Уравнение. 5 класс.
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Кнаус Татьяна Владимировна

Технологическая карта урока по математике "Уравнение" с презентацией (5 класс). Урок закрепления материала. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uravneniya_5.rar2.48 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                        Разработала: Кнаус Татьяна Владимировна

                                       учитель математики  

МБОУ «Гимназия №38» г. Дзержинск

Нижегородской области  

Технологическая карта урока                

                                                                                                                                           

Предмет: математика, класс: 5, авторы учебника: Н.Я Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков

Тема урока:  Уравнения (§ 10).

Всего часов на тему: 4

Номер урока в теме: 3

Тип урока: урок закрепления материала

Цель урока: Продолжить работу над формированием умения решать уравнения и задачи способом составления уравнений.

Задачи:

образовательные:

·          учить решать усложнённые уравнения; продолжить работу по обучению учащихся алгебраическому способу решения задач.

развивающие:

·         Развивать интерес к математике, логическое мышление и математическую грамотность речи, уметь объективно оценивать свои достижения.

воспитательные:

·          воспитывать познавательную активность, чувство ответственности, культуру общения и диалога.

Используемое оборудование: 

мультимедиапроектор, компьютер, презентация к уроку, карточки.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные результаты (УУД)

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Знать: алгоритм решения усложненного уравнения

Понимать: как  решать задачи алгебраическим способом

Уметь: применять алгоритм решения уравнений и задач с помощью уравнений

1.1. принимать учебную задачу;

1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

 1.3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

2.1. осознавать познавательную задачу;

2.2. читать и слушать, извлекая нужную информацию, понимать информацию, выполнять УУД;

2.3. осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

 2.4. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

 3.2. задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

3.3. строить небольшие монологические высказывания;

3.4. осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

4.2. осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

4.3. осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Организационная структура урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сретства: ИКТ, учебник

  1. Организационный

 момент

УУД:4.1

Уточнение направления актуализации изученного материала. Положительный настрой на урок.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Приветствуют учителя.

Включаются в деловой ритм урока.

  1. Актуализация знаний

УУД: 3.1, 4.1, 4.2.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устной работы. Повторение основных понятий по теме «Уравнения»

Задание «подскажи словечко» 

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Презентация, слайд 1

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 УУД: 1.4, 2.2, 3.1, 4.1, 4.2.

Мотивация учебной деятельности.

Мотивирует учащихся. Вместе с ними формулирует цель урока.  Акцентирует внимание на значимости темы.

Уравнение – это великое математическое открытие, которым пользуются и физики, и химики, и биологи. И сегодня мы продолжим овладевать искусством решения уравнений и задач с помощью уравнений.

Формулируют цели урока, пишут тему урока в тетрадь.

Презентация, слайд 2

4. Применение знаний и умений

 УУД: 1.1, 1.2, 3.4, 4.3

УУД: 3.1-3.3, 4.1, 4.3

Применять полученные умения в знакомой ситуации,

расширить кругозор

Устный счет

Предлагает выполнить задание в парах (разноуровневые).

«Искусство решать уравнения зародилось в глубокой древности. Решив задания на карточках, используя шифр, вы узнаете имена великих математиков»

Предлагает учащимся, заранее подготовившихся дома, рассказать об ученых (Виет, Галуа, Рекорд).

Работают в парах над поставленными задачами.

Дают историческую информацию

Презентация, слайд3

Презентация, слайды 4-6

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

1.1, 1.2, 2.3, 4.3

Показать различные способы решения усложненных уравнений

1). Предлагает учащимся решить уравнения:

  1. (273 + x) – 583 = 149
  2. 168 + (259 – x) = 382

2). Предлагает решить задачу с помощью уравнения

№ 377 (г)

1). На 1 уравнении разбирают 2 способа: с помощью свойств сложения и вычитания и, используя определение компонентов вычитания.

2 уравнение решают любым из способов

2) Составляют краткую запись, уравнение и решают любым из двух способов.

6. Физкультминутка

УУД: 4.3

Снятие напряжения, разгрузка

Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Презентация, слайд 7-9

7. Проверка полученных результатов

УУД: 1.3, 1.4, 2.2, 4.2, 4.3

Организация деятельности учащихся по осознанию ими результата освоения учебной информации

Организует деятельность по выполнению самостоятельной работы.

Выполняют самостоятельную работу на применение полученных знаний.

Затем самопроверка учащихся

Презентация, слайд 10

8. Подведение итогов.

Рефлексия.

УУД:1.4, 4.2.

Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности.

Организовывает подведение итогов. Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Повторяют, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Презентация, слайд 11

9.

Информация о домашнем задании

 УУД: 4.1.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Записывает домашнее задание: ДМ стр.85 №75(а), 76. Придумать задачу, которая решалась бы с помощью уравнения, и решить ее.

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

Задания для устной работы:

1 уровень

Уравнение

Корень

Буква

Уравнение

Корень

Буква

а + 250 = 1000

а =

а + 250 = 1000

а =

120 – у = 20

у =

120 – у = 20

у =

m – 78 = 0

m =

m – 78 = 0

m =

375 – y = 375

y =

375 – y = 375

y =

2 уровень

Уравнение

Корень

Буква

Уравнение

Корень

Буква

450 + x = 850

x =

450 + x = 850

x =

1000 – y = 980

y =

1000 – y = 980

y =

a – 200 = 0

a =

a – 200 = 0

a =

x – 0 = 550

x =

x – 0 = 550

x =

135 – m = 115

m =

135 – m = 115

m =

3 уровень

Уравнение

Корень

Буква

Уравнение

Корень

Буква

1400 + b = 1700

b =

1400 + b = 1700

b =

100 – x = 22

x =

100 – x = 22

x =

a – 120 = 600

a =

a – 120 = 600

a =

550 + z = 1000

z =

550 + z = 1000

z =

820 – z = 520

z =

820 – z = 520

z =

y – 0 = 290

y =

y – 0 = 290

y =

Шифр

А

В

Г

Д

Е

И

К

Л

О

Р

Т

У

20

750

400

290

78

100

720

200

450

300

0

550

Исторические сведения (для докладов учащихся)

"Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике."
Д. Сантаяна

Джордж Сантая́на— американский философ и писатель испанского происхождения.

Франсуа Виет жил в XVI веке. Он внес большой вклад в изучение различных проблем математики, астрономии, ввел буквенные обозначения в уравнении. Более подробно познакомитесь с Виетом в 8 классе. Громкую славу Ф.Виет получил при короле Генрихе III во время франко-испанской войны. Испанские инквизиторы изобрели сложную тайнопись, благодаря которой они вели переписку с врагами Генриха III даже в самой Франции. Никто не мог найти шифр. Тогда обратились к Виету. Виет нашел решение за две недели непрерывной работы ключ к шифру, после чего Франция стала неожиданно выигрывать у Испании одно сражение за другим. Виета обвинили в связи с дьяволом и приговорили к сожжению на костре. К счастью, он не был выдан инквизиторам и вошел в историю как великий математик.

Эврист Галуа (1811 – 1832) За 20 лет жизни Галуа успел сделать открытия, ставящие его на уровень крупнейших математиков XIX века. Решая задачи по теории алгебраических уравнений, он заложил основы современной алгебры. Он погиб на дуэли, подстроенной его врагами. В ночь перед дуэлью он написал письмо, в котором изложил свои результаты, давшей начало целой науке – «теории Галуа».

Знак равенства ввел в 1556 г. Английский математик Рекорд, который объяснил свой выбор тем, что ничто не может быть более равным, чем два параллельных отрезка.

Самостоятельная работа

1 вариант

№ 1. Решите уравнение:

а ) ( а + 25) + 34 = 152,

б)  67 +( m – 24 ) = 235.

№ 2.  В классе было 40 учеников.  После того как несколько учеников вошли и 9 вышли, в классе стало 37. Сколько учеников вышло из класса?

2 вариант

№1. решите уравнение:

а) ( х + 34) – 18 = 68,

б) 89+ (15 + к ) = 219.

№ 2. В автоколонне было 52 машины. После того как получили 15 новых машин и несколько машин списали, в автоколонне стало 31 машины. Сколько машин списали?

Ответы

№ 1.

а)  a = 93;

б)  m = 192.

№ 2.

Ответ: 6 учеников вышло из класса.

№1.

 а) a = 52;

 б) k = 115.

№ 2 .

Ответ: 36 машин списали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"

Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....

Конспект урока: «Неполные квадратные уравнения» Класс: 8 класс

Тема урока: «Неполные квадратные уравнения»УМК: Ю.Н. Макарычев и др.Тип урока:  урок изучения нового материала.Технологии: технология сотрудничества, здоровьесберегающая , развив...

Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность уравнений, неравенств, систем.

Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность уравнений, неравенств, систем....