Квадратные уравнения, 8 класс
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Афанасьева Валентина Дмитриевна

Обобщение и систематизация знаний по теме «Квадратное уравнение»: определение, неполные уравнения, формула корней квадратного уравнения, теорема Виета.

Класс делится  на четыре группы, каждой группе раздается заранее подготовленные карточки с теоретическими вопросами и практическими заданиями. Группа выбирает командира – для написания конспекта и ответов на вопросы, остальные учащиеся распределяют работу по решению задач и написания задания для других групп. Время написания каждого этапа – 10 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvadratnye_uravneniya.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасьева Валентина Дмитриевна МБОУ «Коротковская СОШ Корочанского района Белгородской области»

                                                                                                                         

                                                                                                                        Алгебра, 8 класс

Тема урока:  Квадратные уравнения.

Цели урока: обобщение темы «Квадратное уравнение»: определение, неполные уравнения, формула корней квадратного уравнения, теорема Виета.

Ход урока

1. Организационный момент

Класс делится  на четыре группы, каждой группе раздается заранее подготовленные карточки с теоретическими вопросами и практическими заданиями. Группа выбирает командира – для написания конспекта и ответов на вопросы, остальные учащиеся распределяют работу по решению задач и написания задания для других групп. Время написания каждого этапа – 10 минут.

2. Этап – I: «Определение квадратного уравнения; неполные уравнения». 

Определение:

Квадратным уравнением называют уравнение вида ах2 + bx +c = 0,
где коэффициенты
a,b,c – любые действительные числа, где а .

а – первый коэффициент.
b–второй коэффициент.
c – свободный член.

Квадратное уравнение полное

Приведенное квадратное уравнение

ах2 + bx +c = 0

х2+

Неполное квадратное уравнение

a, b = 0, c = 0
ax2=0
x = 0

a, b, c = 0
ax2 +bx = 0
x(ax+b)=0

a, b=0, c
ax2+c=0
x2=-
корней нет

Вопросы:

  1. Какие уравнения называются квадратными?
  2. Как называются коэффициенты квадратного уравнения?
  3. Какие уравнения называются приведенными?
  4. Какие бывают неполные квадратные уравнения?
  5. Описать методы решения неполных квадратных уравнений.

 Решите неполное квадратное уравнение.

        Задание

1).

2 – 6х = 0

2).

3).

- 3х2 – 6х = 0

4).

2 -4 = 0

5).

-25 = 0

6).

- 1 = 0

7).

х2 – 2х = 0

8).

х2 – 64 = 0

9).

х2 – 49 = 0

10).

2 – 16 = 0

11).

-3х2 – х = 0

12).

13).

2 + 3х = 0

14).

2 – 6х = 0

15).

16).

х2 + х = 0

17).

2 – 16 = 0

18).

-3х2 – 7х = 0

19).

х2 – 25 = 0

20).

3. Этап – II. «Формула корней квадратного уравнения»

Квадратное уравнение: ax2 + bx + c =0

Дискриминант: D = b2 – 4ac.

Алгоритм решения квадратного уравнения общего вида

Условие

Решение

D < 0

Уравнение не имеет корней

D = 0

Уравнение имеет один корень: x = -.

D < 0

x1 = , x2 =.

Вопросы:

  1. Запишите общую формулу квадратного уравнения.
  2. Что такое дискриминант?
  3. Какая зависимость между знаком дискриминанта и количеством решений квадратного уравнения?
  4. Запишите формулу корня уравнения, если D = 0. 
  5. Запишите формулу корня уравнения, если D < 0. 

 Решите квадратное уравнение.

      Задание

1).

2 – 6х - 73 = 0

2).

2+4х = 0

3).

2+2х = 0

4).

-3х2 – 15х + 42 = 0

5).

2 – 6х – 5 = 0

6).

Х2+4х + 4 = 0

7).

2 + 7х – 10 = 0

8).

2 + 12х – 61 = 0

9).

2 – 3х – 2 = 0

10).

-2х2 – 2х + 24 = 0

11).

х2+8х + 15 = 0

12).

х2 – 13х + 40 = 0

13).

х2 – 3х – 18 = 0

14).

2 – х + 12 = 0

15).

2 – х – 28 = 0

16).

2 – 13х – 7 = 0

17).

х2+6х + 45 = 0

18).

х2+4х – 21 = 0

19).

х2 – 6х = 0

20).

х2 – 5х – 6 = 0

4. Этап – III. «Теорема Виета»

Приведенное квадратное уравнение: x2 + px + q =0 

Дискриминант: D = p2 – 4q.

Теорема Виета для приведенного уравнения:

«Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту,
взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену»:

x1 + x2 = - р; x1x2 = q

Теорема Виета для квадратного уравнения общего вида:

x1 + x2 = -; x1x2 =

Обратная теорема Виета:

Если числа x1 и x2 таковы, что x1 + x2 = - р; x1x2 = q,
то эти числа – корни уравнения 
x2 + px + q =0.

Вопросы:

  1. Запишите формулу приведенного квадратного уравнения.
  2. Чему равен дискриминант приведенного квадратного уравнения?
  3. Сформулируйте теорему Виета для приведенного квадратного уравнения.
  4. Сформулируйте теорему Виета для квадратного уравнения общего вида.
  5. Сформулируйте обратную теорему Виета.

 Вычислите значение выражения, если х12 – корни уравнения.

                                         Задание

1).

Найти , если х2 – 10х + 23 = 0

2).

Найти -2х1х212, если х2 – 13х – 7 = 0

3).

Найти х1х212, если х2 + 10х – 2 = 0

4).

Найти , если х2 + 11х – 4 = 0

5).

Найти х2х1222х1, если х2 + 11х + 1 = 0

6).

Найти х1222, если х2 – 13х + 34 = 0

7).

Найти х2х1222х1, если х2 + 4х + 3 = 0

8).

Найти х1222, если х2 + 12х +12 = 0

9).

Найти -2х1х212, если х2 – 5х – 1 = 0

10).

Найти х1222, если х2 - 5х - 4 = 0

11).

Найти 2х1х212, если х2 + 7х + 7 = 0

12).

Найти , если х2 + 10х + 2 = 0

13).

Найти х1222, если х2 + 10х + 2 = 0

14).

Найти х1х212, если х2 + 2х – 2 = 0

15).

Найти х1222, если х2 - 3х - 5 = 0

16).

Найти -2х1х212, если х2 + 6х – 2 = 0

17).

Найти х2х122х12, если х2 - 6х - 1 = 0

18).

Найти , если х2 - 14х + 43 = 0

19).

Найти х1222, если х2 - 2х - 3 = 0

20).

Найти х1х212, если х2 + 5х + 2 = 0

6. Подведение итогов

По ходу урока за правильный ответ каждый ученик получает жетон для своей команды, чтобы уложиться во время, необходимо задания распределять для каждого участника команды (1 балл – 1 жетон). Решение практических заданий учитель оценивает в баллах. По окончании урока общие баллы суммируются, и на этом основании выделяется лучшая команда, а в каждой команде лучший ученик. По количеству жетонов каждый ученик получает оценку.

Литература

1.Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А., Колесникова Т.В., Рослова Л.О., Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме.Алгебра,2009/ ФИПИ –М: Интеллект- Центр,2009,- 128с.

2. Лысенко Ф.Ф.,С.Ю. Кулабухова, Математика,9класс.Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие. Ростов –на-Дону.Легион,2012- 288с.

3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И.,Суворова С.Б., Алгебра 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.:  Просвещение, 2011,-271с.

    Приложение:

Этап 1  - ответы

№ задания

Ответы

1

х1 = 0; х2 =

2

х1 =0; х2=3

3

х1 = -2; х2=0

4

х1 = -1; х2=1

5

х1 = -10; х2=10

6

х1 = -2; х2=2

7

х1 =0; х2=2

8

х1 = -8; х2=8

9

х1 = -7; х2=7

10

х1 = -; х2=

11

х1 = -; х2=0

12

х1 = -18; х2=18

13

х1 = -; х2=0

14

х1 = -6; х2=0

15

х1 = 0; х2= 6

16

х1 = -1; х2=0

17

х1 = -2; х2=2

18

х1 = -; х2=0

19

х1 = -5; х2=5

20

х1 = -12; х2=0

Этап 2  - ответы

№ задания

Ответы

1

Нет решений

2

х1 = -2; х2=0

3

х1 = -1; х2=0

4

х1 = -7; х2=2

5

х1 = -5; х2= -1

6

х = -2

7

х1 = 2; х2= 5

8

Нет решений

9

х1 = -; х2= 2

10

х1 = -4; х2= 3

11

х1 = -5; х2= -3

12

х1 = 5; х2= 8

13

х1 = -3; х2= 6

14

х1 = -4; х2= 3

15

х1 = -; х2= 4

16

х1 = -; х2= 7

17

Нет решений

18

х1 = -7; х2=3

19

х1 = 0; х2= 6

20

х1 = -1; х2= 6

Этап 3 - ответы

№ задания

Ответы

1

 

2

27

3

12

4

5

-11

6

101

7

-12

8

120

9

7

10

33

11

7

12

-

13

96

14

-4

15

-3

16

-2

17

-6

18

19

10

20

-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. План-конспект урока в 8 классе с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока изучения нового материала с использованием ЭОР в технологии деятельностного метода. Первый урок в теме. Используются индивидуальная и фронтальные формы организации урок...

АЛГЕБРА 8 класс Урок - практикум по теме «Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Цели урока:Закрепление навыка решения неполных квадратных уравнений.Развитие логического мышления, речи, навыков самоконтроля и самооценки.3. Воспитание навыков самостоятельной работы и умений р...

План конспект урока математики(алгебра)в 8 классе по теме:"Определение квадратного уравнения.Неполное квадратное уравнение"

Урок изучения нового материала.Предметы точных дисциплин(раздел – алгебра ,8 класс)Богомолова Татьяна ЕфимовнаУчитель математикиМБОУ «Верхнекармальская ООШ» Черемшанского муниципального районаРеспубли...

Разработка проблемно-эвристического урока алгебры в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами...

Электронный образовательный ресурс по алгебре 8 класс " Определение квадратного уравнения. Неполное квадратное уравнение."

Урок по алгебре в 8 классе. "Определение квадратного уравнения. Неполное квадратное уравнение"...

Квадратные уравнения. Уравнения, приводимые к квадратным. 8 класс

Цели урока: образовательные: Обобщить и повторить полученные знания по теме. Рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным. развивающие: способствовать развитию внимания, ло...

Конспект урока: «Неполные квадратные уравнения» Класс: 8 класс

Тема урока: «Неполные квадратные уравнения»УМК: Ю.Н. Макарычев и др.Тип урока:  урок изучения нового материала.Технологии: технология сотрудничества, здоровьесберегающая , развив...