Открытый урок
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Открытый урок в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Признаки делимости на 10, на 5 и  на 2»

Тип урока: урок «открытия» нового материала.


 
Цели урока

  • содержательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися признаков, позволяющих без непосредственного деления определять делимость на 2, на 5, на 10;
  • деятельностная: формирование умений новых способов действий): формировать у учащихся навыки определения чисел, делящихся на 2, на 5, на 10 без непосредственного деления, а на основании признаков делимости;
  • развивающая: развивать навык устного счета, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие мыслительных действий: анализ, сравнение, обобщение, классификация, развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке, развитие интереса учащихся к изучению математики  через инновационные технологии.

 Оборудование: ПК, проектор,  презентация Microsoft PowerPoint, учебник.
 
Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие учащихся). 
  2. Постановка учебной задачи 
  3.  «Открытие» детьми нового.
  4.  Физкультминутка  
  5. Первичное закрепление 
  6. Применение новых знаний 
  7. Итоги урока. Рефлексия.


 
 1.Организационный момент (приветствие учащихся). Наш урок я хочу начать со слов 

 Предмет математика настолько серьезен, 

 что полезно не упускать случаев 
делать его немного занимательным.
Блез Паскаль

.
 
 Как вы думаете, почему я выбрала эти слова? У нас сегодня необычный урок. Запишите в тетради число, классная работа.
  
2.Постановка учебной задачи

Скоро Новый год и сегодня мы с вами окажемся в сказке. 
Шел по лесу Дед Мороз
Мимо кленов и берез,
Мимо просек, мимо пней,
Шел по лесу восемь дней.
-И пришёл к своему дому. Но вот беда – Ключ от своего дома Дед Мороз потерял, до Нового года 14 дней, а он не все подарки успел собрать.

Давайте попробуем помочь Деду Морозу. Для начала нам нужно подобрать кодовое слово для того, чтобы открыть дом Деда мороза.

Расшифруйте слово.

1. НОД(12, 18)=               (и)

2. НОК(4; 20)=                 (з)

3. НОК(9;4)=                     (к)

4.НОД(15;6)=                   (р)

5. НОК(3;8)=                     (н)

6. НОД(13;25)=                 (п)

7. НОК(5;7)=                     (а)

1

3

6

20

24

35

36

п

р

и

з

н

а

к

Перед нами мешки с конфетами, мандаринами, орехами. Всё Снегурочка перепутала. Как найти нужный мешок?  
Развязывать все некогда – дети подарки ждут. Вспомнил тут Дед Мороз, что на мешках с конфетами – числа, кратные 2; с мандаринами – кратные 5, с орехами – кратные 10. 
-А что значит кратные? Не справится Дед Мороз без нас — нужно помогать. Ваша задача: как можно быстрее отыскать мешки с конфетами, с мандаринами, с орехами. Заполните в парах таблицу. 
46, 14, 25, 110,  235, 55, 62, 28, 11, 95, 40, 85, 57, 172, 80, 56 (слайд)
   -
А как вы определили, что число делится на 2? на 5? на 10? 
-
А можно ли, не выполняя, деление определить, делится ли число на 2, на 5, на 10?
-
Ребята, какая у нас сегодня цель урока?
 
Учебная задача: найти способы быстрого определения делится ли число на данное число без выполнения деления.
 
  3. «Открытие» детьми нового.

-Найдем кратные чисел 2, 5, 10. 
-Как удобнее их искать?
-Можно ли найти все кратные?
-А теперь посмотрите, подумайте :
1 колонка: что общего у чисел, делящихся на 2?/ Оканчиваются на 0, 2, 4, 6, 8
2 колонка: что общего у чисел, делящихся на 5?/ Оканчиваются на 5, 0
3 колонка: что общего у чисел, делящихся на 10?/ Оканчиваются на 0
-
С помощью каких примет можно определить делимость чисел на 2, 5, 10?
-В математике такие приметы называют признаками деления.
-
А что такое признак?/Доклад учащегося о значении слова «признак» из толковых словарей С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова/.
 
Признак делимости — правило, позволяющее сравнительно быстро определить, является ли число кратным заранее заданному  без необходимости выполнять фактическое деление. 

-Какая тема урока?
 
Признаки делимости на 2, 5,10.  Записываем тему в тетрадь.
Итак, сделаем вывод о делимости чисел, опираясь на данные нашей заполненной таблицы.(-Если число   оканчивается  одной из цифр 0,2,4,6,8, то оно делится на 2.
-Если число оканчивается на 0 или 5, то оно делится на 5.
-Если число оканчивается
 цифрой 0, то оно делится на 10.)
-
Где, как вы думаете, можно применить признаки делимости?

(При делении многозначных чисел, в магазине,решая вопрос о том, хватает ли денег на покупку нескольких одинаковых товаров,во время ремонта, при сервировке стола, при раскрое ткани для одинаковых костюмов).
 
 4. Физкультминутка (1 мин)

Ученики встают, если учитель диктует верное утверждение, они хлопают; если не правильное – топают.

  • 1 – простое число;
  • Все простые числа нечетные;
  • Если число а делится без остатка на число в, то число называется кратным числа в.
  • НОД это наименьший общий делитель;
  • 16 четное число;
  • Числа 2 и 7 взаимопростые;
  • 15 является кратным для числа пять;
  • Натуральное число, имеющее более двух делителей называется простым.

А теперь давайте вспомним, наш урок я начала со слов известного математика Блеза Паскаль. Я предлагаю вам послушать небольшой доклад о его жизни и трудах. Слушайте внимательно и постарайтесь понять, почему слова именно этого математика я выбрала.

 5. Первичное закрепление (3 мин)
1. На печатных листах № 2

Выполнение заданий. (два ученика решают самостоятельно за доской, остальные на местах.

1 ученик решает 1 и 3 задания, второй – 2 и 3 задания. Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 2:
54 699; 691 544; 12 900; 235 677; 41 352; 512 003
Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 5:
34 600; 670 855; 67 899; 451 552; 13 565; 567 714
Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 10:
12 350; 347 908; 67 700; 456 899; 56 000; 410 365

 6. Применение новых знаний.(6 +5+2 мин)

1.. Задание из учебника: №372 самостоятельно по вариантам

Вариант 1 –а,в

Вариант 2 –б,г

Взаимопроверка. Ответы высвечены на слайде.

2. На печатных листах № 3

Используя каждую из цифр  0 ,  5   и  8 один раз, составьте все возможные трехзначные числа:   

 а) кратные 10;( 1 ряд)

б) кратные 2: , ( 2 ряд)

 в) кратные 5:  ( 3 ряд)

(слайд) 

3. Обсудить решение задачи, которая пойдёт как часть домашнего задания

За три дня собрали 613 кг мандаринов. В первый день собрали 282 кг, а во второй 186 кг мандаринов. Сколько килограммов мандаринов собрали за третий день? Можно ли все собранные за третий день мандарины, погрузить поровну в  пять машин? 

  1. Домашнее задание

У. стр.106-107 выписать в книжку малышку признаки делимости на 2, на 5 и на 10

№371, № 3

  8. Итоги урока. Рефлексия. (3 мин)
1. Что исследовали на уроке?

В оценочном листе поставьте себе оценку за работу на уроке. Кто из вас поставил себе 5,4,3,2?

2.С какими признаками делимости вы сегодня познакомились?

3. Для чего нужны признаки делимости?

4. Какой вид работы понравился на уроке?

5. Какие трудности испытали при выполнении заданий?

Выставление оценок за урок.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Признаки делимости на 2, на 5 и на 10

Учитель Алтухова Е. А.

Предмет     математика

Класс  - 5 В

Авторы УМК - Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б.

Тема урока: Признаки делимости на 2, на 5 и на 10

Тип урока: урок открытия нового знания  

Цели урока:

  • Образовательная:  формирование умений новых способов действий,  формировать у учащихся навыки определения чисел, делящихся на 2, на 5, на 10 без непосредственного деления, а на основании признаков делимости;
  • Развивающая:  формирование умения анализировать и систематизировать знания, полученные опытным путем.
  • Воспитательная:  воспитание умений  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность

       Планируемые результаты: 

Личностные:  уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи , слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Метапредметные:  уметь  понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом

Предметные: знание признаков делимости на 2, на 5 и на 10; умение  самостоятельно использовать признаки для решения примеров и задач.

 Дидактические средства:

  • для учителя – презентация
  • для учащихся – тетрадь, учебник, карточки с тестом

Дидактическая структура урока (Этапы)

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности

Создать благоприятный

психологический

настрой на работу

1

Приветствие, мобилизация

внимания детей.

Сообщает ,что сегодня урок открытия новых знаний

Озвучивает эпиграф к уроку

Включаются в деловой

ритм урока

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные формирование  умения слушать и слышать

2. Актуализация знаний

(устная работа)

Актуализация опорных знаний и способов деятельнос

ти

7

1. Организует устную работу

2) Проводит параллель с ранее изученным материалом.

  3) Предлагает работу в группах

1. Отвечают на вопросы

1) Находят НОД и НОК данных чисел. Заполняют таблицу.

Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Познавательные:

осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

2. Постановка учебной задачи.

Постановка цели  урока

2

Активизирует знания учащихся. При помощи вопросов учитель подводит учащихся к формулировке задачи урока

Отвечают на вопросы.

Ставят учебную задачу

Регулятивные - целеполагание, коммуникативные - постановка вопроса, познавательные -формулирование проблемы.

самостоятельность

3. «Открытие» нового

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

15

Задаёт вопрос о теме урока, предлагает сформулировать цели  урока. Помогает сформулировать признаки делимости, анализируя данные таблицы.

Отвечают на вопросы. Определяют тему  и цель урока. Формулируют признаки делимости, анализируя данные таблицы.

Регулятивные: целеполагание

 волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей , аргументация своего мнения

Познавательные:

проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

4. Физкультми

нутка

1

Выполняют движения по образцу

Коммуникативные:  уметь коллективно  выполнять физические упражнения по команде.

5. Первичное закрепление

Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

4

1.   Предлагает выполнить упражнение на распечатанных листах самостоятельно с последующей проверкой

1. Работают самостоятельно. Записывают в тетрадях решение и результат.

2.Работающие у доски проговаривают признаки. Отвечают на дополнительные вопросы вопрос.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий

Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности и  согласование общего решения ,использование речевых средств для решения коммуникационных задач

6Включение нового знания в систему знаний

3

Предлагает

Составить из трёх цифр различные трехзначные числа, кратные 2,5 и 10.

Учитель направляет и контролирует правильное оформление решения и речь учащихся

1. Работают в парах Записывают в тетрадях решение и результат.

2.Работающие у доски проговаривают алгоритм Отвечают на дополнительные вопросы вопрос.

  Регулятивные 

оценка, коррекция

Познавательные 

умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

 Коммуникативные умение осознавать ответственность за

общее дело;

6. Первичный контроль (самостоятельная работа)

Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков

6

Предлагает выполнить самостоятельную работу  и осуществить взаимную проверку по эталону

1. Самостоятельно решают задания

2. Записывают ответы в тетрадях.

3 Меняются тетрадями и проверяют по эталону

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Коммуникативные:

7.Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

3

Предлагает записать домашнее задание в дневник

У стр 106-107 признаки

 У  №371

№369

 

Записывают домашнее задание

Регулятивные:

Соотносить то , что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.

8.Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми

3

1. Предлагает

2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к  работе на уроке

3. Выставляет оценки

1. Отвечают на вопросы

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, аргументировать их



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...