Обобщение опыта
статья по алгебре на тему

Обобщение опыта учителя математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx428.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                            «Урок – основной участок учебно-воспитательного

                                                  процесса, на котором учитель ежедневно 

                                            осуществляет образование, воспитание и

                                            всестороннее развитие учащихся».

                                                                                       В.А. Сухомлинский

 

Главной целью современной школы должно стать формирование личности , обладающей сформированной потребностью в постоянном пополнении и обновлении знаний, стремлением в совершенствовании умений и навыков. Личности, умеющей свои знания применить на практике, в реалиях нашей жизни.

Все развитие человеческой цивилизации тесно связано с развитием математической грамотности. «Математика – Царица Наук!» - говорил Гаусс, он был абсолютно прав. Использование фундаментальных математических идей встречается повсеместно как в науке, так и в быту, математика является универсальным языком наук.

Математика – один из основных предметов школы. В последнее время все меньше и меньше внимания уделяется мотивировке изучения   математики в школе и развитию интереса к ней, что не приводит к повышению качества образования.От того, как заинтересован ученик, какова его мотивация к учебе происходит обучение математике.

Задумываясь над проблемами современного образования, пытаюсь ответить на вопрос: «Как воплотить личностные и социальные смыслы образования в процессе обучения математике?» 

В своей профессиональной деятельности я ставлю цель – создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам окружающего мира.

 В педагогической деятельности ставлю несколько задач:

- заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

-прививать навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;

-развить индивидуально-познавательные способности каждого ребёнка;

- воспитывать чувство патриотизма.

 

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики я использую элементы педагогических технологий: информационно - коммуникативных,  личностно – ориентированного, интегрированного обучения.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».

 Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.

Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени..

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Самостоятельная работа –неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда. Развиваю у детей умение работать не только индивидуально, но и в группах различного рода, распределять правильно обязанности, нести ответственность не только за себя, но и за результаты деятельности товарищей, уважать мнение членов группы.

Самостоятельная работа на уроке дает возможность определить уровень усвоения материала каждым учеником. Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения я применяю тесты с выбором ответа и карточки-задания. В таких работах я стараюсь включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным /приложение/

При изучении математики учащиеся должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. На уроках должна быть видна картина подготовленности группы и осуществляться обратная связь (учащиеся – преподаватель). Для этого я использую математические диктанты, позволяющие ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями /приложение/.

Считаю необходимым обучать учащихся умениям и навыкам самостоятельного учебного труда, среди которых одним из основных является умение работать с учебной, справочной и периодической литературой. Для обучения внимательному и целенаправленному чтению на уроке я сначала излагаю новый материал, а затем предлагаю учащимся самостоятельно прочитать соответствующий параграф, обращая особое внимание на основные положения. Рекомендую учащимся чаще пользоваться справочной литературой.

После изучения определенного раздела, темы учащимся предлагаю подготовить сообщения, доклады, рефераты для выступления на уроке, на занятиях кружка. Темы выбираются учениками заранее. Для организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся готовлю списки литературы и рекомендации по составлению планов, тезисов и т.д

Навыки, полученные учащимися в процессе самостоятельной работы, используются ими в решении задач, в работе с учебником в классе и дома. Культура мыслительной деятельности учащихся значительно повышается, они успешнее овладевают теоретическими знаниями, более умело применяют их в своей практической работе.

Как правило, однообразие любой работы снижает у учеников интерес к ней. Но в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. В таких ситуациях удержать внимание учащихся помогают тесты с выбором ответов.

На первый взгляд, кажется, что выбрать из предложенных ответов правильный значительно проще, чем выполнять решения по стандартной схеме, но в реальности оказывается, что, отвечая на вопросы теста, ученик проделывает более объёмную и кропотливую работу, нежели при обычном решении. Интерес же к непривычному для ученика виду деятельности помогает ему продуктивнее заниматься на уроке.

Очень важно, что тесты имеют разноуровневый характер, т.е. список заданий делится на части – обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого ученика. Располагая ими, ученик получает отметку “зачёт” по данной теме. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания, она готовит ученика к тому, чтобы заслужить на самостоятельной работе хорошую или отличную оценку.

Для меня такой вид работы тоже очень удобен. Во-первых, предлагая ученикам задания разного уровня, я обеспечиваю достаточно интересной и, главное, выполнимой работой как слабого, так и сильного ученика. Во-вторых, у учеников вырабатываются устойчивые умения и знания. В-третьих, можно легко увидеть общую подготовленность учащихся, увидеть, как усвоена тема каждым учеником, на чём стоит заострить внимание на пути к зачётному уроку по этой теме.

Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений учащихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике уделяю серьёзное внимание способам организации контроля, его содержанию.

Для проведения текущего контроля на уроках математики я применяю различные карточки-задания. При их составлении  использую уровневую дифференциацию. Её основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задаёт достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень доступен и посилен всем учащимся. На его основе формируются повышенные уровни овладения курсом. Учащиеся получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.

Одна из моих задач – показать ребёнку взаимосвязь предметов. Это я делаю и на уроках, причем, не ущемляя учебный процесс, т.к. практически всё можно описать с помощью чисел, а, следовательно, совместить с математикой. Составляю задачи с интегрированным содержанием: рассчитать применение белков, жиров и углеводов, расчет ремонта дома, симметрия, проценты  и т.д.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. На уроках математики –это не должно быть исключением.  Часто использую задачи, содержащие военную тематику. Например, при изучении темы «Координатная плоскость», использую такие упражнения:»Нарисовать по координатам» (см.рис.)C:\Users\Физик\Desktop\англ\134.jpg

При изучении темы «Диаграммы» ,построить столбчатую диаграмму по данным нормы хлеба в блокадном Ленинграде.

Сентябрь 1941-300г, октябрь 1941 -200г, ноябрь 1941- 150г.,декабрь 1941-200г., февраль 1942 -300г.

Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении внеклассной работы по математике. Внеклассная работа по математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм является математическая игра.

Математические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к внеклассным занятиям по математике, а, следовательно, и к математике в целом; способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету.

По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особенного интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом. Поэтому уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при математике лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа.

Вместе с ребятами участвуем во многих т дистанционных олимпиадах и конкурсах, как «Снейл», «Ребус», и т.д.

 

Дети охотно участвуют в таких конкурсах:

 

Вид, название мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии  высоких результатов)

Олимпиада

Образовательное учреждение

5кл-1,2,3

7кл-1,2

10 кл-2

Ноябрь 2012

грамоты

Олимпиада «Снейл»

федеральный

5кл- призеры

Октябрь 2012

грамоты

Олимпиада «Электронная школа еФТШ»

федеральный

6кл -3 место

9 кл -3 место

Март 2012

грамоты

Олимпиада «Альбус»

Федеральный

5 кл- 5 место

Февраль 2013

грамоты

Олимпиада

«Центр творчества»

Федеральный

Призеры до 10 места

Декабрь 2012

сертификаты

Олимпиада «Центр знаний технологий»

федеральный

Октябрь ,2012

Грамоты, сертификаты

Олимпиада «Инфоурок»

Федеральный

6кл-2(Хохлов),

3-(Гоголева, Камалиева,Андреянов)

Декабрь,2013

Грамоты, сертификаты

Олимпиада

Образовательное учреждение

6кл-1,2,3

8кл-1,2

11 кл-1,2

Ноябрь,2013

грамоты

Олимпиада

Районная

6кл-4 место, 11кл-4 место

Ноябрь,2013

грамоты

Математический турнир

Зональный

2 место 8-11 классы

Январь,2014

грамота

Математический турнир

Районный

3 место 8-11 классы

Февраль 2014

грамота

Олимпиада «Клевер»

Республиканский

2 место- 4ученика

3 место-1 ученик

Апрель, 2014

Грамоты

Олимпиада «Ребус»

Федеральный

1 место-1 ученик

2 мечто-2

3 место-2

Апрель,2014

грамоты

Человек и космос

Всероссийский марафон

6кл-2 место (Камалиева А., Глушков И)-по региону, 6- по России

Апрель 2014

грамоты

«ЭДУКОНец»

Международный интеллектуальный марафон

3 место (9 учащихся)

Апрель,2014

дипломы

Олимпиада «Новый урок»

Федеральный

6кл :1,2,3 места

8кл.-2 место

Май, 2014

грамоты

Олимпиада «ВИДЕОурок»

Федеральный

6кл.2место-2 ученика

3место- 3 ученика

Май ,2014

грамоты

Олимпиада «Лисенок»

Федеральный»

6кл. 2место-1 ученик, 3 место-2 ученика

Июнь,2014

грамоты

«Я-энциклопедия»

Федеральный

5кл. 3место-1 ученик

7кл- 3место-2 ученика

Октябрь,2014

грамоты

Олимпиада «ВИДЕОурок»

Федеральный

7кл. 3место-1ученик

Октябрь,2014

грамоты

«Эверест»,осенняя сессия

федеральный

5кл.-2 место-2 ученика

7кл.-2место-1

        3 место-2ученика

Октябрь,2014

грамоты

«Мир знаний»

федеральный

5кл. 2 место- 2ученика

7кл. 1место-1ученик

         3место-3 ученика

Октябрь,2014

грамоты

«Пятерочка»

федеральный

5кл-1ученик

7кл. 4 победителя

Октябрь,2014

дипломы

2ПиЭр «Новогодний серпантин»

федеральный

2место-общекомандное

Декабрь2014

дипломы

ФГОСТЕСТ

федеральный

5кл.-1 место-2 ученика

7кл-3место-2место

Декабрь,2014

грамоты

Форум содействия одаренной молодежи

федеральный

5кл. 3место-1 ученик

Январь,2015

грамота

«Эверест»,зимняя сессия

федеральный

МетаШкола

федеральный

3,4 места

Январь,2015

грамоты

2ПиЭр «Фристайл»

федеральный

2 место

Февраль,2015

дипломы

Ростконкурс

российский

Февраль,2015

 

Активизация внеклассной деятельности по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний. Одной из любимых мною форм внеурочной работы по предмету является неделя математики.

Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Неделя математики проходит в ноябре каждого учебного года. В подготовке участвуют все учителя математики и инициативная группа из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Примерно за 2 недели мы продумываем план проведения мероприятий, участниками являются  учащиеся с 1-11 классов ,учитывая степень заинтересованности учеников, возрастные и психологические особенности их развития.

В течение недели мы проводим математические КВНы, конкурсы, викторины, вечера. Например : начальные классы собирают и оформляют пословицы и поговорки , содержащие слова, а 1 классы- слова, содержащие числа : сторож и т.д..В завершении недели проводится школьная математическая олимпиада. Неделя заканчивается общешкольным математическим вечером, на котором подводятся итоги, награждаются победители, выпускается стендовый доклад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

обобщение опыта работы

Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...