Свойства логарифмов
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Углубить знания по теме «Свойства логарифмов». Научиться применять их при решении задач. Развивать умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, развивать навыки самоконтроля .Воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи, уважительное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_logarifmov.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                                    Свойства логарифмов        

                                                                   МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27»  Пахнутова Н.В.

                                                              Цели урока: 

  • Ученики должны:
  • знать и уметь записывать определение логарифма, основного логарифмического тождества;
  • уметь применять определение логарифма и основное логарифмическое тождество при решении упражнений;
  • познакомиться со свойствами логарифмов;
  • научиться различать свойства логарифмов по их записи;
  • научиться применять свойства логарифмов при решении заданий;
  • закрепить вычислительные навыки;
  • продолжить работу над математической речью.

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

Базовые знания: 

  • свойства степени с действительным показателем;
  • определение логарифма, виды логарифмов;
  • основное логарифмическое тождество.

Методы работы: 

  • проблемный;
  • частично-поисковый.

Виды работ: 

  • индивидуальная;
  • коллективная;
  • фронтальная.

 ХОД УРОКА

I. Составление опорного конспекта. (10 минут)

Учитель:

– Сформулируйте и запишите свойства степени с действительным показателем, связанные знаком равенства.
– Сформулируйте определение логарифма и выполните соответствующую запись.
– Какие виды логарифмов существуют? Выполните их запись.
– Запишите основное логарифмическое тождество и докажите его (устно).

При ответе учащихся оформляется конспект на доске. 

am . ak = am+k, a > 0; m http://festival.1september.ru/articles/310660/img1.gifR, k http://festival.1september.ru/articles/310660/img1.gifR.

am : ak = am–k, a > 0; m http://festival.1september.ru/articles/310660/img1.gifR, k http://festival.1september.ru/articles/310660/img1.gifR.

(am)k = amk = (ak)m, a > 0; m http://festival.1september.ru/articles/310660/img1.gifR, k http://festival.1september.ru/articles/310660/img1.gifR.

a–m = http://festival.1september.ru/articles/310660/img16.gif, a > 0, m http://festival.1september.ru/articles/310660/img1.gifR.

(ab)m = am http://festival.1september.ru/articles/310660/img15.gifbm, a > 0, b > 0, m http://festival.1september.ru/articles/310660/img1.gifR.

http://festival.1september.ru/articles/310660/img12.gif= http://festival.1september.ru/articles/310660/img13.gif, a > 0, b > 0, m http://festival.1september.ru/articles/310660/img1.gifR.

log a b = m http://festival.1september.ru/articles/310660/img14.gifam = b, где b > 0, a > 0, a http://festival.1september.ru/articles/310660/img15.gif1.

log 10 b = lg b; b > 0.

log e c = ln c; c > 0.

alog ab = b, a > 0, a http://festival.1september.ru/articles/310660/img15.gif1, b > 0.

II. Ситуация успеха

1. Проверка домашнего задания с комментарием – обоснованием (2 минуты).

№ 4.

ж) log 10 100 = 2, т.к. 102 = 100 (определение логарифма и свойства степени),
з) log
5 53 = 3, т.к. 53 = 53 (…),
е) log
4 http://festival.1september.ru/articles/310660/img4.gif= –1, т.к. 4–1 = http://festival.1september.ru/articles/310660/img4.gif(…).

№ 5.

е) (32)log 3 7 = (7log 7 3)2 = 72 = 49 (степень степени, основное логарифмическое тожество, определение степени),
ж) 7
2 log 7 3 = (7 log 7 3)2 = 32 = 9 (…),
з) 10
3 log 10 5 = (10 log 10 5)3 = 53 = 125 (…),
и) 0,1
2 log 0,1 10 = (0,1 log 0,1 10)2 = 102 = 100 (…).

2. Решение упражнений устно, без комментария (3 минуты).

№ 7.

а) logee;
б) log
ee2;
в) log
ehttp://festival.1september.ru/articles/310660/img5.gif;

г) ln e;
д) ln e
3;
е) ln
http://festival.1september.ru/articles/310660/img5.gif;

ж) ln en;
з) ln
http://festival.1september.ru/articles/310660/img17.gif;
и) ln
http://festival.1september.ru/articles/310660/img18.gif.

№ 8.

а) log1010;
б) log
10100;
в) log
100,1;

г) lg 10;
д) lg 100;
е) lg 0,01;

ж) ln 10n;
з) lg
http://festival.1september.ru/articles/310660/img19.gif;
и) lg
http://festival.1september.ru/articles/310660/img20.gif.

Вопросы к учащимся: 

  1. Что применяли при вычислении заданий № 7 и № 8? (Определение логарифма, свойства степеней)
  2. Чем отличаются задания а) и г) в №7 и задания б) и д) в № 8? (Разной формой записи натурального и десятичного логарифмов)

3. Самостоятельная работа.

а) выполните задания № 9 с фиксацией ответов в тетради и на листочке (под копировальную бумагу). По окончании работы листочки – “копии” сдаются учителю (3 минуты).

№ 9.

а) log223;
б) log
557;
в) log
991999;

г) 2http://festival.1september.ru/articles/310660/img21.gif;
д) 3
http://festival.1september.ru/articles/310660/img22.gif;
е) 5
http://festival.1september.ru/articles/310660/img23.gif;

ж) eln 3;
з) e
2ln 5;
и) e
–2ln3;

к) 10lg 3;
л) 10
2lg 3;
м) 10
–3lg 2.

б) Самопроверка и самооценка своих работ (3 минуты).

Ответы и критерий оценки вынесены на экран с помощью проектора:

а) 3,
б) 7,
в) 1999,

г) 5,
д) 90,
е)
http://festival.1september.ru/articles/310660/img2.gif,

ж) 3,
з) 25,
и)
http://festival.1september.ru/articles/310660/img3.gif,

к) 3,
л) 9,
м)
http://festival.1september.ru/articles/310660/img24.gif.

  • 12 верных ответов – “5”,
  • 10 – 11 верных ответов – “4”,
  • 8 – 9 верных ответов – “3”.

в) Какие задания вызвали затруднения? (2 минуты). При необходимости выполнить разбор заданий, вызвавших затруднения.

III. Постановка учебной задачи

Учитель: Вы замечательно справились с домашним заданием, устным счетом, самостоятельной работой. А теперь вычислите следующие задания, записанные на доске:

а) log 153 + log 155 = …,
б) log
1545 – log 153 = …,
в) log
48 =…,
г) 7
http://festival.1september.ru/articles/310660/img6.gif= … .

1. Работа в группах (оформление основных идей на рабочих листах, 5–7 минут). В это время учитель проверяет самостоятельную работу учащихся и сопоставляет результат с самооценкой учащихся.

2. Защита “своих” работ (вывешивают рабочие листы на магнитную доску и один или группа учащихся обосновывают полученные решения (возможны варианты, 10 минут).

3. Учитель: А как вы думаете, что мы должны знать, чтобы выполнять действия с логарифмами?
Если у учащихся возникают затруднения, то вернуться к опорному конспекту с вопросом: “Чтобы выполнять действия со степенями, что надо знать?” (Ответ: “Свойства степени”). Ещё раз задать первоначальный вопрос.
(Свойства логарифмов)
Итак, запишем тему урока (формулируют несколько учеников): “Свойства логарифмов”.

4. Постановка учебной задачи (формулируют ученики). Запись в тетрадях. (2 минуты):

  • познакомиться со свойствами логарифмов;
  • научиться различать свойства логарифмов по их записи;
  • научиться применять свойства логарифмов при решении заданий.

5. Учитель: Перед вами таблица со свойствами логарифмов. Надо дать название каждому свойству и правильно сформулировать их”.
(Таблица 1 со свойствами логарифмов на листе ватмана вывешивается на магнитную доску и при ответе учащихся карточки с названиями “вставляются” напротив каждого свойства). По окончании заполнения таблицы каждому ученику раздаются аналогичные листы (Таблица 2 формат А4).

6. Выполним вычисления заданий, записанных на доске, используя свойства логарифмов (запись на доске выполняют учащиеся, 2–3 минуты, а затем запись в тетрадях).

а) log 153 + log 155 = log 15(3 · 5) = log 1515 =1,
б) log
1545 – log 153 = log 15http://festival.1september.ru/articles/310660/img25.gif = log 1515 = 1,
в) log
48 = loghttp://festival.1september.ru/articles/310660/img26.gif23 = http://festival.1september.ru/articles/310660/img27.gif· log 22 = 1,5,
г) 7
http://festival.1september.ru/articles/310660/img6.gif= 7 2 log 7 2 = (7 log 7 2)2 =22 =4.

IV. Решение задач на распознавание свойств логарифмов (15 минут)

Учитель: Выяснить, какие свойства логарифмов используются при вычислении заданий № 2–№ 9, № 11, № 13, № 14 п. 5.2? (номера выписываются на доску). Решить по одному столбцу в каждом задании устно или письменно (15 минут).

№ 2 – логарифм степени, логарифм основания:

а) log 243 = log 226 = 6 log 22 = 6,
б) log
7494 = log 7(72)4 = log 7 78 = 8 log 77 = 8.

№ 11 – логарифм степени, произведения, частного, логарифм основания.

I способ: 2 log 62 + log 69 = 2 log 62+ 2 log 63 = 2 (log 62 + log 63) = 2 log 6(2 · 3) = 2 log 66 = 2.

II способ: 2 log 62 + log 69 = log 64+ log 69 = log 6(4 · 9) = log 636 = log 662 = 2 log 66 = 2.

V. Итог урока (5 минут) 

  • Какую тему мы сегодня рассмотрели?
  • Какая учебная задача была поставлена на уроке?
  • Справились ли мы с УЗ?
  • С какими свойствами логарифмов вы познакомились? Перечислите их.
  • Выставите себе оценку за:
  • умение различать свойства логарифмов;
  • умение применять свойства логарифмов. (Свою самооценку сдайте мне).
  • Сделать анализ выставленных оценок за а) и б); за с/р.
  • Выставите оценки за самостоятельную работу в дневники.

VI. Домашнее задание (1 минута)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме: "Логарифм. Свойства логарифмов"

Урок обобщения и систематизации знаний. Основной целью является: повторить определение логарифма, свойства логарифмов и применять их при решении заданий. В данной разработке представлены материалы для...

Методическая разработка урока по теме: "Логарифм числа. Свойства логарифмов

Представлен ход урока, презентация, работа по устному счету, письменная работа....

Урок алгебры в 10 классе по теме: "Логарифм числа. Свойства логарифмов"

Урок алгебры по технологии модульного обучения....

Логарифмы. Свойства логарифмов.

Повторить, закрепить знания теоретического материала по теме. Продолжить формирование практических умений при решении задач. Проверить  знания учащихся по данной теме....

Тема «Определение логарифма. Свойства логарифмов»

Задания с подробным образцом решения.Этот материал может использоваться при работе со слабоуспевающими учащимися, для самостоятельного изучения темы часто болеющими учащимися....

Урок по теме "Логарифмы. Свойства логарифмов"

Урок обобщения и закрепления знаний....

Логарифмы и свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода

Конспект урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: «Логарифмы и свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода»...