Решение содержательных задач
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Змеева Татьяна Георгиевна

Практическое занятие математического кружка в 7 классе "Решение содержательных задач с помощью алгебраического языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_soderzhatelnykh_zadach_7_kl.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие математического кружка для 7-х классов  

«РЕШЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

С ПОМОЩЬЮ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО ЯЗЫКА»

Цель занятия:

  • Познакомить учащихся через решение задач с популяризатором науки Перельманом Я.И. и его книгами;
  • Показать связь русского языка с языком математики через решение задач;
  • Сформировать понятие о методе уравнений как об одном из главных методов при решении задач.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

      2007 год был объявлен Годом Русского Языка и поэтому в нашей школе в этом учебном году проходит фестиваль «Русский +».

Несомненно, русский язык «велик и могуч», как говорил о нем Иван Тургенев.

Однако русский язык тем и велик, что множество слов могут выразить одну и ту же мысль.

Если же в математике мы попытаемся сделать такие замены, то можем получить прямо противоположный результат, и даже неверное утверждение. Например,  есть в курсе геометрии теорема: «Сумма смежных углов равна 180 градусов» или, иначе говоря: «Если углы смежные, то их сумма равна 180 градусов». Если же мы перевернем слова в утверждении, то получим: «Если сумма углов равна 180 градусов, то они смежные». А это уже ложное утверждение!

Вывод: русский язык и язык математики имеют свои правила и свои законы.

   Известный ученый Галилео Галилей сказал: «Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры».

Я бы чуть изменила эту фразу: «природа говорит языком геометрии…»

А каков, на ваш взгляд, язык арифметики? (Ответы). Правильно, числа и знаки арифметических операций.

С этого учебного года вы изучаете кроме геометрии еще и такой предмет как алгебра. А что же является языком алгебры? Сегодня, как и на каждом уроке алгебры, мы будем  говорить на её языке, причем, говорить, вспоминая об удивительном человеке, юбилей которого также отмечался в 2007 году.

Его называют Доктором занимательных наук. Из-под его пера вышли книги:

  1. Весёлые задачи.
  2. Живая математика.
  3. Занимательная алгебра.
  4. Занимательная арифметика.
  5. Занимательная геометрия.
  6. Занимательная астрономия.
  7. Занимательная механика.
  8. Занимательная физика.
  9. Занимательные задачи и опыты.
  10. Межпланетные путешествия.
  11. Новый задачник по геометрии.
  12. Практические занятия по геометрии.

      Кто же это такой? Чтобы узнать, выполним следующие задания.

      Решить уравнения:

  1. 2х – 15 = 3х – 7
  2. 7х – 18 = 3(х + 7) +1
  3. у + 6 = 2(у – 2,5)
  4. 0,3х – 17 = – 1,4х
  5. 4(у – 2,5) = – 6у
  6. (х +3)(х – 3) – х(х + 2) =  –9
  7. 1,3а + 2,5 = 0,3(а – 5)
  8. 18 – 5а = 3(2а – 5)
  9. 29 – 13а = 17 – 3а.

     На экране – «ключ» для расшифровки фамилии ученого в виде таблицы:

1

11

-4

10

3

0

– 8

1,2

Л

Р

М

Е

А

Ь

П

Н

     Ответ: Перельман.

      Историческая справка.

        Я.И.Перельман – популяризатор физики и математики – родился в 1882 году в г.Белостоке. Он начал публиковать свои научно-популярные статьи ещё будучи студентом. В 1909 году он окончил Петербургский лесной институт, получил диплом лесовода. Перельман являлся одним из первых пропагандистов идей К.Э.Циолковского. Он автор термина «научная фантастика». Написал свыше 100 книг, среди которых вышеупомянутые. Книги были переведены на многие языки мира и изданы тиражом более 10 млн. экземпляров.

         Перельман не сделал никаких научных открытий, ничего не изобрел в области техники, не имел никаких ученых званий и степеней. Он лишь горячо любил науку, которой был безгранично предан! Ему удалось найти верный и действенный способ увлечь миллионы людей наукой, знаниями. Он сумел влюбить в математику, физику, астрономию самых обыкновенных людей: как детей, так и взрослых.

По его инициативе в г. Ленинграде 15 октября 1935 года открылся Дом занимательной науки. Это был культурно-просветительский центр, созданный с целью пропаганды естественнонаучных и технических знаний. В этом Доме было 4 отдела: астрономии, математики, физики и географии, в которых располагались несколько сотен тысяч различных экспонатов, макетов, приборов, схем и т.п. К сожалению, все они погибли во время блокады Ленинграда, сохранились лишь некоторые описания.

          Поэт Вадим Шефнер написал такие строки:

Склоняясь над раскрытой тетрадью,

Сидит одинокий старик.

О голоде и о блокаде

Ведет он вечерний дневник…

Мерцает коптилка во мраке,

И тени теснятся толпой.

Бредёт карандаш по бумаге,

Петляя, как странник слепой…  

          В печке сгорел последний стул. Не было хлеба, воды, тепла, света, а без них уходила и жизнь. Яков Исидорович уже не мог подняться с постели. 16 марта 1942 года его не стало… От богатейшего культурного наследия Перельмана сохранилась лишь малая часть. Но и эти книги выдержали суровую проверку временем, их продолжают читать. В нашей стране их общий тираж составляет 13 миллионов экземпляров!  

         А кто же догадался, что является языком алгебры? Это уравнения.

Поэзия – это разновидность вдохновенной математики, которая даёт нам уравнения, состоящие из абстрактных фигур, треугольников, сфер и тому подобному, но уравнения, служащие для выражения человеческих эмоций. (Эзра Паунд, поэт)

         Исаак Ньютон говорил: «Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или к отвлеченным отношениям величин, нужно перевести задачу с родного языка на язык алгебраический». 

         Чтобы узнать, как это сделать, рассмотрим следующую задачу (из сборника Перельмана Я.И.):

         Задача 1. История сохранила нам мало фактов биографии замечательного древнего математика Диофанта. Все, что известно о нем, почерпнуто из надписи на его гробнице – надписи, составленной в форме математической задачи. Рассмотрим эту надпись.

На родном языке

На языке алгебры

Путник! Здесь прах погребен

Диофанта. И числа поведать

Могут, о чудо, сколь долог

                              был век его жизни.

X

Часть шестую его

Представляло

                              прекрасное детство.

X

6

Двенадцатая часть протекла

                              еще жизни – покрылся

Пухом тогда подбородок.

X

12

Седьмую в бездетном

Браке провел Диофант.

X

7

Прошло пятилетие; он

Был осчастливлен рожденьем

                              прекрасного первенца-сына.

5

Коему рок половину лишь

                              жизни прекрасной и светлой

Дал на земле по сравненью с отцом.

X

2

И в печали глубокой

Старец земного удела конец

                              восприял, переживши

Года четыре с тех пор, как сына лишился.

Х = X + X +Х +5 +Х  + 4

         6     12   7         2

     

Скажи, сколько лет жизни достигнув,

Смерть восприял Диофант?

X = 84

ОТВЕТ: Диофант прожил 84 года.

Какие интересные биографические факты мы узнали о Диофанте, решив задачу?

          (Он женился в 21 год, стал отцом на 38-м году, потерял сына на 80-м году и умер в 84 года).

          Ещё один великий человек говорил: «Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения.» ( Д. Пойа)    

           Задача 2. Отцу 32 года, сыну 5 лет. Через сколько лет отец будет в 10 раз старше сына?  

РЕШЕНИЕ.

Пусть х (лет) – искомый срок.

Отец

Сын

Сейчас

32

5

Потом

32 + х

5 + х

Так как отец должен быть в 10 раз старше сына, то можно составить уравнение:

32 + х = 10(5 + х).

32 + х = 50 + 10х

х – 10х = 50 – 32

– 9х = 18

х = – 2

Что означает: через –2 года?

ОТВЕТ: 2 года назад.

(Проверьте).

            «Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду», - говорил Л. Толстой.    (Слайд №18)

            Задача 3. Задумайте число, прибавьте 2, умножьте на 3, отнимите 5, отнимите задуманное число, умножьте на 2, отнимите 1, сообщите результат. Я легко отгадаю, какое число было задумано. Как?  

РЕШЕНИЕ.

Секрет этого задания очень прост, и в основе его лежат всё те же уравнения.

Составим таблицу:

Задумайте число

х

прибавьте 2

х +2

умножьте на 3

3х +6

отнимите 5

3х +1

отнимите задуманное число

2х +1

умножьте на 2

4х + 2

отнимите 1

4х +1

Пусть ответ 33, тогда решить уравнение: 4х + 1 =33, х = 8.

Пусть ответ 57, тогда решить уравнение: 4х + 1 =57, х = 14.

Пусть ответ 17, тогда решить уравнение: 4х + 1 =17, х = 4 и т.д.

           Задача 4. Сколько лет?

У одного любителя головоломок спросили, сколько ему лет? Ответ был замысловатый:

– Возьмите трижды мои годы через три года, да отнимите трижды мои годы три года назад, – у вас как раз и получатся мои годы. Сколько же ему теперь лет? (Слайд №20)

РЕШЕНИЕ. Решить задачу опять может помочь уравнение. Оформим задачу в виде таблицы:

Было лет

Теперь лет

Будет лет

х – 3

х

х + 3

           

           Составим уравнение:

                                        3(х + 3) – 3(х – 3) = х

                                             3х + 9 – 3х + 9 =  х

                                                                   18 = х

ОТВЕТ: 18 лет.

             

              Задача 5. На уроках русского языка вы часто пишете диктанты, а теперь проведем математический диктант.

1)

а) Продолжи ряд слов: острый, прямой, тупой…

(развёрнутый)

б) Точка, отрезок, луч…

(прямая) 

2)

а) Первая координата точки -

(абсцисса)

б) Вторая координата точки -

(ордината)

3)

а) Утверждение, которое надо доказать.

(теорема) 

б) Утверждение, которое принимается без  доказательства.

(аксиома)

4)

а) Наименьшее натуральное число.

(единица)

б) Цифровой знак, означающий отсутствие величины.

(ноль)

5)

а) Сколько раз в году встаёт солнце?

(365 или 366) 

б) Какой сейчас век?

(21)

6)

а) На какое число делить нельзя?

(ноль)

б) Самая плохая оценка в школе.

(единица) 

7)

а) Математический термин на букву «д».

Например, доказательство или делимое, делитель.

б) Математический термин на букву «м».

Например, множитель или медиана.

     Проверим диктант.

     Ну, вот и подошло к концу наше занятие. Занятие, посвященное великому человеку – популяризатору науки в массы, - Якову Исидоровичу Перельману. Занятие,  на котором мы с вами часто обращались к русскому языку и его аналогу в алгебре, т.е. переводили задачи с одного языка на другой.

     Если она (книга) возбудила в читателе желание поближе познакомиться с необъятной областью той науки, откуда почерпнута эта пёстрая горсть простейших сведений, то задача автора выполнена, цель достигнута, и с чувством удовлетворения ставит он последнюю точку… (Я.И.Перельман)  

    В завершение занятия хочу предложить вашему вниманию книги, которые помогут вам окунуться в мир науки с помощью занимательных примеров Я.И.Перельмана:

  1. Занимательная физика.
  2. Занимательная математика.
  3. Занимательная алгебра.
  4. Занимательная геометрия.

     К сожалению, в школьной и сельской библиотеках книг Я.И.Перельмана мало. Поэтому я могу предложить вам только некоторые из этих изданий.

    В заключение нашего занятия самым активным кружковцам я хочу вручить памятные медали (вручение).

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Газета «Математика», №22, 2007 год
  2. Газета «Математика», №24, 2007 год
  3. Перельман Я.И. Занимательная алгебра, 1968 год
  4. Карпушина Н.М. Яков Перельман: штрихи к портрету, журнал «Математика в школе», №5, 2007 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...

Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".

С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому ...

Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики

Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики...

Интегрированный урок по геометрии в 10 классе по теме: «Пирамида. Решение логических содержательных задач»

Цели урока:знакомство с новым видом многогранников – пирамидой;отработка навыков применения логических законов в решении логических содержательных задач;развитие познавательного интереса через взаимод...

Типовые задания самостоятельной работы по теме:" Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики."

В данной разработке предложен материал, который составлен по материалам ЕГЭ и может быть использован преподавателем при изучении темы "Применение математических методов для...

Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений

Презентация "Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений"...