Урок в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Двойнова Александра Михайловна

Урок открытия нового знания по теме: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_i_vychitanie_obyknovennykh_drobey_5_klass.docx296.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание дробей»

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Цели и задачи урока:

  • построить алгоритмы сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями, тренировать способность к их практическому использованию
  • способствовать повышению внимания учащихся на уроке, облегчению процесса усвоения материала;
  • воспитывать ответственное отношение к учебному труду, настойчивость для достижения конечного результата.

Оборудование: карточки с заданиями, плакат с заданием.

Этапы урока, виды деятельности

Цель этапа урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверяет готовность

Настраиваются на работу

Личностные: смыслообразование;

Познавательные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

1 мин

Мотивация к учебной деятельности

Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)

Притча «Делёж верблюдов» (рассказ учителя)

Вопрос: С какими математическими понятиями вы встретились в притче?

Слушают учителя, отвечают на вопрос.

– Встретились с дробями.

Личностные: самоопределение, смыслообразование;

Познавательные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

2 мин

2. Актуализация знаний

1) Актуализировать учебное содержание и мыслительные операции для восприятия нового материала.

2) Зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения.

Предложены задания:

Устная работа:

1) Сократите дроби: http://festival.1september.ru/articles/637632/img4.gif

2) Приведи дроби к НОЗ:

http://festival.1september.ru/articles/637632/img8.gif

3) Сравните дроби:

1. Учащиеся повторяют:

  • Основное свойство дроби;
  • Сокращение дробей;
  • Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю;
  • Сравнение дробей.

Познавательные: сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания;

Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения;

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

5 мин

Формулирование проблемы

1) Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби.

2) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

3) Согласовать цель и тему урока.

1) Рассмотреть задание (плакат):

2) Учителем задается вопрос о теме урока и цели урока

1) Учащиеся рассматривают предложенное задание

2) На вопрос о теме урока формулируют тему:

«Сложение и вычитание дробей» и цель урока: учимся складывать и вычитать дроби.

Познавательные: анализ, аналогия, использование знаковой системы, подведение под понятие;

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения;

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

4 мин

Поиск решения проблемы

Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

1) Предлагает прослушать все варианты решения, записать их на доске.

2) Сформулировать алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Учащиеся выводят алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, работу с алгоритмом, записывают его в тетрадь.

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

4 мин

Формирование умний

Зафиксировать новый способ действия в знаковой форме и с помощью эталона.

Предлагает рассмотреть № ____

Решают в тетрадях, один человек у доски, проговаривая алгоритм.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму;

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения задач, достижение и согласование общего решения

3 мин

Физкультминутка

Релаксация, отдых

Предлагает выполнить упражнения

Выполняют упражнения

2 мин

Формулирование проблемы

1) Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби.

2) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

1) Предлагает рассмотреть задачу:

Для ремонта трёхкомнатной квартиры были куплены обои. На детскую комнату ушло 2/15 всех обоев, на гостиную на 6/15 всех обоев больше. А на кухню на 2/9 меньше, чем на гостиную. Какая часть обоев пошла на детскую и на гостиную? Сколько всего обоев потратили на детскую, гостиную и кухню?

Учащиеся рассматривают предложенную задачу, решение записывают в тетрадь

Познавательные: анализ, аналогия, использование знаковой системы, подведение под понятие;

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения;

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

4 мин

Поиск решения проблемы

Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Предлагает дополнить известный алгоритм, чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателям и показать на предложенных примерах, как он действует.

В тетрадях записан алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями. Все варианты обсуждаются. Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями:

Алгоритм:

1. Суммой (или разностью) дробей является дробь

2. Найти НОЗ дробей

3. Найти дополнительные множители (НОЗ делим на каждый знаменатель)

4. Найти новые числители действием умножения

5. Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)
6. Если возможно, сократить полученную дробь.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации, планирование, создание способа решения проблемы

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

5 мин

Формирование умений

1) Зафиксировать новый способ действия в знаковой форме и с помощью эталона.

2) Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

1) Обсуждение с учащимися правила сложения и вычитания дробей в процессе решения задачи.

2) Рассмотреть № ____

Решают в тетрадях, один человек у доски, проговаривая алгоритм.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму;

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения задач, достижение и согласование общего решения

5 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой

Проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Самостоятельная работа

Работа проверяется по ответам.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, затем проверяют ответы.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму;

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

7 мин

Рефлексия деятельности на уроке

Домашнее задание

1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания дробей;

2) Оценить собственную деятельность на уроке;

3) Обсудить и записать домашнее задание.

– Что нового узнали на уроке?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Наша цель достигнута?
– Что нам помогло справиться с затруднением?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
– Заполните, пожалуйста оценочный лист, на основании этого вы получите оценку за сегодняшний урок.

Благодарю всех за урок. Молодцы!

Учащиеся отвечают на вопросы

Записывают задание на дом.

Учебник стр. 158, п.33
Правило

№ 546 (1) № 548(а)

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

3 мин

Оценочный лист

Фамилия имя ученика

класс

дата

Самооценка за устную работу

Оценка учителя за индивидуальную работу

Самооценка за самостоятельную работу

Оценка соседа по парте

Общая оценка за урок

Самостоятельная работа

1 Вариант

2 Вариант

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе "Виртуальное путешествие: Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"

Урок «Виртуальное путешествие» разработан в преддверии празднования 20-летия Независимости РК и проведен в рамках районного семинара учителей математики. На каждом этапе урока применялись информ...

Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием ЭОР.

Формирование ИКТ-компетентностей учащихся 5-ых классов в аспекте ФГОС.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием Э...

Конспект открытого урока по математике в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных уменийКонспект содержит технологическую карту урока, составленную по материалу учебника  И.И.Зубаревой, А.Г.Мордкович....

Урок математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Технологическая карта урока математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей  с одинаковыми знаменателями"Презентация к уроку математики в 5 классе на тему "Сложение и вычи...

Конспект урока математики в 5 классе по теме : "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Конспект урока математики в 5 классе по УМК Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С. с использованием ЭОР. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности....

Самоанализ урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей".

Самоанализ урока обобщения по теме: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"...