Многоуровневая система учебных задач. Проектирование и использование в условиях профильного обучения
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Многоуровневое обучение – это совокупность нетрадиционных приемов, способов, технологических процедур обучения, используемых в условиях, внутриклассной и глубокой дифференциации по гибкому реагированию учителя на развитие познавательных возможностей учащихся.

Принципы многоуровневого обучения:

  1. Принцип непрерывного роста творческого решения встающих перед учащимися задач. Иными словами, проблемное обучение в условиях мелко – групповой и индивидуальной работы начинает быть направленным на развитие продуктивного мышления;
  2. Принцип укрепления нравственных отношений между школьниками;
  3. Принцип соответствия методов обучения способам организации учебного процесса от стандартного до ускоренного и опережающего обучения. В практику работы педагогов входит положительный взгляд на любого ребёнка, независимо от его поступка – педагогический оптимизм. Составляющие его – создание оптимальных условий для организации сущностных сил индивида; сотрудничества педагогов и родителей в решении актуальных задач развития, воспитания и обучения;
  4. Принцип взаимосвязи формирования микрогрупп в классном коллективе с организацией коллективных творческих дел. Высшим показателем многоуровневого обучения в нашем лицее является нравственная основа творческой деятельности. Многоуровневое обучение – это совокупность нетрадиционных приемов, способов, технологических процедур обучения, используемых в условиях, внутриклассной и глубокой дифференциации по гибкому реагированию учителя на развитие познавательных возможностей учащихся.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogourovnevaya_sistema_uchebnykh_zadach.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Многоуровневая система учебных задач.

Проектирование и использование в условиях профильного обучения

                                                                                          Пояснительная записка

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

        Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
-
математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
-
коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
-
информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
-
автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
-
социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
-
продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
-
нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
       Иными словами, школа должна ребёнка:
«научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
       К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о
достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ.
       Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
        Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной
проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
        Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
      
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
        В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают
саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
        Одной из особенностей
УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

        К основным функциям УУД относятся:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

       Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.
        
В качестве психолого-педагогической платформы УУД можно рассматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.

       Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
• личностное, жизненное самоопределение;
• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.
        Критериями сформированности личностных УУД следует считать:
1) структуру ценностного сознания;
2) уровень развития морального сознания;
3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

        Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
        Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
        Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
знаково-символические действия:
• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логическими универсальными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство
;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
      
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
• уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• уметь устанавливать причинно-следственные связи;
• уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• уметь устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения учебных задач;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
      
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
       Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.
       Можно выделить
следующие преимущества совместной работы:
- возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;
- на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);
- снижается школьная тревожность;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- возрастает сплоченность класса;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;
- учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым».
        Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
       
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
      
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Однако если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность – в процессе изучения математики. Можно отметить, что предметы естественнонаучного цикла, позволяют целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывают возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах; учебные предметы гуманитарного цикла и в первую очередь литература наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания.
Основные виды коммуникативных, в т.ч. речевых действий, естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Действительно, в школе нет учебных дисциплин, где дискуссии были бы неуместны. В рамках любого предмета можно организовать работу учеников в малых группах.
Примером формирования всех видов УУД одновременно можно рассмотреть учебную деятельность по усвоению математических понятий. Конкретизируем содержание УУД, которые формируются на уроках математики.
Познавательные УУД:
- осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;
- моделирование;
- использование знаково-символической записи математического понятия;
- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
- использование индуктивного умозаключения;
- выведение следствий из определения понятия;
- умение приводить контрпримеры.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности).
Личностные УДД:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
- формирование математической компетентности.
Регулятивные УУД:
- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

       Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов.
       Но одним из самых важных и непременных
условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
        Безусловно,
учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.
         Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий. Главное, учитель, весь педагогический состав должны в совершенстве владеть методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»), уметь определять свои позиции в рамках взаимодействия с учениками. Для успешного решения обозначенной проблемы, можно организовать сотрудничество педагогов между собой в целях обмена опытом по данному вопросу. Традиционной формой по обмену опытом является взаимопосещение уроков. Как, каким образом осуществляется на уроке взаимодействие учителя и ученика, направленное на формирование УДД можно проследить по следующим позициям:
- постановка учебной задачи (целеполагание)
- содержательная линия урока
- организация учебной деятельности
- формы организации учебного сотрудничества
- работа в группе (позиция учеников, позиция учителя)
- коммуникативная компетентность
- морально-этические и психологические принципы общения и сотрудничества
- вербальные и невербальные способы взаимодействия
- характеристики сотрудничества
- эффективность используемых на уроке форм и способов взаимодействия учителя и ученика, направленных на формирование универсальных учебных действий.
        Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4.
Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит
переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
        И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают
ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

Основные этапы технологии:

выделяем уровни и подуровни

  1. базовый уровень

подуровни: знакомая задача, модифицированная задача, незнакомая задача

виды деятельности ученика: репродуктивная, эвристическая, исследовательская.

  1. профильный уровень

подуровни: знакомая задача, модифицированная задача, незнакомая задача

виды деятельности ученика: репродуктивная, эвристическая, исследовательская

Многоуровневое обучение – это совокупность нетрадиционных приемов, способов, технологических процедур обучения, используемых в условиях, внутриклассной и глубокой дифференциации по гибкому реагированию учителя на развитие познавательных возможностей учащихся.

Принципы многоуровневого обучения:

  1. Принцип непрерывного роста творческого решения встающих перед учащимися задач. Иными словами, проблемное обучение в условиях мелко – групповой и индивидуальной работы начинает быть направленным на развитие продуктивного мышления;
  2. Принцип укрепления нравственных отношений между школьниками;
  3. Принцип соответствия методов обучения способам организации учебного процесса от стандартного до ускоренного и опережающего обучения. В практику работы педагогов входит положительный взгляд на любого ребёнка, независимо от его поступка – педагогический оптимизм. Составляющие его – создание оптимальных условий для организации сущностных сил индивида; сотрудничества педагогов и родителей в решении актуальных задач развития, воспитания и обучения;
  4. Принцип взаимосвязи формирования микрогрупп в классном коллективе с организацией коллективных творческих дел. Высшим показателем многоуровневого обучения в нашем лицее является нравственная основа творческой деятельности.

Три основные задачи на проценты

Задачи на сплавы, смеси

Базовая задача 1

Базовая задача 2

Базовая задача 3

Базовая задача 1

Базовая задача 2

Знакомая задача

a)200% от 200 л.

b)0,3% от 0,3 кг.

c) 50% от 30 чел.

При сушки картофель теряет 85,7% своей массы. Сколько надо взять сырого картофеля, чтобы получить71, 5 т. Сушеного?

Какое из утверждений означают одно и то же:

-величины относятся как 1:2

a) одна величина вдвое меньше другой;

b) вторая величина больше первой на 300%;

c) первая величина на 300 % меньше второй;

d) вторая величина на 100% больше первой.

e) одна величина составляет от другой 50 %

сколько граммов воды надо добавить к 50 г раствора содержащего 8% соли чтобы получить 5% раствора?

Смешали 300 грамм 50 % и 100 грамм 30 % раствора кислоты. Определить процентное содержание кислоты в полученной смеси.

Модифицированная задача

         Каждую сторону квадрата увеличили на 20%. На сколько процентов увеличиться площадь квадрата?

35% от 128,1 составляют 49% неизвестного числа. Найти это число

Сколько процентов составляют

a)0,5 кг от 6 кг

b)15 г от 1 кг

c)1048 чел от 3764 чел

Если смешать 8 кг и 2кг растворов серной кислоты разное концентрации, то получим 12% раствор кислоты. При смешивании двух одинаковых масс тех же растворов получим 15% раствор. Определите первоначальную концентрацию каждого раствора.

два слитка,один из которых содержит 35%серебра а другой 65%,сплавляют и получают слиток массой 20г содержащий 47% серебра какого масса каждого из этих слитков? 

Незнакомая задача

Длину прямоугольника уменьшели на 20%. На сколько процентов надо увеличить ширину прямоугольника, чтобы его площадь  не изменилась?

Предприниматель покупает кондитерские изделия по оптовой цене 96 рублей и продает их в  розницу с надбавкой 30%. Какова розничная цена?

Даны два сплава. Первый весит 4 кг и содержит 70% серебра. Второй весит 3 кг и содержит90% серебра. Сколько кг второго сплава нужно сплавить со всем первым, чтобы получить а% сплав серебра? При каких а задача имеет решение?

Имеются два слитка. Золота с серебром. Процентное содержание золота в первом слитке а 2,5 раза больше, чем во втором слитке. Если сплавить оба слитка вместе, то получится слиток, в котором будет 40% золота.  Во сколько раз первый слиток тяжелее второго, если известно, что при сплаве равных по массе частей первого и второго слитков получится слиток, в котором содержится  35%золота?

Процентные вычисления в банковских операциях

Процентные вычисления при расчете тариф ов и штрафов

Процентные вычисления в торговых операциях

Базовая задача 1

Базовая задача 2

Базовая задача 1

Базовая задача 2

Базовая задача 1

Базовая задача 2

Знакомая задача

Банк выплачивает вкладчикам каждый год 8% от внесенной суммы. Клиент сделал вклад в размере 200 тыс. р. Какая сумма будет на его счету через 5 лет, 10 лет?

При какой процентной ставке вклад на сумму 500 р. Возрастает за 6 месяцев до суммы 650 рублей.

В газете сообщается, что с 10 июня согласно новым тарифам стоимость отправления почтовой открытки составит 3р.15 коп. вместо 2 р.27 коп. Соответствует ли рост цен на услуги почтовой связи росту цен на товары в этом году, который составляет 14,5 %?

Стоимость проезда в городском автобусе составлял 1 р. 60к. В связи ч инфляцией она возросла на 150%. Во сколько раз возросла стоимость проезда в автобусе? Можно ли ответить на данный вопрос, не зная стоимость проезда?

Цена входного билета на стадион была 1 рубль 80 копеек. После снижения входной платы число зрителей увеличилось на 50% , а выручка выросла на 25% .Сколько стал стоить  билет после снижения?

Зонт стоил 360 рублей. В ноябре цена зонта была снижена на 15 %, а в декабре ещё на 10 %. Какой стала стоимость зонта в декабре?

Модифицированная задача

Каким должен быть начальный вклад, что бы при ставке 4% в месяц он увеличивался за 8 месяцев до 33 000 руб.?

Какой должна быть процентная ставка в банке, чтобы каждые 3 года капитал увеличивался в 4 раза?

Занятия ребёнка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 250 руб.. Оплата должна производиться до 15 числа каждого  месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придётся заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю?

В начале года тариф на электроэнергию составлял 20 к. за 1 кВт-Ч. В В середине года он увеличился на 50%, а в конце года- ещё на 50%. Как вы считаете, увеличится ли тариф на 100%, менее чем 100% или более, чем на 100%?

Комиссионный магазин продал сданную на продажу вещь со скидкой 12 % от первоначально назначенной цены и получил при этом 10 % прибыли. Сколько процентов прибыли первоначально предполагал получить магазин?

На весенней распродаже в одном магазине шарф стоимостью 350 руб. уценили на 40%, а через неделю ещё на 5%. В другом магазине шарф такой же стоимости уценили сразу на 45%. В каком магазине выгоднее купить шарф?

Незнакомая задача

на деньги размещенные в банке за год начисляется определенный процент, свой для каждого банка. Если 1/5 которой суммы положиить в банк 1, то через год сумма вклада привысит на 10% , если же ¼ суммы положить в банк остальнык деньги, то  через год сумма вкладо бужет такой же, как и и при размещении ½ суммы во 2 банке через год вклад станет на 5 процентов больше, чем сумма.

Известно, что вклад, находящийся в банке с начала года, возрастает к концу года на определенный процент (свой для каждого банка). В начале года 5/6 некоторого количества денег положили в первый банк, а оставшуюся часть во второй банк. К концу года сумма этих вкладов стала равной 670 денежным единицам, к концу следующего года 749  денежным единицам. Было подсчитано, что если бы первоначально 5/6 исходного количества денег положили во второй банк, а оставшуюся часть в первый банк, то по истечении одного года сумма вкладов в эти банки стала бы равной 710 денежным единицам. В предположении, что исходное количество денег первоначально целиком положено в первый банк, определить величину вклада по истечении двух лет.

Тарифы для  мобильных телефонов зависят от систем оплат. В 2000 г тарифы оплаты по системе К и М были одинаковыми, а в следующие три года последовательно либо увеличивались, либо уменьшались.

Прежняя цена билета была а рублей. после снижения цены билета количество проданных билетов увеличилась на р%, а выручка возросла нна с%. Найдите новую цену билета.

Магазин радиотоваров продал в первый рабочий день месяца 29 телевизоров. Каждый следующий рабочий день дневная продажа возрастала на некоторое количество телевизоров ежедневно, и месячный план продажи – 497 телевизоров – был выполнен досрочно, причем за целое число дней. После этого ежедневно продавался 71 телевизор. На сколько процентов был перевыполнен месячный план продажи телевизоров, если в месяце было 26 рабочих дней?

        

                                                                                           Задачи на равномерное движение

Сонаправленное и противоположно

направленное движение

Нахождение средней скорости

Движение по кругу

Базовая задача

Базовая задача

Базовая задача

Знакомая задача

Проехав за 1 час половину пути, шофер увеличил скорость на 15 км/ч,  и прошел вторую половину пути за 45 мин. С какой скоростью шла машина первую половину пути.

Мальчик за 25 мин прошел 1,2 км, затем полчаса отдыхал, а затем пробежал еще 800 м за 5 мин. Какова была его средняя скорость на всем пути?

Два гонщика стартуют одновременно из одной точки трека, имеющего форму окружности, и едут в одном направлении с постоянными скоростями. Первый гонщик, сделав 9 кругов догоняет второго в точке старта. Еще через 0,5 часа он обогнал второго уже на 1,5 круга, после старта. Сколько кругов в час делает каждый гонщик?

Модифицированная задача

Из пункта А в пункт В поплыл плот ,и одновременно с ним из пункта В в пункт А поплыла лодка .Через час они встретились в точке С, находящейся на расстоянии 3 км от пункта А и 6км от пункта В.Через сколько часов они встретятся снова, если лодка, достигнув пункта А, сразу же развернулась и отправилась обратно в пункт В?

Собственная скорость теплохода равна 25 км/ч, скорость течения реки равна 5 км/ч. Теплоход проплыл 6 часов  по течению реки и 4 часа против течения. Найдите среднюю  скорость теплохода на протяжении всего пути. Ответ дайте  в км/ч.

В 10 часов из пункта А круговой трассы, длина которой-80км/ч, одновременно в одном направлении стартовали два гонщика, скорость первого 92 км/ч второго-68 км/ч. В какое время первый гонщик будет опережать второго так, что величина опережения составит от четверти круга до половины?

Незнакомая задача

Катер должен проплыть по реке из пункта А в пункт В и обратно. Расстояние между А и В равно а, скорость течения реки равна v. Какова должна быть скорость катера,чтобы время движения было меньше t.

Первую часть пути гонщик двигался со скоростью v1, вторую часть – со скоростью v2 , третью – со скоростью v3. Какова средняя скорость гонщика на всей трассе, если длины участков относятся как 3:5:7?

Из пункта А круговой трассы, длина которой-80 км,одновременно в одном направлении стартовали два гонщика, скорость первого 92 км/ч, второго- 68 км/ч. Через сколько минут отношение пути, пройденного первым гонщиком, будет относиться к пути, пройденному вторым гонщиком как 3:2?

                                                                                                                               Задачи на работу

Базовая задача 1

Базовая задача 2

Знакомая задача

Первый работник может выполнить работу за t1 часов, а второй – за t2 часов. За сколько часов они выполнят всю работу?

Мастер делает в час целое число деталей, большее, чем 15, а ученик – на 5 деталей меньше. Один мастер выполняет заказ за целое число часов, а два ученика вместе – на 1 час быстрее. Из какого количества деталей состоит заказ?

Модифицированная задача

Двое рабочих выполняют определенную работу за 6 дней. Если первый рабочий будет работать в два раза быстрее, а другой в два раза медленнее, то эту работу они выполнят за 4 дня. За сколько дней выполнил бы работу каждый рабочий?

Три насоса, работая вместе, наполняют бассейн за 3 часа. Первый и второй насос, работая вместе, наполняют за 6 часов, а второй и третий, работая вместе, наполняют этот бассейн за 4.5 часа. За какое время наполнял бы этот бассейн каждый насос, работая в отдельности?

Незнакомая задача

Две трубы, работая одновременно, могли бы наполнить бассейн объемом 1200 м³ за 6 часов. Однако, начав работать одновременно со второй трубой, первая труба, накачав 500 м³ воды, увеличила производительность работы на 30 м³/час, а вторая, накачав 50 м³, увеличила свою производительность на 40 м³/час. В результате бассейн был заполнен за мéньшее, но также целое число часов. Определите, первоначальные производительности работы труб, если известно, что каждая из них выражается целым числом м³/час.

Двум рабочим и ученику поручили изготовить некоторое количество деталей. За одну смену они выполнили меньше половины задания. Заканчивать работу пришлось второму рабочему, который затратил на это еще две смены. Если бы им помогал еще один рабочий с такой же производительностью, как у первого, то за смену они сделали бы на 23 детали меньше задания. Если бы производительность ученика была вдвое больше, то после отработки одной смены им осталось бы сделать 32 детали. Сколько деталей надо было изготовить, если известно, что число деталей есть квадрат целого числа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продуктивность деятельности учителя в условиях профильного обучения

Продуктивность деятельности учителяв условиях профильного обучения(методическая работа представлена в форме мультимедийной презентации)...

Формирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута школьников в условиях профильного обучения

В статье представлен опыт работы по предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов. ...

Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают т...

Многоуровневая система учебных задач. Проектирование и использование в условиях профильного обучения

1. Различные технологии, применяемые на уроках (теория)     2. Основные этапы, применяемых технологий при работе на уроке над задачей....

Личностно ориентированное воспитание старшеклассников в условиях профильного обучения

Данная работа содержит анализ воспитательной работы в старших классах в условиях обучения по индивидуальным учебным планам. Статья содержит рекомендации для классного руководителя  по созданию бл...

Многоуровневая система учебных задач. Проектирование и использование в условиях профильной школы.

Построение многоуровневой системы задач по теме "Показательные уровнения" ( 11 класс )...