Урок в 6 классе по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Киселёва Тамара Анатольевна

Конспект урока изучения новых знаний с технологической картой, где прописаны деятельность учителя и учащихся на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОАУ ЯО «Институт развития образования»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ 6 КЛАССА

НА ТЕМУ  «Умножение рациональных чисел».

(Итоговая работа по модулю «Реализация требований ФГОС основного общего образования. Математика»)

Выполнила учитель математики Киселёва Тамара Анатольевна МОУ Ниноровская ООШ Угличский район

Руководитель курса: М.Л.Зуева

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ  «Умножение рациональных чисел».

Класс 6.

Объем учебного времени на тему  12 часов (по программе), 10 ч. в рабочей программе, т.к. в конце учебного года перед итоговым повторением выделена тема  «Вероятность случайных событий» (6 ч.)

Место урока в теме : это первый урок в данной теме после  контрольной работы по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».

Цель : составить алгоритм  умножения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками и научиться применять его;

           Развивать правильную математическую речь.;  формировать внутренние процессы интеллектуального, личностного, эмоционального развития.

Планируемые результаты :

Предметные: составить алгоритм умножения положительных и отрицательных чисел и научиться применять его.

Личностные:  формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания.

Метапредметные: Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию необходимую для решения.

Регулятивные:  формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные:  формировать умение выделять закономерность.

Способы контроля за результатами : устный опрос, ответы на вопросы, карточки- задания по вариантам.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная самостоятельная работа, самоконтроль.

Основной уровень активности (воспроизводящая, интерпретирующая, творческая): интерпретирующая.

Основные методы, формы, технологии и методики, используемые педагогом: фронтальная работа, работа в парах, частично исследовательская, поэтапного формирования умственных действий.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Используемый УМК (основной и дополнительный):  Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов ,А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург , Москва «Мнемозина».

Используемые электронные ресурсы

Материально-техническое оснащение урока (МТБ, ТСО. Расходные материалы и т.д.) : учебник, «Рабочая тетрадь», карточки с заданиями для самостоятельной работы и контроля, экран, проектор или интерактивная доска, игральные кости синего и красного цвета, которые изготавливали в 5 классе на внеурочной деятельности.

Методические комментарии (почему урок организован именно так? - обоснование выбора методов и форм обучения, исходя из места урока в учебной теме, особенностей школы, класса, используемого УМК и т.д.)

Это первый  урок по данной теме, но выполнять умножение различных положительных чисел дети умеют. Новым будет то, что они должны научиться правильно определять знак произведения, объяснив его сначала на конкретных задачах с величинами.

Классы в нашей школе малочисленные, поэтому работа проводится  фронтально, индивидуально и в парах ( очень редко  в    группах).

Использование УМК Н. Я. Виленкина можно объяснить тем, что учебник отвечает требованиям нового стандарта, есть полное методическое сопровождение максимально облегчающее учителю как подготовку к уроку, так и работу на уроке. Дети, которые обучались в начальных классах по учебнику Истоминой  без затруднений перешли в основном звене на данный комплект. В учебнике содержатся необходимые сведения по истории математики, есть интересные  исследовательские задачи, позволяющие творчески подходить к планированию и организации индивидуальной проектной деятельности.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА[1].

Этапы и временные рамки урока

Формируемые способы деятельности и вид образовательного результата[2]

Показатель достижения образовательного результата

Осуществляемые действия обучающихся

Формы организации деятельности обучающихся[3] (Г, Ф, П или И)

Деятельность педагога

Методы обучения[4] (ОИ,  Р,  П, ЧП или И)

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности  (2 мин.)

Правильно использовать математические термины (Пр.) , точно выражать свои мысли и слышать других(К).

Обучающиеся задумываются над предложенным высказыванием и настраиваются на занятия математикой.

Читают предложенное высказывание и объясняют , как они это поняли.

Фронтальная.

Предлагает прочитать высказывание на доске (приложение 1) и подумать над данными словами в течение урока.

ОИ

Включение в систему знаний и повторение ( 5мин.) Блиц- опрос ( приложение 2)

Умение быстро и правильно принимать решение, обосновать выбранный ответ (ПР., К.)

Повторяют правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, отрабатывают правильную математическую речь.

Выбирают из двух предложенных ответов правильный и полностью проговаривают предложение, отстаивают свою точку зрения, если кто-то с ней не согласен.

Ф.

Первоначально читает каждое предложение, которые постепенно открываются на интерактивной доске.

Р.

Практическая деятельность учащихся (5 мин)

Работать в паре, правильно принимать решение, слушать мнение другого (К) и отстаивать своё мнение (Л)

Повторяют и проговаривают правила сложения чисел с разными знаками , правильно записывают суммы.

Повторяют сложение чисел с разными знаками (три раза подбрасывают игральные кости разного цвета и записывают результат в виде суммы)

Парная.

Объясняет задание.

Наблюдает за работой в парах, при необходимости оказывает помощь.

Практическая деятельность

Сообщение темы урока (2мин)

Записывают предложенную задачу в виде суммы и в виде произведения, сравнивают результаты (Пр, П.Р,).

Сумму одинаковых слагаемых предлагают заменить произведением.

Предлагают способы решения предложенной задачи.

И.,Г.,Ф.

Предлагает задачу: три раза подбросили  «синий кубик» и каждый раз выпало  - 5 очков. Сколько всего проигрышных очков получили?

П.

Подготовка к работе на основном этапе (6 мин.)

Находить информацию в тексте учебника(К), выделять главное, делать выводы (П.).

Все обучающиеся нашли информацию в учебнике и сделали выводы (заполнили карточки с правилом ) Приложение 3.

Составляют алгоритм умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками

И.,П.

В случае затруднения организует наводящий диалог.

ЧП., Р.

Усвоение новых знаний и способов действий (10 мин.)

Анализируют условие задачи, рассматривают изменение величины, объясняют полученный ответ (П., Р.)

Правильно записали решение задачи и объяснили полученный результат, используя понятие изменения величины и алгоритм умножения чисел с разными знаками.

Решают задачи №1118, № 1119 (ответы обосновать).

№ 1121 (1, 4 строчки)

( 2 ученика решают примеры за доской)

Ф.

И.

Организует диалог при проверке решения задач.

Организует проверку и оценивает работу обучающихся, выполнявших задание за доской.

Самостоятельная работа и осуществление контроля (приложение 4) (6 мин.)

Отрабатывают умения применять составленный алгоритм умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками (Пр., П., Р.)

100 % учащихся включены в практическую деятельность, самостоятельно применяют составленный алгоритм.

Находят значения частных, проговаривают про себя полученное правило.

И.

Наблюдает за действиями каждого, помогает при необходимости.

Пр.

Работа над задачей №1141 а) (5 мин.)

Осуществляют выбор наиболее эффективного способа решения задачи (П,)

Правильно выбирают способ решения и составляют уравнение, опираясь на отношение между величинами.

Читают задачу, определяют способ решения и составляют уравнение.

И.

Ф.

При затруднении обучающихся учитель организует диалог или просит прокомментировать свои действия кого-то из учеников.

Деятельностный подход.

Рефлексия учебной деятельности и оценивание учащихся (2 мин)

Повторение алгоритма умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками (П.).

Оценивание учебной деятельности на уроке(Р).

Все обучающиеся умеют применять алгоритм умножения различных чисел и определять знак произведения.

Дополняют предложение:

  1. Я узнал…
  2. Я научился..
  3. Я теперь умею..
  4. Мне понравилось..
  5. Мне не понравилось..

Ф.

Организует диалог, оценивает работу обучающихся на уроке.

Р.

Домашнее задание (2 мин.)

Самостоятельно выполняют задание, используя составленный алгоритм

(Л., П.)

Правило стр. 190-191, № 1143 (1-2 столбик), №1144, № 1145а), индивидуальное творческое задание в «Рабочей тетради» №15 стр.33

Записывают задание в дневники.

И.

Записывает и комментирует домашнее задание.

Практическая деятельность.

Проблемное (индивидуальное задание)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

«Математика – это больше, чем наука, это язык».

( Нильс Бор).

Приложение 2.

Блицопрос.

  1. Сумма двух отрицательных чисел есть число…    (отрицательное, положительное).
  2. Сумма двух противоположных чисел равна…    (их сумме, нулю)
  3. При сложении двух чисел с разными знаками знак суммы совпадает со знаком того слагаемого, модуль которого… (

(больше, меньше)

      4)Чтобы из одного числа вычесть другое число, нужно…..(к уменьшаемому прибавить, от уменьшаемого отнять)  число противоположное вычитаемому.

5) Чтобы найти расстояние между двумя точками на координатной прямой, надо найти модуль… (разности, суммы) координат соответствующих точек.

Приложение 3

Закончите предложение:

Произведение положительного и отрицательного числа есть число ---------------------------------------------------------------------

Произведение двух отрицательных чисел есть число------------------------------------------------------------------------------------

Произведение любого числа и нуля равно ----------------------------------------------------------------------------------------------------

а

в

а * в

+

+

+

-

+

-

+

-

-

-

-

+

Приложение 4.

I вариант.

Выполните умножение:

а) 10 * (- 3,9)                                                   г) -2 * 2,4                                                        ж) – 1,5 * (-3)

б) (-100) * 7,4                                                  д) 2 * (-2,9)                                                    з) -4 * 1,6

в) -65 * (-10)                                                    е) (-5) * 1,2

II вариант.

Выполните умножение:

а) 10 * (- 6,3)                                                   г) -4 * 1,4                                                           ж) – 1,7 * (-3)

б) (- 10) * 3,1                                                   д) 2* (-2)                                                            з) – 6 * 1,2

в) – 25 * (- 100)                                               е) ( -5)* 1,8

                                   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Путешествие в страну положительных и отрицательных чисел"

Данный материал представляет собой конспект урока....

Урок по математике-проект «Применение положительных и отрицательных чисел»

Тема «Применение положительных и отрицательных чисел»Тип урока: урок комплексного применения метапредметных и предметных знанийДата урока:___________________2015г.Образовательные ресурсы: проектор, но...

Разработка урока математики в 6 классе. Тема урока: «Умножение положительных и отрицательных чисел».

Целью урока является: знать правила умножения чисел с разными знаками, умножение двух отрицательных чисел. Задачи: знать и применять правила на практике, развивать умение рассуждать, анализи...

Конспект урока в классе по теме "Положительные и отрицательные числа"

Конспект урока математики в 6 классе по теме  «Положительные и отрицательные числа», разработанный с использованием проектной технологии.Урок обобщения и систематизации знаний. 6 клас...

Конспект урока математики по теме: "Умножение положительных и отрицательных чисел"

Урок открытия и первичного закрепления новых знаний и способов действий....