Элективный курс по математике " Решение развивающих задач", 5 класс
элективный курс по алгебре (5 класс) на тему

Калинина Нина Ивановна

Элективный курс по математике " Решение развивающих задач", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования АМО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Женская гимназия»

Программа элективного курса по математике

«Решение развивающих задач»

5 класс

                 

Составители: Конолаш Л.И.

Калинина Н.И.

Сыктывкар

2014

Пояснительная записка.

Данный элективный курс дополняет обязательную учебную работу по математике 5 класса и способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

Немало школьников считают математику скучной, сухой наукой и поэтому одна из задач элективного курса повысить интерес девочек к математике. А также для развития их логического мышления, пространственного воображения, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы. Некоторые разделы этого курса напрямую связаны с историей математики и своими корнями уходят в прошедшие столетия и поэтому небольшие исторические справки в ходе изучения материала повысят уровень освещенности в вопросах создания математики и познакомят с великими учеными.

Умение решать задачи - один из основных показателей уровня математического развития и глубины усвоения учебного материала, поэтому в течение всего курса рассматриваются самые различные задачи.

На рубеже третьего тысячелетия становится очевидной универсальность вероятностно-статистических законов, которые стали основой описания научной картины мира. В нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости.  Ребенок в своей жизни ежедневно сталкивается с вероятностными ситуациями, ведь игра и азарт составляют существенную часть его жизни.

Поэтому в данном курсе есть глава, посвященная комбинаторике (раздел статистики  и теории вероятности). Изучение комбинаторики начинается не с формул, а с самого процесса комбинирования, т.е. с перебора вариантов.

Представленный элективный курс занимателен, интересен, развивает математические навыки и повышает математическую культуру девочек.

    ЦЕЛЬ КУРСА: изучение истории натуральных чисел, решение задач на смекалку, логику, комбинаторику.

   ЗАДАЧИ КУРСА:

  1. обобщение и систематизирование знаний по теме "Натуральные числа"
  2. приобретение практических навыков при решении задач.
  3. знакомство с историческими материалами.
  4. повышение уровня математической подготовки и математической культуры.
  5. привитие интереса к предмету.

   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ:

В результате изучения курса обучающиеся должны знать основные понятия по программе курса, должны уметь решать числовые ребусы, простейшие задачи на смекалку, логику, решать задачи на движение.

         

Содержание элективного курса.

Натуральные числа - 8 часов:

1.История цифр, цифры у разных народов (запись цифр и чисел)

2.Славянская нумерация, узловая нумерация.

3.Римская нумерация.

4.Решение олимпиадных задач.

Л.Ф.Магницкий и его арифметика - 6 часов:

  1. Что нам известно о Л.Ф.Магницком?
  2. Его работы в математико-навигационной школе. Происхождение его фамилии.
  3. Что это за книга, которую М.В.Ломоносов назвал "вратами своей учености"
  4. Исключительная роль "Арифметики" Магницкого в математическом образовании в России.
  5. Чтение нескольких отрывков из этой книги. Решение задач из "Арифметики" Магницкого.

Задачи - 12 часов

1.Задачи на движение; движение по течению реки, против течения реки.

2.Задачи, решаемые с конца.

3.Переливания, дележи.

4.Олимпиадные задачи.

5.Числовые ребусы.

Элементы статистики и вероятность - 8 часов

  1. Случайные события. ( Случайные события. Невозможное событие. Достоверное событие. Исход  эксперимента.)
  2. Вероятностная шкала. (У кого шансов больше? Что происходит чаще? Вероятностная шкала. Противоположные события. Когда из В следует А?)
  3. Таблицы и диаграммы. (Статистические данные. Таблицы; строки и столбцы. Итоговые строки и столбцы. Диаграммы: линейные, столбчатые, круговые.)

Учебно-тематический план.              34 часа

1.Натуральные числа.

  (Запись цифр и чисел у разных народов)                                 5ч.

2.Решение олимпиадных задач.                                               2ч.

 

3.Школьная олимпиада.                                                              1ч.

4. А.Ф.Магницкий и его "Арифметика"                                 4ч.

5."Живые задачи".                                                                  2ч.

6.Задачи на движение.                                                              2ч.

7.Задачи, решаемые с конца.                                                 2ч.

8.Переливания, дележи.                                                               1ч.

9.Числовые ребусы.                                                                 2ч.

10.Математическая регата.                                                          2ч.

11.Решение олимпиадных задач.                                              2ч.

12.Классная олимпиада.                                                           1ч.

13.Случайные события.                                                            2ч.

14.Вероятностная шкала.                                                            2ч.

15.Таблицы и диаграммы.                                                          3ч.

16.Итоговое занятие по курсу.                                             1ч.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный элективный курс «Физика. Математика. Решение прикладных задач для будущего офицера». 10-11 класс.

В условиях трансформационной экономики России экономическая, правовая и социально-психологическая адаптация выпускников к условиям взрослой жизни становится объективной необходимостью....

Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе.

Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе...

Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе.

Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике     « Решение нестандартных задач по математике »      в 11 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике «Решение нестандартных задач», 11 класс

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач» для обучающихся 11 класса общеобразовательных учреждений разработана на основе: авторской адаптационной программе факультативного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике "Решение нестандартных задач", 9 класс

Курс рассчитан на учащихся 9 классов  школы и предполагает совершенствование подготов­ки школьников по освоению основных разделов математики, дополнение углубленного курса математики основной...

Элективный курс по математике "Решение разноуровневых задач", 9 класс

Данная разработка содержит два варианта элективного курса по математике для 9 класса, на 34 и 17 часов....