Методическая разработка проектной задачи "Ландшафтный дизайнер"
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Изосимова Татьяна Сергеевна

  При работе в СПб ГБПОУ "Садово-архитектурный колледж" в группах по освоению профессии "Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства", преподавая учебную дисциплину "математика", я разработала проектную задачу по теме "Ландшафтный дизайнер". В данной пректной задаче описывается квазиреальная ситуация, вплотную приближенная к реальным условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prektnaya_zadacha_landshaft._dizayner.doc419 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБПОУ «Садово-архитектурный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ

«ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙНЕР»

Выполнила преподаватель

Изосимова Т. С.

г. Санкт - Петербург

2013г.

Пояснительная записка.

На начальном этапе реализации ФГОС одним из методов обучения стало использование метода творческих проектов и его возможности в реализации компетентносного подхода к обучению.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её   невозможно.

На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят учащегося к полноценной проектной деятельности в будущем.

Поэтому при работе в ГБПОУ «Садово-архитектурный колледж» в группах по освоению профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства», преподавая учебную дисциплину «математика», я решила разработать проектную задачу по теме «Ландшафтный дизайнер».  Метод проектных задач в своей практике я использую впервые, поэтому результата апробирования данного метода пока нет. В данной проектной задаче описывается  квазиреальная ситуация, вплотную приближенная к реальным условиям.

Данная проектная задача ориентирована на достижение следующих целей:

Умение вычленять требуемую информацию, представленную в разных видах.

Умение переводить описания квазиреальной ситуации на математический язык.

Владение способом выполнения действий с величинами и решения

Работа в группе: организация работы, распределение заданий между учащимися группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

Теоретическая часть.

В настоящее время в связи с введением стандартов нового поколения приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Сейчас все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы . Все это позволяет решать проблемы, связанные с развитием у учащихся умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Поэтому предполагается поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностного ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения»[1].Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя/ Под ред. А. Г. Асмолова. – М.

Одной из таких форм является проектная деятельность. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты только через проектную деятельность учащихся.

Однако проектная деятельность свое ведущее  место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

Проектная деятельность в учебном процессе широко представлена и становиться частью образовательного процесса в старшей профильной школе. Очень трудно осуществлять полноценную проектную деятельность в старшей школе при обычном делении на классы и обычном расписании. Поэтому это можно делать во внеклассное и внешкольное время, и начинать надо  с решения проектных задач постепенно переходя к методу проектов.

Практичность проектной деятельности должна выражаться в ее не формальном  характере, а в соответствии направления деятельности индивидуальности и желаниям учащегося.

К примеру, можно выбрать любой аспект жизнедеятельности человека и природы, но рассмотреть его с точки зрения математических, физических, химических процессов,  их влияния на жизнь человека и природы. Школьный предмет перестает в таком случае быть абстрактным, а деятельностное отношение к изучению и решению поставленных задач показывает перспективы для решения проблем реальной жизни.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный учащимися. Он может быть далее "оторван" от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

При использовании метода проектных задач при подходе к обучению и воспитанию рассматриваются в первую очередь интересы и потребности ребенка, характер отношений участников педагогического процесса оцениваются как субъект-субъектные, при которых возникает сотрудничество и взаимопонимание. Основной формой взаимодействия выступает — дискуссия, беседа, диалог. Цели образования определяются в зависимости от запросов и возможностей учащихся. Используются различные подходы к методике обучения и воспитания, такие как создание условий для выбора видов деятельности, самоопределения; ориентир на разный уровень возможностей, добровольность; взаимоконтроль и самоконтроль учащихся, скрытый контроль со стороны педагога, ориентация на отношения. Скрытая педагогическая позиция заключается в следующем: педагог сопровождает, консультирует, оказывает помощь, педагог — рядовой участник, позиция «я вместе с вами».  Позиция ребенка — активный участник, организатор, созидатель, творец. В качестве критериев качества образования рассматриваются развитие индивидуальности учащегося, развитие отношений учащегося с окружающим миром, оценка эффективности осуществляется самими участниками. Результатами воспитания будут являться творчество, инициативность, самостоятельность, чувство собственного достоинства.


Методическое обоснование.

Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система действий учащихся, направленных на получение еще никогда не существовавшего в его практике результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Замысел проектной задачи.

В проектной задаче описывается квазиреальная ситуация, вплотную приближенная к реальным условиям В предложенной проектной задаче проверяются умения находить периметр и площадь фигур, выполнять задания разных типов, производить действия с величинами, а также умения работать с различными источниками информации. Основное внимание в задаче уделено выполнению таких практических действий, как построение геометрических фигур с помощью чертежных инструментов, работе с понятиями «масштаб», «%». Также требуются выкладки экономических расчетов по результатам выполнения задачи. Задача рекомендована для выполнения учащимися 2 курса «Садово-архитектурного колледжа» по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства», так как в программу обучения данной  профессии  входят такие учебные дисциплины, знания по которым потребуются для выполнения представленной задачи (основы зеленого строительства, ландшафтный дизайн и т. д.)

Название задачи

Ландшафтный дизайнер

Предмет

Математика и спец. предметы

Группа

2 курс, профессия «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»

Вид задачи

Межпредметная одновозрастная

Цели и педагогические задачи

Формирование умений учащихся пользоваться информацией, представленной в разных видах, и на ее основе осуществлять выбор оптимального решения.

Сотрудничество учащихся в группах (коллективно-распределенная деятельность) при решении общей задачи.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Умение вычленять требуемую информацию, представленную в разных видах.

Перевод описания квазиреальной ситуации на математический язык.

Владение способом выполнения действий с величинами и решения.

Работа с масштабом.

Общеучебные умения

• работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

• работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу);

• умение удерживать правила игры (на основе предложенных действий составить свою игру)

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

Умения, работая в группе, создать конечный “продукт”- эскиз ландшафтного дизайна участка со всеми требуемыми расходами и представить свои результаты.

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

• умение действовать согласно инструкции.

Оценивается правильность конечного результата, а так же активность каждого члена группы.

Оценивается взаимодействие учащихся при работе в группе, проводится оценивание путем экспертного наблюдения, при  котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в группах

Данная проектная задача рассчитана на участие четырех-шести человек в каждой группе, с осуществлением взаимоконтроля выполненных действий. На выполнение задачи отводится  4 недели по 2 часа в неделю во внеурочное время. На последнем этапе работы должен быть выполнен проект ландшафтного дизайна садового участка и проведена его презентация.

Цель, которую должны достичь учащиеся – выполнить эскиз проекта ландшафтного дизайна садового участка и выполнить все требуемые расчеты по нему.

Основные этапы любой проектной задачи.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».

2. Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении?

3. Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге?

4. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. Задача должна быть сформулирована самими учащимися по результатам разбора проблемной ситуации.

5. Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

6. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.

7. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата.

8. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.

9. Защита, оппонирование, дискуссия.

10.Выдвижение новых проблемных ситуаций, вытекающих из полученных результатов

11.Рефлексия (самооценка).


Описание проектной задачи: «Ландшафтный дизайнер».

Вы приобрели садовый участок с домом на берегу реки. Ваш участок имеет форму квадрата и занимает площадь 900 квадратных метров. Дом также имеет форму квадрата и занимает площадь 49 кв.м. Расположен в углу участка и находиться в 2 метрах от края участка. (см. рисунок). Вам предлагается выполнить роль ландшафтного дизайнера. Ландшафтный дизайнер - это и художник, и садовник, и архитектор в одном лице. Его задача - декорировать природное пространство зеленью, цветами с учетом расположения дорожек, клумб, деревьев, кустарников и т.д. Для решения этой задачи каждой группе будут предложены серии заданий. Результатом выполнения каждого из заданий будет являться отчет в соответствии с требованиями оформления. Итогом работы будет служить представление презентации о проделанной вами работе.

Задание 1. Вам нужно выбрать ограждение для участка сада и рассчитать количество и стоимость материалов затраченных на изгородь, учитывая размеры ворот и калитки. Сделать эскиз чертежа участка с обозначением ворот и калитки. На рисунке дома обозначить вход в дом.

Оформление ответа: Выполнить эскиз чертежа участка на листе форматом А4 в масштабе 1:200, заполните таблицу

Какой материал выбран (указать размеры и цены)

Длина по периметру чертежа

Стоимость затраченных материалов

 Количество затраченных материалов

ограждение

ворота

калитка

Используя данные из ниже приведенных таблиц, вычислите общую стоимость всех затраченных материалов. (все цены указаны в рублях)

Заборная секция

(металл)

Заборная секция 1500/2500

(дерево)

Сетка-рабица с полимерным покрытием (рулон h = 1.5м; L=15м)

Забор из металлического штакетника на каркасе (секция)

Ограждение ДУОС

Забор из профлиста

(секция 2 метра)

500 руб. /м

2 935 руб./шт.

1700 р один рулон

Цена: от 800 руб./кв.м

Панель длиной 2,5  1200 руб./ед.

3100 руб./п.м.

Ворота.

Размеры, мм.

Ворота из сетки-рабица.

Деревянные ворота

Ворота из профлиста

Садовые ворота

3500х1500

8581,00

7882,00

8120,00

11109,00

3500х2000

8910,00

8532,00

8864,00

11688,00

4000х1500

8733,00

8206,00

8454,00

11730,00

4000х2000

9086,00

8862,00

9313,00

12336,00

Калитки.

Размеры, мм

Сетчатые калитки

Деревянные калитки

Профлистовые калитки

Металические калитки

1000х1500

3205.00

2745

2529

 2806.00  

1000х2000

3316.00

3608

3382

2879.0

1200х1500

3265.00

3587

3299

2870.0

1200х2000

4095.00

3634

3560

3888.0

Задание 2. Специалист работает по четко разработанному плану, в соответствии с проектом. Пример такого плана работы: генеральный (концепция, стиль), дендроплан ( дорожки,  деревья, кустарник, цветники и т. д.). Что же делает ландшафтный дизайнер? Ответ прост — он составляет дендроплан.

Дендроплан, по сути — чертеж определенного масштаба, на котором схематически изображены дом, границы функциональных сегментов сада, дорожки и растения (деревья, кустарники, цветники, газон). Примеры выполнения эскиза дендроплана представлены в приложении. Для выполнения дендроплана воспользуйтесь основными условными обозначениями, которые представлены в таблице (приложение 2). Если вы хотите добавить какие-нибудь свои элементы, то внесите их обозначения в таблицу. Основные дорожки в саду не должны быть уже 1,8 м. Одна дорожка, которая начинается у входа на участок, должна вести как во внутренний двор, так и ко входу в дом.

Оформление ответа: эскиз дендроплана выполнить на листе формата А1, указать масштаб в котором выполнен эскиз. Выполнить расчеты и занести в табличку.

Вопрос

Ответ

Вычислите общую площадь, занимаемую цветниками.

Вычислите общую площадь, занимаемую газоном

Вычислите общую площадь, занимаемую дорожками

Какой % от всех растений на участке занимают лиственные растения

Какой % от всех растений на участке занимают хвойные растения

 

Задание 3. Какой же сад без дорожек? Они нужны не только для того чтобы разделять и связывать различные зоны сада, но и для того, чтобы придавать участку законченность. Важно заранее продумать расположение, длину и внешний вид дорожки, что вы и должны были сделать при составлении эскиза дендроплана. Сегодня тротуарная плитка и брусчатка - обязательные элементы оформления садовых участков. Эти незаменимые и проверенные временем материалы помогут превратить ваш садово-парковый ансамбль в неповторимое произведение искусства.

Напротив ворот надо уложить брусчатку, а тропинки в саду можно выполнить из тротуарной плитки, так как плитка тротуарная  в отличие от «Брусчатки» не рекомендуется для использования в зонах с повышенным воздействием  автотранспорта, т.к. существует вероятность «выдавливание» плитки из кладки (из-за квадратной формы).

В табличке представлены по два вида тротуарной плитки и «Брусчатки» а также бортовой камень, который располагается по краю дорожки.

Тротуарная плитка 1К-6 "Классика"

Тротуарная плитка 1К-8 "Классика"

7П-6 "Брусчатка"

7П-8 "Брусчатка"

Бортовой камень (газонный камень)

Вид

Цена за 1 кв. м руб.

450

520

450

520

130 за 1 шт.

Количество изделий на поддоне

640 (8,53м²)

640 (8,46м²)

480 (9,60м²)

420 (8,4м²)

40 штук

Масса изделия

1,7

2,4

2,5

3,3

35

Оформление ответа: выполнить расчеты и занести в таблицу.

Вопрос.

Ответы и расчеты.

Какой вид тротуарной плитки и брусчатки вы использовали? (название и размеры)

Какое количество тротуарной плитки вам понадобится для укладки ваших дорожек? (в штуках)

Какое количество «брусчатки» вам понадобится для укладки ваших дорожек? (в штуках)

Сколько целых поддонов тротуарной плитки вам понадобиться?

Сколько целых поддонов «брусчатки» вам понадобиться?

Какую сумму вы истратите на приобретение тротуарной плитки?

Какую сумму вы истратите на приобретение «брусчатки"?

Какую сумму вы истратите на приобретение бортового камня?

Какова будет общая масса тротуарной плитки?

Какова будет общая масса «брусчатки»?

Какова будет итоговая сумма затраченная на все изделия?

Задание 4. Чтобы превратить сад в райский уголок, потребуется много знаний, усилий и терпения. А в первую очередь необходим большой опыт в выращивании растений. Поэтому лучше всего предоставить какие-то определенные работы специалистам. Исходя из вашего дендроплана вы должны рассчитать сколько затратите денежных средств на озеленение вашего сада  имея цены на спектр услуг, представленных в таблице.

Прайс-лист на озеленение участка.

Виды работ

Количество

Ед. изм.

Цена в руб.

Устройство сеянного газона

1

м2

95

Устройство рулонного газона

1

м2

100

Цветник из одного растения

1

м2

450

Цветник много растений

1

м2

750

Устройство розария

1

м2

950

Посадка лиственных деревьев 1 м

1

шт.

250

Посадка лиственных деревьев 1 -2,5

1

шт.

700

Посадка лиственных деревьев 2,5 — 4,5

1

шт.

1300

Посадка хвойных деревьев 1 м

1

шт.

400

Посадка хвойных деревьев 1 -2,5

1

шт.

700

Посадка хвойных деревьев 2,5 — 4,5

1

шт.

2200

Посадка кустарника

1

шт.

250

Оформление ответа: определить какие виды работ будут выполнены на вашем участке и какую сумму вы на эти работы затратите, заполнить таблицу.

Виды работ

Количество на участке

Ед. изм.

Цена в руб. всего

Итоговая сумма затраченная на озеленение участка - _________руб.

Литература.

1.  Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.// Серия стандарты нового поколения. Пособие для учителя. - М. Просвещение 2008г

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000г.

3. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе.// Серия стандарты нового поколения. - М. Просвещение 2008 г

4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005г. № 9.

5. Пахомова Н.Ю.Учебные проекты: его возможности. // Учитель, №4, 2000г.

6. Издательский дом «Первое сентября». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».[  Электронный ресурс] / Проектная деятельность учащихся на уроках математики. Рожнева О. Ф./ http://festival.1september.ru/articles/509387/

7. Строительный портал  DIY.ru. Ландшафт.[ Электронный ресурс ]/  http://www.diy.ru/dom_i_uchastok/67_landshaftnyj_dizajn/ 

8. Проектная деятельность в старшей профильной школе. Материал подготовлен Слесарь Л. Н. [Электронный ресурс ] /   http://do.gendocs.ru/docs/index-319581.html 

9. Описание профессии ландшафтный дизайнер [Электронный ресурс] / http://rodn-i-k.narod.ru/as_prof/disainer_landhafta.htm 

Приложение 1.

Приложение 2.

Условные обозначения для выполнения эскиза дендроплана.

Условное обозначение

Наименование

Вход в дом

Газон

Цветник

Живая изгородь

Лиственные деревья

Хвойные деревья

кустарники

Дорожки, тропинки

Мощения тротуарной плиткой

Мощение брусчаткой

Садовая мебель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектные технологии на уроках информатики"

Познакомить с одной из форм организации учебной работы со студентами - методом проектов...

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Проектная деятельность обучающихся в творческом объединении "Мастерим бумажный мир"

Методическая разработка посвящена организации проектной деятельности обучающихся в творческом объединении «Мастерим бумажный мир». Она поможет педагогу ввести проектную деятельность для обучения...

Методическая разработка проектной деятельности "Добро пожаловать в Ржев"

Работа со студентами первого курса над пректом " Welkom to Rzhev". Создание презентаций по темею...

Методическая разработка «Проектно - исследовательская деятельность во внеклассной работе»

Предназначена  для 8,9 классов для распределения по профильному обучению....

Методическая разработка "Проектная деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры учащихся"

Методическая разработка-описание реализации системы проектов по воспитанию коммуникативной культуры учащихся и духовно-нравственному развитию. Эти проекты реализованы в рамках городской программы "Тол...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"

Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1  содержит примерные темы ...