Урок по математике 5 класс "Объём прямоугольного параллелепипеда"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Артеменко Наталья Гавриловна

Урок обобщения и систематизация знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Владимировская школа»

Конспект урока по математике 5 класс

по теме: «Объём прямоугольного параллелепипеда»

Подготовила и провела: Артеменко Н.Г.

учитель математики

2015 г.

Урок математики в 5 классе

Тема: Объем прямоугольного параллелепипеда

Цель: сформировать у учащихся представление об объёме фигуры, научить устанавливать связи между единицами измерения объёма.

Задачи

  • Обучающие: сформировать понятия объема, вывести формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда, дать понятие единиц измерения объема.
  • Развивающие: развитие пространственного мышления, развитие практического мышления, развитие навыка самостоятельности в работе.
  • Воспитательные: воспитание интереса к изучению геометрии.

Оборудование: модели геометрических фигур (плоские и пространственные).

Техническое оснащение: мультимедийная установка, экран, компьютеры.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока, цели и задач урока

Сегодня на уроке мы поговорим об объемах, узнаем как находить объем прямоугольного параллелепипеда, какие единицы измерения объемов есть, где можно применить полученные знания

Запись на экране.

  • Объемы
  • Прямоугольный параллелепипед
  • Объем прямоугольного параллелепипеда
  • Единицы измерения объемов
  • Применение полученных знаний

III. Актуализация знаний учащихся.

  • Что же такое объем?
  • С такой величиной, как объём вы часто встречаетесь в повседневной жизни: объём топливного бака, объём бассейна, объем классной комнаты. Что же мы знаем о прямоугольном параллелепипеде? И что нового узнаем-выясним сегодня на уроке?

IV. Объяснение нового материала.

  • На уроках математики вы знакомились с разными геометрическими  фигурами
  • Какие геометрические фигуры вы знаете?

(Учащиеся демонстрируют модели фигур: треугольники, квадрат, четырехугольник, шар, прямоугольный параллелепипед, куб.)

  • Назовите элементы прямоугольного параллелепипеда.
  • Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?
  • Какую форму они имеют?
  • Сколько вершин имеет прямоугольный параллелепипед?
  • Сколько ребер имеет прямоугольный параллелепипед? Назовите ширину, длину, высоту. (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы).
  • Мы умеем измерять длину отрезка, площадь прямоугольника, квадрата?
  • Каким образом можно решить следующую задачу:

«Бассейн прямоугольной формы заполняется водой. Сколько воды заливается в бассейн глубиной 2м, если его длина 50м, а ширина 20м?»

(Учащиеся пытаются решить данную проблему и приходят к выводу, что есть еще одна единица измерения - величина с помощью которой можно измерить объемы)

Вывод: Любая пространственная фигура  занимает часть пространства, т.е. имеет объем. Для измерения объемов вводиться единицы измерения.

- Для того,  чтобы решить поставленную задачу, необходимо найти формулу объема прямоугольного параллелепипеда.

Вывод. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению его длины, ширины и высоты.

V=a·b·c - запись в тетрадь.

Вернемся к задаче:

 Какой объем воды заливается в бассейн? (V=50·20·2 м)

С какой формулой сегодня познакомились? Для чего нужна данная формула?

(вывод делают учащиеся)

V. Закрепление знаний.

  1. Вычислите объём прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны 12м, 15м, 6м.

  1.  Ширина прямоугольного параллелепипеда равна 15дм, длина — на 3 дм больше ширины, а высота — в 3 раза меньше длины. Найдите объём данного параллелепипеда.

3) На парте у каждого таблица: требуется  заполнить таблицу, используя формулу объема прямоугольного параллелепипеда.

              (Работы фронтально проверяется, оценивается учащимися, сдаются учителю)

4) Закрепляем через выполнение заданий из учебника..

VI. Подведение итогов

- С какой формулой мы сегодня познакомились?

- Прочитаем эту формулу.

- Каким образом можно вычислить объем  прямоугольного параллелепипеда?

- Какие единицы измерения вы знаете?

- Где можно использовать полученные знания?

VII. Домашнее задание:

       п. 23

       №623

       №644

вопросы 1-4.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание: заполнить таблицу, используя формулу объема прямоугольного параллелепипеда

а

в

с

V

Верно,неверно выполнено задание

3

4

5

….

….

2

5

30

4

….

8

6

10

20

….

1000

5

5

5

Задание: заполнить таблицу, используя формулу объема прямоугольного параллелепипеда

а

в

с

V

Верно,неверно выполнено задание

3

4

5

….

….

2

5

30

4

….

8

6

10

20

….

1000

5

5

5

Задание: заполнить таблицу, используя формулу объема прямоугольного параллелепипеда

а

в

с

V

Верно,неверно выполнено задание

3

4

5

….

….

2

5

30

4

….

8

6

10

20

….

1000

5

5

5

Задание: заполнить таблицу, используя формулу объема прямоугольного параллелепипеда

а

в

с

V

Верно,неверно выполнено задание

3

4

5

….

….

2

5

30

4

….

8

6

10

20

….

1000

5

5

5

Задание: заполнить таблицу, используя формулу объема прямоугольного параллелепипеда

а

в

с

V

Верно,неверно выполнено задание

3

4

5

….

….

2

5

30

4

….

8

6

10

20

….

1000

5

5

5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА Подготовила: Артеменко Н.Г. учитель математики

Слайд 2

«…Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил» Л. Н. Толстой

Слайд 3

Самостоятельная работа по карточкам Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен: 1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом. 2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом. 3. У куба все грани являются квадратами. 4. У параллелепипеда 8 ребер. 5. У куба все ребра равны. 6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками.

Слайд 4

Правильные ответы на вопросы 1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом. 2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом. 6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками. 3. У куба все грани являются квадратами. 4. У параллелепипеда 8 ребер. 5. У куба все ребра равны. - + + + + -

Слайд 5

Длина (а) Ширина (b) Высота (c) V= a b с Объем прямоугольного параллелепипеда

Слайд 6

Запомни эту формулу! Для вычисления объема куба: V = a³

Слайд 7

Физкультминутка Раз – подняться на носки и улыбнуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть.

Слайд 8

ЗАДАЧИ 1. Вычислите объём прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны 12м, 15м, 6м. 2. Ширина прямоугольного параллелепипеда равна 15дм, длина — на 3 дм больше ширины, а высота — в 3 раза меньше длины. Найдите объём данного параллелепипеда.

Слайд 9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Стр 154-155, п. 23 ( учить формулы) Стр.157, №621, 644. 1)Выполнить измерения и вычислить объём твоей спальной комнаты или составить и решить задачу на тему « Объём»

Слайд 10

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Прямоугольный параллелепипед"

Кончпект урока с использованием ИТ и интегрированной проверки усвоения материала учениками по теме "Прямоугольный параллелепипед". Этот урок был использован мной для отчёта на курсах повышения квалифи...

Проект урока по теме :" Объём прямоугольного параллелепипеда" , 5 класс, УМК И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович

Данный проект урока разработан в соответствии с ФГОС ООО в рамках курсовой подготовки по теме: «Групповая работа обучающихся на уроке как средство развития коммуникативных универсальных учебных д...

Методические рекомендации по использованию электронной презентации к уроку геометрии 10 класса «Прямоугольный параллелепипед»

Наглядность в процессе изучения геометрии в школе является важным фактором не только для достижения высоких учебных результатов, но и простого понимания обучающимися математических фактов и приемов ре...

Технологическая карта урока для 5 класса " Прямоугольный параллелепипед"

В данном материале приведена технологическая карта урока математики для изучения темы "Прямоугольный параллелепипед для 5 класса...

Открытый интегрированный урок по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда»

Интегрированный урок в данной теме связывает математику с русским языком. На каждом этапе урока как мотивация используются русские пословицы и поговорки. Кроме того, на уроке используются методы корре...