 

Если у вас:  5- 4,5  «+» - ставим оценку «5»;

                     4- 3,5  «+» - «4»;

                     3- 2,5  «+» - «3».

Домашнее задание

  1. Составьте бюджет вашей семьи за месяц (для решения задачи можно использовать не реальные данные доходов и расходов семьи, а взять за основу вымышленный заработок родителей и верно рассчитать его расход за месяц с учетом всех затрат)  

Задачи для работы в классе

1. Тарифная ставка рабочего составляет 130 рублей в час. Предприятие установило районный коэффициент 10 %. За месяц рабочий отработал 100 часов. Какую сумму в рублях получит рабочий, если налоговые вычеты составляют 13%?

130 : 100 · 10 = 13 (руб.) – это 10 %

130 + 13 = 143 (руб.) – зарплата за час работы

143 · 100 = 14300 (руб.) – общая сумма

14300 : 100 · 13 = 1859 (руб.) – налог

14300 – 1859 = 12441 (руб.) – сумма, которую получит рабочий

2. Весной 1 кг огурцов в среднем стоил 70 рублей, а летом – на 40 % меньше, чем весной. На сколько рублей 5 кг огурцов летом стоили меньше, чем весной?

70 : 100 · 40 = 28 (руб.) – это 40 %

70 – 28 = 42 (руб.) – стоили огурцы летом

5 · 70 = 350 (руб.) – стоили 5 кг огурцов весной

5 · 42 = 210 (руб.) – стоили 5 кг огурцов летом

350 – 210 = 140 (руб.) – на столько летом стоили меньше

3. Проезд на электричке от дома до дачи стоит 70 рублей. Школьникам предоставляется скидка 25 %, пенсионерам 35 %. Сколько будет стоить поездка в оба конца для семьи, которая состоит из одного взрослого, двух пенсионеров и двух детей школьного возраста?

70 : 100 · 25 = 17,5 (руб.) – это 25 %

70 : 100 · 35 = 24,5 (руб.) – это 35 %

70 – 17,5 = 52,5 (руб.) – стоит билет для школьника

70 – 24,5 = 45,5 (руб.) – стоит билет для пенсионера

(70 + 2 · 45,5 + 2 · 52,5) · 2 = 532 (руб.) – вся поездка

Дополнительные материалы к уроку № 2

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ УУД УЧАЩИМИСЯ

Ф.И. ученика

Уровень освоения УУД

1 – не освоено

2 – плохо освоено

3 – освоено

4 – освоено не в полной мере

5 – полное освоение УУД

Общий результат (сумма баллов)

ЛИЧНОСТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

1

2

3

4

5

Оцениваются следующие показатели:

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ:
  • ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • знание моральных норм;
  • готовность к жизненному и личностному самоопределению;
  1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • элементы волевой саморегуляции;
  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • знаково-символические действия;
  • умение строить речевые высказывания в письменной форме;
  • извлечение необходимой информации;
  • анализ и синтез информации;
  • построение логической цепочки рассуждений;
  • формулирование проблемы;
  • выбор критериев для классификации объектов;
  1. КОММУНИКАТИВНЫЕ:
  • постановка вопросов;
  • умение выражать свои мысли;
  • владение монологической и диалогической речью.

После заполнения таблицы учитель проводит сравнительный анализ своего листа оценивания и листа самооценки учащихся, и делает соответствующие выводы по уровню освоения темы.

ТАБЛИЦА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Доход семьи за месяц

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Рассчитайте, сможете ли вы съездить через 6 месяцев по путевке на юг, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 25%? Цена путевки на одного человека, включая дорогу –  20 000 рублей.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  1. Состав семьи.
  2. Кто из членов семьи имеет заработок и какой.
  3. Сколько в семье взрослых и детей (с указанием возраста).
  4. Статьи расходов (питание, коммунальные платежи, одежда и обувь, непредвиденные расходы, «копилка», оплата за детский сад, транспортные расходы и т.д.).
  5. Анализ доходной и расходной части семейного бюджета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку математики на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы"

План-коснпект к уроку математики в 11 классе на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы". Решение задач на нахождение наибольших и наименьших значений фун...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План - конспект открытого урока математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость"

Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний  в 6 классе по теме "Координатная плоскость".Структура урока соответствует требованиям ФГОС....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План-конспект первого урока математики в 6 классе.

Первый урок по математике в 6 классе...