Обобщение опыта
статья (музыка) по теме

Корякина Наталья Анатольевна

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки»

Идея опыта:Обеспечение успешного развития творческих способностей учащихся, разработать систему развития творческих способностей учащихся, как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Условия становления опыта:опыт формировался в течение пяти  лет педагогической деятельности.

Причины обращения к проблеме:  неудовлетворённость творческими способностями учащихся.

Активные разработки начались в 2006 году.

Цели и задачи развития творческих способностей учащихся

Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx34.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки»

Идея опыта: Обеспечение успешного развития творческих способностей учащихся, разработать систему развития творческих способностей учащихся, как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Условия становления опыта: опыт формировался в течение пяти  лет педагогической деятельности.

Причины обращения к проблеме:  неудовлетворённость творческими способностями учащихся.

Активные разработки начались в 2006 году.

Цели и задачи развития творческих способностей учащихся

Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

Задачи развития творческих способностей учащихся:

  1. увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;
  2. развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;
  3. заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;
  4. развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;
  5. побудить к музыкальному самообразованию.

Чтобы успешно справляться со всеми трудностями в своей деятельности, я стараюсь опираться на следующие принципы:

  1. Личностно-ориентировочный подход в обучении;
  2. Создание благоприятных условий на уроке;
  3. Развитие творческих способностей учащихся;
  4. Включение каждого ученика в учебно-воспитательный процесс;
  5. Ориентация учебного процесса на достижение высокого уровня знаний;
  6. Развитие и поддержание веры учащихся в свои силы;
  7. Развитие у каждого учащегося творческих способностей;
  8. Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое и прослушиваемое муз. произведение.

Наиболее эффективные формы работы развития творческих способностей учащихся:

Игра “Самый внимательный”

Учитель исполняет знакомую мелодию с аккомпанементом. В каком-либо месте чуть изменяется мелодический рисунок или гармония. Ребятам нужно определить, где именно произошло это изменение. Вариантом игры является прослушивание последовательности аккордов. Дети должны отметить, разрешена она в тоническом трезвучии или нет. Подобная игра-проверка позволяет учителю определить уровень ладового и гармонического слуха. Еще вариант. Учащиеся прослушивают незнакомую мелодию несколько раз: в верной гармонизации, в спорной и в неверной. А затем определяют, в каком случае, по их мнению, гармонизация была самой правильной.

В 6-м классе учащиеся успешно выполняют такое задание: между цепочкой аккордовых последовательностей “прячется” характерная последовательность аккордов из исполненных (или прослушанных) ранее произведений. Требуется определить, в каком именно месте, находится спрятанная последовательность и из какого она произведения. Примерами таких последовательностей, “спрятанных” в нейтральном аккордовом окружении, были: характерный сдвиг из “Утра” Э. Грига, вступительные аккорды к песне “Красивая мама” Э. Колмановского, гармоническая канва к мелодии телепередачи “Спокойной ночи, малыши” и др.

“Найди ошибку”

Эта форма работы особенно любима учащимися на уроках закрепления. Её задача в том, чтобы усвоить пройденный материал. Дети сами должны найти ошибку в заданиях на доске, в аудиозаписи, в карточках или исполнении.

“Дирижёры”

Форма работы “Дирижёры” позволяет детям самим чувствовать изменения мелодии и контролировать исполнительские способности. Её суть заключается в следующем: выбирается ребёнок, который будет дирижёром и ему даётся задание. Например, такое: “Хор должен исполнить песню бодро, живо, постепенно увеличивая звук”.

Ребёнок должен выполнить следующие действия:

Собрать внимание хора.

Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе, руки положить ровно на парту)

Дать точное вступление в начале дирижирования.

Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и динамике.

Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни, “снять” хор очень точно.

Эта форма работы очень сложная и требует дополнительной подготовки, которая ведётся поэтапно из класса в класс.

“Карточки”

Еще одна форма работы это “Карточки”. “Карточки” я использую как на уроках закрепления, так и на уроках изучения нового материала. Карточки могут быть самыми разнообразными: с заданиями, с подсказками, с иллюстрациями, со словами песен и т.д. Карточки очень помогают в работе с новым материалом и при закреплении.

Творческие задания

Детям предлагается в рисунке спрятать музыкальные знаки, это задание они выполняют с большим азартом. А с помощью “волшебных бабочек” ребята показывают движение мелодии. И самое любимое творческое задание – это изображение музыкальных фрагментов через движение, как например “Балет невылупившихся птенцов” М.Мусоргского.

Тесты.

     Тест на опознание

  1. Фортепианный квартет пишется для 4 фортепиано?

Да.

Нет.  (Состав фортепианного квартета: скрипка, альт, виолончель, фортепиано).

2. И. А. Крылов написал свою басню «Квартет» с точки    зрения знатока или дилетанта?

     Да, знатока. (Крылов играл на скрипке, выступал в составе ансамбля, давал сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения).

      Нет, дилетанта.

Тест на различение

1. Какие сказки не получится прочитать детям на ночь?

А. Матушки Гусыни                             В. Венского леса

      Б. Семи гномов                                     Г. Шахерезады

      2. О какой птице поётся в романсе М. И. Глинки на стихи Н. Кукольника?

      А. Соловей                                             В. Воробей

     Б. Жаворонок                                        Г. Орёл

Тест на классификацию

    1. Выбери из ниже перечисленных инструментов медные духовые:

    А. тромбон                                              Г. труба

    Б. флейта                                                 Д. кларнет

    В. скрипка                                               Е. туба

2.Назови героев балета К. Хачатуряна «Чиполлино»

    А. мальчик – луковка                             Г. тыковка

    Б. принц апельсин                                  Д. граф Вишенка

    В. сеньор Помидор                                 Е. садовник

 

Тест – подстановка

  1. Музыкальное произведение, в котором мелодия исполняется голосом, на какой – либо звук или слог – это….(вокализ).
  2. Музыкальный спектакль, в котором мысли и чувства героев передаются при помощи танца – это….(балет).

Тест конструктивный

  1. Фамилия композитора, о котором К. Паустовский поведал в рассказе «Старый повар»? (Моцарт)
  2. Музыкальный инструмент, который композиторы часто используют при создании картин борьбы, стремительной скачки, торжества. (труба)

2 класс  I полугодие

  1. Свернуть (назвать одним словом)

Чёткая, энергичная, бодрая,  - …

Мелодичная, протяжная, певучая - …

Подвижная, легкая, ритмичная - …

  1. Диктант. Пронумеровать слова.

Симфония, опера, балет, увертюра, сюита

  1. Соединить фамилии с именами.

Чайковский                     Эдвард

Прокофьев                      Людвиг

Бетховен                          Пётр

Григ                                  Сергей

  1. Соединить названия произведений с  именами композиторов

Симфония №5                                              Чайковский

Сюита «Пер Гюнт»                                      Римский – Корсаков

Опера «Сказка о Царе Салтане»                 Бетховен

«Детский альбом»                                        Григ

  1. Продолжить  ряд:

Сердитая, радостная, жалобная…..

  1. Музыкальная викторина «Угадай произведение и автора»

2 класс II полугодие

  1. Найти пару:

Фортепиано, оркестр, пианист, куплет, дирижёр, припев.

  1. Развернуть:

Выразительные средства музыки

…..

  1. Зачеркнуть названия произведений, которые не принадлежат указанным композиторам

Эдвард Григ            

«Песня

Сольвейг»

«Утро»

Симфоническая сказка «Петя и волк»

«В пещере

горного короля»

Пётр Ильич Чайковский

«Детский альбом»

Балет «Щелкунчик

«Марш деревянных солдатиков»

«Танец Анитры»

  1. Свернуть:

Быстрый, медленный, умеренный - …

Громкая, тихая - …

Высокий, низкий, средний - …

Одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации - …

  1. Продолжить ряд:

Скрипка, флейта, ….

6. Музыкальная викторина «Угадай произведение и автора»

3 класс I полугодие

1. Продолжить  ряд:

Былины, исторические, обрядовые…

  1. Развернуть:  характерные черты русских народных песен:

  1. Диктант. Пронумеровать слова:

Распев, темп, тембр, динамика, фольклор, стихира.

  1. Развернуть: оркестр русских народных инструментов:

Струнные:…

Духовые:…

Ударные:…

  1. Музыкальная викторина

3 класс II полугодие

1. Лишнее слово:

скрипка, гобой, труба, рожок, виолончель

балалайка, гармонь, жалейка, гусли, скрипка

пианист, скрипач, композитор, трубач, гитарист

2. Соединить названия произведений с именами композиторов:

Н. А. Римский – Корсаков                         «Рассвет на Москве-реке»

М. И. Глинка                                                опера «Садко»

М. П. Мусоргский                                       опера «Иван Сусанин»

                                                                       опера «Сказка о царе Салтане»

3. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Украина - …

Белоруссия - …

Молдавия - …

Закавказье - …

Россия - …

4. Расшифровать слова

п

с

р

а

е

в

м

г

и

н

л

б

ы

и

н

а

с

р

к

е

о

т

р

  1. Назвать  любимое произведение и его автора:…
  2. Звучащая викторина: определить по фрагменту

Название - …

Композитор - …

Тип оркестра - …

4 класс I полугодие

1. Диктант. Пронумеровать слова:

Сюита, баркарола, хабанера, кастаньеты, контраст, акцент.

2. Дописать название произведений

«Испанский          …          .»

«Арагонская         …          .»

«Санта          …             .»

3. Родина танцев:

Хота -  …

Лезгинка - …

Хоровод - …

Чардаш - …

Вальс - …

Полонез - …

4.  Соединить фамилии с именами

Глинка                                             Иоганн

Римский –Корсаков                        Михаил

Чайковский                                     Фридерик

Шопен                                              Николай

Штраус                                             Пётр

5. Продолжить ряд:

мелодия, тембр, …

6. Музыкальная викторина

4 класс II полугодие

1. Родина композиторов: Бах - …

Моцарт - …

Бетховен - …

Шопен - …

Григ - …

Глинка –

2. Развернуть: симфонический оркестр:

деревянные духовые:

медные духовые:

струнно – смычковые:

ударные:

3. Установить связи:

                                             Дирижёр

                          Соло                                Италия

                          Оркестр                           Хор

                          Баркарола                        Скрипка

                          Скрипач                            Опера

                                                  Ария

4. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Опера: …

Балет: …

Симфония: …

  1. Пронумеровать слова: орган, гимн, симфония, ария, опера.
  2. Музыкальная викторина:

5 класс. I полугодие

1. Развернуть: виды искусства:

2. Диктант: значение подчёркнутых слов:

опера, либретто,     увертюра,     балет,       квартет, вокализ.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 Пронумеровать слова в соответствии с определением (перед словом)
3. Жанры, в которых соединились музыка и литература:

4. Лишнее слово (подчеркнуть):

ария, либретто, увертюра, дуэт, хор, кордебалет.

оркестр, балетмейстер, па-де-де, вариация, ария.

  1. Определить жанр и композитора:

«Жаворонок» -

«Лебединое озеро» -

«Щелкунчик» -

«Иван Сусанин» -

«Садко» -

«Моя Россия» -

  1. Музыкальная викторина:

5 класс II полугодие

1. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?

«Царевна Лебедь» Врубеля -----

«Богатыри» Васнецова ------

Изображение гнома-----

2. Соединить названия произведений с именами композиторов:

«Богатырская» симфония                          Мусоргский

«Гном»                                                         Чайковский

«Апрель. Подснежник»                              Дебюсси

«Лунный свет»                                            Бородин

3. Кто из выдающихся русских композиторов был:

морским офицером - …

ученым, химиком - …

Кого из русских композиторов называют:

«Сказочник русской музыки» - …

«Солнце русской музыки» - …

4. Свернуть:

Колорит, рельеф, фон, портрет, пейзаж - …

Мелодия, ритм, тембр, динамика - …

5. Назвать понравившееся  произведение - …

6. Музыкальная викторина:

Адресная направленность

Опыт предназначен учителям, которые понимают, что проблема развития творческих способностей учащихся занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организована работа развития творческих способностей учащихся, во многом зависят результаты обучения и развития школьников в музыкальном плане.

Область применения

Для преподавания в 1–7-х классах.

В завершение хочется вспомнить слова Ф. Шаляпина:   “Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное русское “авось” и полагался только на сознательное творческое усилие. Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как загрохочет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

обобщение опыта работы

Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...