Элективный курс по математике "Решение разноуровневых задач", 9 класс
элективный курс по математике (9 класс)

Ченикалова Ольга Ивановна

Данная разработка содержит два варианта элективного курса по математике для 9 класса, на 34 и 17 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Математика 9 класс (электив)30.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

                                             

                                                        Программа

элективного курса по математике

в   9 классе

«Практикум по решению   разноуровневых

задач по математике»

                              2018-2019 г.

                                                                         

                                                                                           

                           

Пояснительная записка

      Данный элективный курс составлен на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего

        образования 2004 года.

  1. Примерной программы по сборнику рабочих программ основного общего образования по алгебре - Алгебра 7-9, составитель - Т.А. Бурмистрова, М.: Издательство «Просвещение», 2012г.

     3. Примерной программы по сборнику рабочих программ основного общего

  образования - Геометрия 7-9. Составитель  Т.А. Бурмистрова,  М: Издательство

 «Просвещение», 2013 г.

  1. Учебного плана МБОУ СОШ №25 г. Владивостока.

                             

          Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки  к  ОГЭ   по  математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым

для его усвоения оптимально. Курс соответствует  возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.

   

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части: беседы, самостоятельная и тестовая  работы, диагностические работы, презентации.

    Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа.

         Программа выполняет две основные функции.

         Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного элективного курса.

         Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

         Программа определяет перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в школе и включает материал, создающий основу математической грамотности. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, и предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

                        Цель курса:

1. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.

2. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в

      других дисциплинах.

3.  Создание условий для формирования и развития  у обучающихся навыков

      анализа и систематизации,  полученных ранее знаний; подготовка к

      итоговой аттестации в форме ОГЭ.

                           Задачи:

  1. Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения

      в разделе математики, связи с другими темами.

  1. Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора,

      умение преодолевать трудности при решении более сложных задач

  1. Осуществление работы с дополнительной литературой.
  2. Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию

      за курс основной  школы;

  1. Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.

Способы развертывания учебного материала и средства достижения поставленных целей.

      Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция,  практическая работа, беседы. В ходе изучения, проводятся краткие теоретические опросы   по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом, используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи.

Текущий контроль уровня усвоения  учебного материала  осуществляется в результате выполнения самостоятельных работ, промежуточных тестов, с помощью самооценки и  взаимопроверки, выполняемых  тестов.   Итоговый контроль:  итоговый тест и диагностическая работа  в форме теста  заданий  с кратким и  развёрнутым ответом.

    При изучении курса используются технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа проектор, интерактивная доска.

        

Вариант 1

              Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.

Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Натуральные числа

7

2.

Буквенные выражения

5

3.

Уравнения. Системы уравнений

4

4.

Неравенства. Системы неравенств

2

5.

Функции и графики

3

6.

Прогрессии

3

7.

Геометрия

7

8.

Диагностическая работа

2

9.

Анализ итогового теста и диагностической работы

1

Итого:

34

Содержание тем учебного курса

                                                            Арифметика.

Тема № 1      Натуральные числа  - 7 час.

Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОК и НОД. Дроби.  Действия над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными и отрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих корни. Процент. Задачи на проценты.

                                                                    Алгебра.

Тема №2   Буквенные выражения. - 5 час.

 Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.

Тема №3   Уравнения. Системы уравнений. - 4 час.

 Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.

Тема №4    Неравенства. Системы неравенств.  - 2 час.

Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.

Тема №5    Функции  и графики - 3 час.

Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции.  Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.

Тема №6    Прогрессии.  - 3 час.

Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п- члена  и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.

 

                                                               

                                                          Геометрия   - 7 ч.

 Основные понятия и утверждения геометрии . Геометрические фигуры и их свойства.

Признаки равенства и подобия треугольников. Вычисление площадей. Окружность и круг. Задачи на доказательство.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

                                                       Учащиеся должны уметь:

1.Уметь выполнять действия с числами:

Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных

чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями.

Выполнять арифметические действия с рациональными числами.

Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений

2.Уметь выполнять алгебраические преобразования:

Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями.

Применять свойства арифметических квадратных корней  для вычисления

значений и преобразований выражений , содержащих корни.

3.Уметь решать уравнения и неравенства:

Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений.

Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы

4.Уметь выполнять действия с функциями:

Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять

формулы общих членов, суммы n членов  арифметической и

геометрической прогрессий.

Находить значения функции.

Определять свойства функции по графику.

Описывать свойства функций.

Строить графики.

5.Уметь выполнять вычисления  и приводить обоснованные доказательства

  в геометрических задачах:

Разбираться в основных геометрических понятиях и утверждениях, доказывать их верность.

Умело строить геометрические фигуры и чертежи для задач.

Применять геометрические формулы для решения задач.

                                   Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание учебного материала

Дата проведения

по плану

фактич.

                                        I Арифметика

Тема №1   Числа  (7 ч)          

1

Натуральные числа. Действия над натуральными числами

2

Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК.

3

Дроби. Действия с дробями

4

Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами.

5

Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени.

6

Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни.

7

Задачи на проценты.

Промежуточный  тест.

                                           II Алгебра

Тема №2  Буквенные выражения (5 ч)

8

Преобразование алгебраических выражений.

9

Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения.

10

Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей.

11

Действия с алгебраическими дробями.

12

Промежуточный  тест.

Тема №3 Уравнения. Системы уравнений (4 ч)

13

Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Линейное, квадратное уравнения.

14

Дробно-рациональные уравнения.

Уравнения с модулем.

15

Уравнения с двумя переменными.

Системы уравнений. Методы  решений.

16

Промежуточный  тест

Тема №4  Неравенства. Системы   неравенств (2 ч)

17

Числовые неравенства. Свойства неравенств. Неравенство с одной переменной. Решение неравенств.  

18

Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств.

   Тема №6  Функции и графики (3 ч)

19

Функции. Свойства функций и графики.

20

Линейная функция. Квадратичная функция. Обратная пропорциональность.  

21

Промежуточный тест.

      Тема №5      Прогрессии (3 ч)

22

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии.

23

Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии

24

Промежуточный тест.

                                           III Геометрия (7 ч)                            

25

Основные понятия и утверждения геометрии.

26

Признаки равенства и подобия треугольников.

27

Геометрические фигуры и их свойства.

28

Вычисление площадей фигур.

29

Окружность и круг.

30

Задачи на доказательство.

31

Промежуточный тест.

32-33

Диагностическая работа  (2 ч)

34

Анализ  диагностической  работы  (1 ч)

Итого:   34 ч

                 

               Вариант 2

         Курс рассчитан на 17 часов. Занятия проводятся один раз в две недели.

Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Числа

3

2.

Буквенные выражения

2

3.

Уравнения. Системы уравнений

2

4.

Неравенства. Системы неравенств

1

5.

Функции и графики

2

6.

Прогрессии

2

7.

Геометрия

5

Итого:

17

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание учебного материала

Дата проведения

по плану

фактич.

                                        I Арифметика

Тема №1   Числа  (3 ч)          

1

Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК.

2

Дроби. Действия с дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами.

3

Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени. Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни

                                           II Алгебра

Тема №2  Буквенные выражения (2 ч)

4

Преобразование алгебраических выражений  Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения.

5

Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей. Действия с алгебраическими дробями

Тема №3 Уравнения. Системы уравнений (2ч)

6

Линейное, квадратное уравнения.  Дробно-рациональные уравнения.

Уравнения с модулем.

7

Уравнения с двумя переменными.

Системы уравнений. Методы  решений.

Тема №4 Неравенства. Системы   неравенств (1ч)

8

Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств.

   Тема №6  Функции и графики (2 ч)

9

Функции. Свойства функций и графики. Линейная функция. Квадратичная функция. Обратная пропорциональность

10

Промежуточный тест.

      Тема №5      Прогрессии (2 ч)

11

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии. Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии

12

Промежуточный тест (1 ч)

                                           III Геометрия (5 ч)                            

13

Основные понятия и утверждения геометрии.

   14

Геометрические фигуры и их свойства.

   15

Вычисление площадей.

16

Задачи на доказательство.

17

Итоговый тест (1 ч)

Итого:   17 ч

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б. и др.  М.: Просвещение, 2017.
  2. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ОГЭ. Под ред. Лысенко Ф.Ф.  Ростов на/Д: Легион-М, 2018
  3. ОГЭ — 2019. Экзамен в новой форме. Алгебра. 9 класс.  Кузнецова Л.В, Суворова С.Б, Бунимович Е.А. и др. М.: АСТ: Астрель, 2018

 4.  Л.И.Мартышова. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра.9 класс.

       М. : Вако, 2018.

       5.  ГИА.3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1. Под ред.

       А.Л.Семёнова, И.В.Ященко. М. : Издательство «Экзамен», 2015.

  1. И.В.Ященко, А.Л. Семенов, А.С.Трепалин: ОГЭ-2019. Математика. Типовые

       экзаменационные варианты. 30 вариантов.  М.: Издательство «Национальное

        образование»,2018г.

          Методические рекомендации. М.: МЦНМО, 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный элективный курс «Физика. Математика. Решение прикладных задач для будущего офицера». 10-11 класс.

В условиях трансформационной экономики России экономическая, правовая и социально-психологическая адаптация выпускников к условиям взрослой жизни становится объективной необходимостью....

Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе.

Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе...

Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе.

Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике     « Решение нестандартных задач по математике »      в 11 классе....

Элективный курс по математике " Решение развивающих задач", 5 класс

Элективный курс по математике " Решение развивающих задач", 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике «Решение нестандартных задач», 11 класс

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач» для обучающихся 11 класса общеобразовательных учреждений разработана на основе: авторской адаптационной программе факультативного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике "Решение нестандартных задач", 9 класс

Курс рассчитан на учащихся 9 классов  школы и предполагает совершенствование подготов­ки школьников по освоению основных разделов математики, дополнение углубленного курса математики основной...