Спецкурс по математике "Вероятность и статистика" 5 класс ФГОС.
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

Рабочая программа спецкурса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_spetskursa.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

спецкурса по математике

«Вероятность и статистика»

для учащихся 5 класса.

Разработана учителем математики

МКОУ СОШ №1 г.Ипатово

Петренко Наталией Анатольевной.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа спецкурса по теории вероятностей и статистике для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В программу по математике основной школы включаются элементы теории вероятностей и статистики.

Рабочая программа разработана на основе учебного пособия «Вероятность и статистика», авторы Е.А. Бунимович, В.А. Булычев.

 Согласно планированию в 5 классе предполагается изучение статистического и классического  определений вероятности, понятие элементарных событий. Обучение указанной дисциплине проводится в виде теоретических и практических занятий. В процессе теоретических занятий сообщаются основные понятия соответствующего раздела курса, описываются способы доказательств, решаются задачи. На практических занятиях учащиеся выполняют самостоятельные работы, проводят индивидуальные исследовательские работы, в ходе которых они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности.

Цели курса:

  • способствовать формированию осознанного выбора дальнейшего пути образования;
  • способствовать формированию у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений;
  • способствовать ознакомлению учащихся со случайными величинами и числами, необычными для школьников и естественными в повседневной жизни;
  • способствовать развитию у учащихся первоначальных навыков решения задач, связанных, в том числе, с жизненными ситуациями.

Задачи курса:

  • расширить кругозор учащихся;
  • сформировать у учащихся представления о комбинаторике и основных элементах теории вероятностей;
  • сформировать первоначальный навык решения задач, связанных, в том числе, с конкретными жизненными ситуациями;
  • способствовать развитию творческих способностей и дарований учащихся;
  • способствовать формированию у школьников интереса к изучению математики.

Умения, навыки и способы деятельности.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

        При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

        Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Количество учебных часов: планирование рассчитано на 0,5 часов в неделю, всего 17 часов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Из них

Теория

Практика (решение задач)

1

Случайные события

4

1

3

2

Что вероятнее?

4

2

2

3

Как сравнивать события?

4

2

2

4

Эксперименты со случаем

5

2

3

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Случайные события (4 часов)

Что изучает теория вероятностей. Случайные события. Невозможные события. Достоверные события. Решение комбинаторных задач.

Что вероятнее? (4 часов)

Сравнение шансов. Вероятностная шкала. Решение комбинаторных задач.

Как сравнивать события? (4 часов)

Сравнение событий. Шансы наступления событий. Решение комбинаторных задач.

Эксперименты со случаем. (5 часов)

Абсолютная частота. Относительная частота. Таблица относительных частот. Гистограмма. Систематизация и подсчет имеющихся данных в частотных таблицах. Среднее значение и модуль как характеристики совокупности числовых данных. Практическая работа по сбору, организации и подсчету данных.

Результаты обучения

  1. личностные
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  1. метапредметные
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
  1. предметные
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Литература

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 5-6 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение,2008.
  2. Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность. М.: изд-во «Просвещение», 2007.
  3. Е.А. Бунимович, В.А. Булычев Теория вероятностей и статистика – 4-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008.
  4. Е.А. Бунимович, В.А. Булычев Теория вероятностей и статистика: Методическое пособие для учителя – 4-е изд., исправленное и доработанное – М.:МЦНМО: МИОО, 2008.

Календарно-тематическое планирование занятий.

№ п/п

Тема

Дата проведения

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

 Случайные события (4 ч) 

1

Что изучает теория вероятностей. Случайные события.

Групповая - обсуждение и выведение определений «вероятность и событие».

Фронтальная – ответы на вопросы.

Индивидуальная – решение задач

Дают определение предмета изучения теории вероятности, приводят примеры случайных событий

Выражают положительное от-ношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества; оценивают  свою учебную деятельность.

- Регулятивные  - обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

- Познавательные - сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников (справочники, Интернет).

- Коммуникативные  - умеют понимать точку зрения другого,  слушать

2

Случайные события. Решение комбинаторных задач.

Фронтальная – обсуждение, что такое случайные события.

Индивидуальная – решение задач на вычисление вероятности события.

Имеют представление о том, что такое случайное событие.

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося,  проявляют мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, оценивают свою учебную деятельность.

3/4

Решение комбинаторных задач.

Фронтальная –

обсуждение, что такое невозможные и достоверные события, решение устных задач

Индивидуальная -  решение задач по теме случайные события.

Знают, что такое невозможные и достоверные события, умеют применять эти знания при решении задач.

Что вероятнее? (4 ч) Сравнение шансов. Вероятностная шкала

5

Сравнение шансов. Вероятностная шкала.

Групповая – обсуждение, как можно сравнять шансы в наступлении событий, как составить вероятностную шкалу.

Фронтальная – решение устных задач

Индивидуальная -  решение задач на вычисление вероятности события

Имеют представление о том,  как можно сравнять шансы в наступлении событий, как составить вероятностную шкалу.

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета, оценивают свою учебную деятельность.

- Регулятивные – составляют план выполнения заданий совместно с учителем.

- Познавательные – записывают выводы в виде логической связки «если…,  то …».

- Коммуникативные – умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

6-8

Решение комбинаторных задач.

Фронтальная – ответы на вопросы, решение устных задач. Индивидуальная -  решение задач по теме «Что вероятнее?»

Знают, как применять полученные по теме  знания при решении задач.

Применяют правила делового сотрудничества.

Как сравнивать события? (4 ч) Сравнение событий. Шансы наступления событий.

9-10

Как сравнивать события? Решение комбинаторных задач.

Групповая – обсуждение, как можно сравнивать события, как посчитать шансы наступления событий.

Фронтальная – решение устных задач

Индивидуальная -  решение задач на сравнение событий

Имеют представление о том,  как можно сравнивать события, как посчитать шансы наступления событий.

Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми, оценивают свою учебную деятельность.

- Регулятивные - понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.

- Познавательные - передают содержание в сжатом или развернутом виде.

- Коммуникативные - умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменить свою точку зрения

11-12

Решение комбинаторных задач.

Фронтальная – ответы на вопросы, решение устных задач. Индивидуальная -  решение задач на сравнение  событий и шанс наступления событий.

Умеют применять полученные по теме  знания при решении задач.

Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, выражают положительное отношение к процессу познания и оценивают свою учебную деятельность.

Эксперименты со случаем. (5 ч) Абсолютная частота. Относительная частота. Таблица относительных частот. Гистограмма. Систематизация и подсчет имеющихся данных в частотных таблицах. Среднее значение и модуль как характеристики совокупности числовых данных.

13

Частота абсолютная и относительная. Таблица относительных частот.

Групповая - обсуждение и выведение определений «абсолютная и относительная частота».

Фронтальная – ответы на вопросы.

Индивидуальная – решение задач

Дают определение абсолютной и относительной частоты события, понимают, что такое таблица относительных частот.

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося,  оценивают свою учебную деятельность.

- Регулятивные – составляют план выполнения заданий совместно с учителем.

- Познавательные – преобразовывают модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область.

 - Коммуникативные – умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения

14

Систематизация и подсчет имеющихся данных в частотных таблицах.

Фронтальная – ответы на вопросы.

Индивидуально-групповая – выполнение индивидуально-группового задания. задания.

Умеют применять полученные по теме  знания при выполнении заданий.

Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми, оценивают свою учебную деятельность.

15

Среднее значение и модуль как характеристики совокупности числовых данных.

Групповая - обсуждение и выведение определений «среднее значение и модуль».

Фронтальная – ответы на вопросы.

Индивидуальная – решение задач

Дают определение среднего значения и модуля, умеют применять полученные знания при решении задач.

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета, оценивают свою учебную деятельность.

16

Практическая работа по сбору, организации и подсчету данных.

Групповая – выполнение практического задания.

Знают, как применять полученные по теме  знания при выполнении практического задания.

Применяют правила делового сотрудничества, оценивают свою учебную деятельность.

17

Итоговое занятие по курсу.

Фронтальная – ответы на вопросы.

Индивидуальная – решение задач

Умеют применять полученные знания при решении задач.

Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, выражают положительное отношение к процессу познания и оценивают свою учебную деятельность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...

авторская программа спецкурса по химии для 9 класса по теме:"Химия и сельское хозяйство"

Пояснительная запискаХимизация – это одно из направлений научно-технического прогресса, основанное на широком применении химических веществ, процессов и методов в различных отраслях, например, в...

План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе

Данное учебное занятие в 9 классе  проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Рабочая программа по спецкурсу по математике 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по спецкурсу по математике 6 класс (ФГОС) рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год (35 недель)...