Рабочая программа по математике, 8 класс
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему

Медведева Татьяна Петровна
Рабочая программа учебного курса по математике для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с базисным учебным планом школы, с использованием примерной программы курса алгебры авторов Ю. Н. Макарычев и др., курса геометрии авторов Л. С. Атанасян и др. (М.: Просвещение,2009). Согласно Федеральному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики отводится 5 часов. Преподавание ведется по первому варианту Программы общеобразовательных учреждений. Составители: Бурмистрова Т. А.и Л. С. Атанасян ( Алгебра-105 часов, геометрия- 70 часов). Всего –175 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_8_kl_2014-2015.docx383.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новомеловатская средняя общеобразовательная школа

 «Рассмотрено»

Руководитель МО учителей физико-математического цикла

В. В. Левченко

Протокол № _ от

«___» ___08__2014 г

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР МКОУ

Новомеловатская  СОШ   И.И. Малёваный

 ________

«__»__08_ 2014 г

«Утверждаю»

Директор МКОУ Новомеловатская СОШ

А.Н. Протасов ________

Приказ №    _ от

«___»__08___ 2014г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по  математике 8 КЛАСС

учитель первой квалификационной категории

Медведева Татьяна Петровна

175 часов за год

5 часов в неделю

2014-2015 уч. год

Х. Хвощеватое


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05. 03. 2004г. № 1089»;
  3. Федерального  перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014-15 учебный год;
  4. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Геометрия    7-9. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.

Программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2013  и учебнику «Геометрия» 7—9 кл. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2012.

Программа рассчитана на 175часов.

  1. Учебного плана МКОУ Новомеловатская СОШ на 2014-2015 уч. год.;
  2. Устава МКОУ Новомеловатская СОШ.

Цель и задачи:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.

Требования к уровню подготовки обучающихся  в 8 классе

         

        В ходе преподавания математики в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса математики 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать[1]

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

АРИФМЕТИКА

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

АЛГЕБРА

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=), строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • понимания статистических утверждений.

ГЕОМЕТРИЯ

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебное и учебно-методическое обеспечение

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
  2. Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
  3. Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
  4. Примерная программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова –  М: «Просвещение», 2008. – с. 36-40)
  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
  6. Алгебра-8:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение, 2008 г год.
  7. Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С.Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2008.
  8. Уроки алгебры в 8 классе: кн. для учителя / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. — М.: Просвещение,  2009.
  9. Алгебра: дидакт. материалы для 8 кл. / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2010.
  10. Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение, 2009г.
  11. Геометрия. 7 – 9  классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. – М.: Прсвещение, 2010. – 384 с.
  12.  Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  13. Фарков А.В. Тесты по геометрии. 8 класс. – М.: Экзамен, 2009. – 110 с.
  14. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 8 класс / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – М.: Просвещение, 2010. – 129 с.
  15. Атанасян Л.С. Геометрия. Рабочая тетрадь. 8 класс / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2010. – 65 с.
  16. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. – М.: ВАКО, 2010. – 367 с.
  17. Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7 – 9 классах: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.

Учебно-методический комплект ученика:

- Алгебра-8:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение, 2009 – 2010 год.

- Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение, 2007г.

- Геометрия:   учеб.   для   7—9 кл. / [Л. С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2009.


ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

Раздел алгебра

Глава 1. Рациональные дроби (30 часов)

        Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = и её график.

Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

        Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с обучающимися преобразования целых выражений.

        Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание.

        При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.

        Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции у =. 

Глава 2. Квадратные корни (26 часов)

        Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = , её свойства и график.

Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные обучающимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.

        При введении понятия корня полезно ознакомить обучающихся с нахождением корней с помощью калькулятора.

Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество =, которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.

Продолжается работа по развитию функциональных представлений обучающихся. Рассматриваются функция у=, её свойства и график. При изучении функции у=, показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥ 0.

 Глава 3. Квадратные уравнения (30 час)

        Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

Цель: выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются  алгоритмы  решения  неполных  квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а  0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.

Глава 4. Неравенства (24 часа)

        Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Цель: ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной Погрешности и точности приближения, относительной погрешности.Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.

В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление обучающихся с понятиями пересечения и объединения множеств.

При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а<0.

В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.

Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики (15 часов)

        Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.

Цель: выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.

В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.

Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Обучающимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Известные обучающимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.

6. Повторение (15 часов)

             Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса.

Раздел геометрия

Глава 5.  Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Глава 6.  Площадь (14 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Глава 7. Подобные треугольники (19 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках  в  прямоугольном  треугольнике.   Дается  представление о методе подобия в задачах на построение.

        В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Глава 8. Окружность (16 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная  и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

Повторение. Решение задач. (4 часа)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.

Учебно-тематический план

Название раздела

Кол-во часов

В том числе:

Уроков

К / Р

1

Рациональные дроби

23

21

2

2

Четырехугольники

14

13

1

3

Квадратные корни

20

18

2

4

Площадь

14

13

1

5

Квадратные уравнения

23

21

2

6

Подобные треугольники

18

16

2

7

Неравенства

20

18

2

8

Окружность

16

15

1

9

Степень с целым показателем. Элементы статистики

12

11

1

10

Итоговое повторение

15

14

1

ИТОГО:

175

160

15

Тема урока

Дата проведения

план

факт

Рациональные дроби (23 часов)

Рациональные выражения

1.09

Рациональные выражения

2.09

Основное свойство дроби. Сокращение дробей

4.09

Основное свойство дроби. Сокращение дробей

5.09

Основное свойство дроби. Сокращение дробей

6.09

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

8.09

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

9.09

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

11.09

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

12.09

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

13.09

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

15.09

Контрольная работа № 1 по теме: «Сложение и вычитание дробей»

16.09

Умножение дробей. Возведение дроби в степень

18.09

Умножение дробей. Возведение дроби в степень

19.09

Деление дробей

20.09

Деление дробей

22.09

Преобразование рациональных выражений

23.09

Преобразование рациональных выражений

25.09

Преобразование рациональных выражений

26.09

Функция у= к/х  и её график

27.09

Функция у= к/х и её график

29.09

Обобщающий урок по теме «Умножение и деление рациональных дробей»

30.09

Контрольная работа №2  по теме «Умножение и деление  рациональных дробей»

2.10

Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник. Выпуклый многоугольник

3.10

Четырехугольник

4.10

Параллелограмм

6.10

Свойства и признаки параллелограмма

7.10

Решение задач на свойства и признаки параллелограмма

9.10

Трапеция

10.10

Теорема Фалеса

11.10

Задачи на построение циркулем и линейкой.

13.10

Прямоугольник

14.10

Ромб и квадрат

16.10

Решение задач по теме «Прямоугольник, ромб, квадрат»

17.10

Осевая и центральная симметрии

18.10

Решение задач по теме «Четырехугольники»

20.10

Контрольная  работа №3 по теме «Четырехугольники»

21.10

Квадратные корни (20 часов)

Рациональные числа

23.10

Иррациональные числа

24.10

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

25.10

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

27.10

Уравнение x2

28.10

Нахождение приближенных значений квадратного корня

30.10

Функция   и ее график

31.10

Функция   и ее график

1.11

Квадратный корень из произведения и дроби

10.11

Квадратный корень из степени

11.11

Квадратный корень из  произведения, дроби  и степени

13.11

Контрольная работа №4 «Свойства арифметического квадратного корня»

14.11

Анализ контрольной работы. Вынесение множителя из-под знака корня.

15.11

Внесение множителя под знак корня

17.11

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

18.11

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

20.11

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

21.11

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

22.11

Обобщающий урок по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»

24.11

Контрольная работа №5 по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»

25.11

Площадь (14 часов)

Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата

27.11

Площадь прямоугольника

28.11

Площадь параллелограмма

29.11

Площадь треугольника

1.12

Площадь трапеции

2.12

Площадь трапеции

4.12

Решение задач по теме «Площадь»

5.12

Решение задач по теме «Площадь»

6.12

Теорема Пифагора

8.12

Теорема, обратная теореме Пифагора

9.12

Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы

11.12

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

12.12

Обобщение темы  «Площадь»

13.12

Контрольная работа№6 по теме «Площадь»

15.12

Квадратные уравнения (23 час)

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения

16.12

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения

18.12

Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена

19.12

Решение квадратных уравнений по формуле

20.12

Решение квадратных уравнений по формуле

22.12

Решение задач с помощью квадратных уравнений

23.12

Решение задач с помощью квадратных уравнений

25.12

Решение задач с помощью квадратных уравнений

26.12

Теорема Виета

27.12

Теорема Виета

12.01

Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения».

13.01

Контрольная работа №7 по теме «Квадратные уравнения».

15.01

Решение дробных рациональных уравнений

16.01

Решение дробных рациональных уравнений

17.01

Решение дробных рациональных  уравнений

19.01

Решение дробных рациональных  уравнений

20.01

Решение задач с помощью рациональных уравнений

22.01

Решение задач с помощью рациональных уравнений

23.01

Решение задач с помощью рациональных уравнений

24.01

Решение задач с помощью рациональных уравнений

26.01

Графический способ решения уравнений

27.01

Обобщающий урок по теме «Дробные рациональные уравнения»

29.01

Контрольная работа №8 по теме «Дробные рациональные уравнения»

30.01

Подобные треугольники (18 часов)

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников

31.01

Отношение площадей подобных треугольников

2.02

Первый признак подобия треугольников

3.02

Второй признак подобия треугольников

5.02

Третий признак подобия треугольников

6.02

Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»

7.02

Контрольная работа №9 «Признаки подобия треугольников»

9.02

Средняя линия треугольника

10.02

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

12.02

Измерительные работы на местности

13.02

Свойство медиан треугольника

14.02

Задачи на построение

16.02

Задачи на построение методом подобия треугольников

17.02

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

19.02

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°

20.02

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника

21.02

Решение задач по теме «Применение подобия к решению задач»

23.02

Контрольная работа №10 по теме «Применение подобия к решению задач»

24.02

Неравенства (20 часа)

Числовые неравенства.

26.02

 Свойства числовых неравенств

27.02

Сложение и умножение числовых неравенств

28.02

Сложение и умножение числовых неравенств

2.03

Погрешность и точность приближения

3.03

Обобщающий урок по теме «Свойства числовых неравенств»

5.03

Контрольная работа № 11 по теме «Числовые неравенства и их свойства»

6.03

Пересечение и объединение множеств

7.03

Числовые промежутки

9.03

Решение неравенств с одной переменной

10.03

Решение неравенств с одной переменной

12.03

Решение неравенств с одной переменной

13.03

Решение неравенств с одной переменной

14.03

Решение систем неравенств с одной переменной

16.03

Решение систем неравенств с одной переменной

17.03

Решение систем неравенств с одной переменной

19.03

Решение систем неравенств с одной переменной

20.03

Доказательство неравенств

21.03

Доказательство неравенств

30.03

Контрольная работа №12 по теме «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной»

31.03

Окружность (16 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности

2.04

Касательная к окружности

3.04

Касательная к окружности. Решение задач

4.04

Касательная к окружности. Решение задач

6.04

Центральный угол. Градусная мера дуги окружности

7.04

Теорема о вписанном угле

9.04

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

10.04

Свойства биссектрисы угла

11.04

Серединный перпендикуляр

13.04

Теорема о точке пересечении высот треугольника

14.04

Вписанная окружность

16.04

Описанная окружность

17.04

Решение задач по теме «Окружность»

18.04

Решение задач по теме «Окружность»

20.04

Решение задач по теме «Окружность»

21.04

Контрольная работа №13 по теме «Окружность»

23.04

Степень с целым показателем. Элементы статистики (12 часов)

Определение степени с целым отрицательным показателем

24.04

Определение степени с целым отрицательным показателем

25.04

Свойства степени с целым показателем

27.04

Свойства степени с целым показателем

28.04

Свойства степени с целым показателем

30.04

Стандартный вид числа

1.05

Стандартный вид числа

2.05

Контрольная работа №14 по теме «Степень с целым показателем»

4.05

Сбор и группировка статистических данных

5.05

Сбор и группировка статистических данных

7.05

Наглядное представление статистической информации

8.05

Наглядное представление статистической информации

9.05

Итоговое повторение (15 часов)

Квадратные уравнения.

11.05

Дробные рациональные уравнения.

12.05

Неравенства и системы неравенств.

14.05

Степень с целым показателем.

15.05

Решение текстовых задач

16.05

Решение текстовых задач

18.05

Итоговая контрольная работа.

19.05

Четырехугольники.

21.05

Площадь.

22.05

Признаки подобия треугольников.

23.05

Окружность

25.05

Решение задач повышенной сложности

26.05

Решение задач повышенной сложности

28.05

Итоговый тест

29.05

Итоговый урок

30.05

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Контрольная работа №1.

Тема: «Рациональные выражения. Сложение и вычитание дробей».

Вариант 1.

1.Сократить дробь:

а); б) в).

2.Представить в виде дроби:

а) б)в).

3.Найти значение выражения  при а = .

4. Упростить выражение

5.При каких целых значениях а является целым числом значение выражения ?

Контрольная работа №1.

Тема: «Рациональные выражения. Сложение и вычитание дробей».

Вариант 2.

1.Сократить дробь:

а); б) в).

2.Представить в виде дроби:

а) б)в)

3.Найти значение выражения  при х =

4. Упростить выражение

5.При каких целых значениях b является целым числом значение выражения ?

Контрольная работа № 2

Тема: «Произведение и частное дробей. Функция  y =

Вариант 1.

  1. Представить в виде дроби:

а)  б); в);  г)

2. Построить график функции у =. Какова область определения функции? При каких значениях  х функция принимает отрицательные значения?

3. Доказать, что при всех значениях b≠ ± 1 значение выражения

 не зависит от b.

4. При каких значениях а имеет смысл выражение?

Контрольная работа № 2

Тема: «Произведение и частное дробей. Функция  y =

Вариант 2.

  1. Представить в виде дроби:

      а) ; б); в); г).

 2. Построить график функции у =. Какова область определения функции? При каких значениях  х функция принимает положительные значения?

3. Доказать, что при всех значениях х ≠ ± 2 значение выражения

  не зависит от х.

4.При каких значениях b имеет смысл выражение ?

Контрольная работа №3

Тема: «Арифметический квадратный корень»

Вариант1.

1.Вычислить:

а)  б);   в).

2.Найти значение выражения:

а)  б);  в); г)

3.Решить уравнение: а) ;  б) .

4. Упростить выражение: а); б)

5. Указать две последовательные десятичные дроби с одним знаком после запятой, между которыми заключено число

6.При каких значениях переменной  имеет смысл выражение ?

Контрольная работа №3

Тема: «Арифметический квадратный корень»

Вариант 2.

1.Вычислить:

а)  б);   в).

2.Найти значение выражения:

а)  б);  в); г)

3.Решить уравнение: а) ;  б) .

4. Упростить выражение: а); б)

5. Указать две последовательные десятичные дроби с одним знаком после запятой, между которыми заключено число

6.При каких значениях переменной  имеет смысл выражение ?

Контрольная работа № 4

Тема: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»

Вариант 1.

1.Упростить выражение:

а) ; б); в) 

2. Сравнить:

3. Сократить дробь:

а)  б).

4. Освободите дробь от знака корня в знаменателе:

а)  б)

5. Доказать, что значение выражения  есть число рациональное.

6. При каких значениях  а дробь  принимает наибольшее значение?

Контрольная работа № 4

Тема: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»

Вариант 2.

1.Упростить выражение:

а) ; б); в) 

2. Сравнить:

3. Сократить дробь:

а)  б).

4. Освободите дробь от знака корня в знаменателе:

а)  б)

5. Доказать, что значение выражения  есть число рациональное.

6. При каких значениях х дробь  принимает наибольшее значение?

Контрольная работа № 5

Тема: « Квадратное уравнение. Теорема Виета»

Вариант 1.

  1. Решить уравнение:

     а)              б)           в)    г)  .

2.  Периметр прямоугольника равен  . Найти его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна

3. В уравнении  один из его корней равен . Найти другой корень и коэффициент p.

Контрольная работа № 5

Тема: « Квадратное уравнение. Теорема Виета»

Вариант 2.

1.Решить уравнение:

     а)      б)    в)    г)  .

2.  Периметр прямоугольника равен  . Найти его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна

3. В уравнении  один из его корней равен . Найти другой корень и  свободный член g.

Контрольная работа № 5

Тема: « Квадратное уравнение. Теорема Виета»

Вариант 1.

  1. Решить уравнение:

     а)              б)           в)    г)  .

2.  Периметр прямоугольника равен  . Найти его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна

3. В уравнении  один из его корней равен . Найти другой корень и коэффициент p.

Контрольная работа № 5

Тема: « Квадратное уравнение. Теорема Виета»

Вариант 2.

1.Решить уравнение:

     а)      б)    в)    г)  .

2.  Периметр прямоугольника равен  . Найти его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна

3. В уравнении  один из его корней равен . Найти другой корень и  свободный член g.

Контрольная работа № 6

Тема: « Дробные рациональные уравнения»

Вариант 1.

1. Решить уравнение:

а) ;                б)

2. Из пункта А в пункт В велосипедист проехал по одной дороге длиной , а обратно возвращался по другой дороге, которая была короче первой на . Хотя на обратном пути велосипедист уменьшил скорость на , он все же на обратный путь затратил времени на  меньше, чем на путь из А в В. С какой скоростью ехал велосипедист из А в В?

Контрольная работа № 6

Тема: « Дробные рациональные уравнения»

Вариант 2.

1. Решить уравнение:

а) ;                б)

2.Катер прошел  против течения реки и  по течению. При этом он затратил столько времени, сколько бы ему потребовалось бы, если бы он шел  по озеру. Какова собственная скорость катера, если известно, что скорость течения реки равна ?

Контрольная работа №7

Тема: « Числовые неравенства. Сложение и умножение числовых неравенств»

Вариант 1.

  1. Доказать неравенство:

а) ;     б).

2.Известно, что . Сравнить:

а)  и ; б)  и;   в) и .

Результат сравнения записать в виде неравенства.

3. Известно, что Оценить:

а) ;   б).

4. Оценить периметр и площадь прямоугольника со сторонами см  и см, если известно, что ,  

5. К каждому из чисел  прибавили одно и то же число . Сравнить произведение  крайних членов получившейся последовательности с произведением средних членов.

Контрольная работа №7

Тема: « Числовые неравенства. Сложение и умножение числовых неравенств»

Вариант 2.

1.Доказать неравенство:

а) ;     б).

2.Известно, что . Сравнить:

а)  и ; б)  и;   в) и .

Результат сравнения записать в виде неравенства.

3. Известно, что Оценить:

а) ;   б).

4. Оценить периметр и площадь прямоугольника со сторонами  см  и см, если известно, что ,  

5. Даны четыре последовательных натуральных числа. Сравнить произведение  первого и последнего из них с произведением двух средних чисел.

Контрольная работа №8

Тема: « Числовые неравенства. Неравенства с одной переменной и их системы»

Вариант 1.

1.Решить неравенство:

а)             б)         в)

2. При каких  значение дроби  меньше соответствующего значения дроби  

3.Решить систему неравенств:

а)               б)

4. Найти целые решения системы неравенств

                                         

5.При каких значениях  имеет смысл выражение

6. При каких значениях  множеством решений неравенства  является числовой промежуток

Контрольная работа №8

Тема: « Числовые неравенства. Неравенства с одной переменной и их системы»

Вариант 2.

1.Решить неравенство:

а)             б)         в)

2. При каких  значение дроби  больше соответствующего значения дроби  

3.Решить систему неравенств:

а)               б)

4. Найти целые решения системы неравенств

                                         

5.При каких значениях  имеет смысл выражение

6. При каких значениях  множеством решений неравенства  является числовой промежуток

Контрольная работа №9

Тема: «Степень с целым показателем»

Вариант 1.

1. Найти значение выражения:

а) ;       б) ;   в) .

2. Упростить выражение: а) ;             б) .

3. Преобразовать выражение: а)        б)

4. Вычислить:

5. Представить произведение  в стандартном виде числа.

6. Представить выражение  в виде рациональной дроби.

Контрольная работа №9

Тема: «Степень с целым показателем»

Вариант 2.

1. Найти значение выражения:

а) ;       б) ;   в) .

2. Упростить выражение: а) ;             б) .

3. Преобразовать выражение: а)        б)

4. Вычислить:

5. Представить произведение  в стандартном виде числа.

6. Представить выражение  в виде рациональной дроби.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Итоговая (тестовая) контрольная работа

 Часть 1.  В заданиях первой части нужно выбрать правильный ответ, обведя его  или подчеркнув,  либо вписать ответ в специально отведенное место

  1. Упростить выражение .

Ответ:_________________________

2.Чему равно значение выражения ?

А. 5400       Б. 540   В.  54      Г.5,4

3.Найти значение выражения  при а =

А. 64      Б.-64        В.       Г.

4.Какое из приведенных чисел является лучшим приближением числа?

А.3,3     Б.3,4      В.3,5      Г.3,2

5.Какое из данных чисел не принадлежит области определения функции ?

А. -4    Б. 5      В. 6       Г.7

6. Какое из двойных неравенств не является верным?

А.        Б.     В.   Г. .

7.Графиком какой из указанных функций является гипербола?

А.         Б.            В.       Г..

8. В каких координатных четвертях расположен график функции ?

Ответ:______________

9.На каком рисунке верно показано множество решений неравенства

≥19

Безымянный

10. Какую из указанных статистических характеристик можно найти в таблице частот, не выполняя вычислений?

А.Среднее арифметическое        Б.Мода      В. Медиана  Г. Размах

11. Катер прошел 40 км  по течению реки 6 км против течения, затратив на весь путь  3 ч. Найти скорость катера в стоячей воде, если известно, что скорость  течения равна 2 км/ч

Обозначив через х км/ч скорость катера в стоячей воде, составили уравнения. Какое из них составлено верно?

А.    Б.     В.  Г.

Часть 2. При выполнении заданий части 2  запишите подробное решение и ответ.

12. Решить уравнение:

Решение:

Ответ:__________________

13.Решить систему неравенств:

Решение:

Ответ:____________________


Ключ ответов к Тестовой работе по алгебре

задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Ответ

Б

А

А

Г

Б

В

I и III

А

Б

Г

х1=-;

х2=

За  верно выполненное задание из части 1 - 1 балл  (максимально 11 баллов)

За верно выполненное задание из части 2 - 2 балла (максимально 4 балла)

Итого за работу 15 баллов

Число набранных баллов

Оценка за работу

15

5

11-14

4

7-10

3

Ниже 7

2


[1]         Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...