Урок по математике в 5 классе по теме " Уравнение" (1 урок)
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Куприянова  Татьяна Сергеевна

Актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученные в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_uravnenie_5kl._na_sayt.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

                                           по теме « Уравнение».                            

Цель урока: продолжить работу над пониманием учащимися записи буквенных выражений, составлением буквенных выражений, упрощением выражений; актуализировать знания учащихся об уравнениях, дать понятие корня уравнения; формировать умения решать уравнения и задачи способом составления уравнений; совершенствовать вычислительные навыки.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер.

                                                     Ход урока.

I. Повторение: на интерактивной доске записаны задания.

а) Вычислите, выбирая удобный порядок действий: 1 страница

          1) (37 + 144) – 37;   2) 324 – (49 + 124);  3) 523 + (276 – 76);                                                                      

          4) (97 + 138) – (87 + 138).

Учащиеся в тетрадях выполняют задания и выходят к доске по желанию, записывают ответы. Затем учитель открывает следующую страницу на доске с решением, и ученики проверяют решение: 2 страница

1) (37 – 37) + 144 = 144;

2)  (324 – 124) – 49 = 200 – 49 =151;

3) 523 + 200 = 723;

4) (97 – 87) + (138 – 138) = 10

б) Упростите выражения, применяя свойства сложения и вычитания: 3 страница

1) (37 + b) – 27;   2) 127 – (27 + x);  3) 1115 +а – 115.

Учащиеся в тетрадях выполняют задания и выходят к доске по желанию, записывают ответ. Учитель открывает следующую страницу с решением, и учащиеся проверяют решение: 4 страница

1)  (37 – 27) +b = 10 + b;

2)  127 – 27 – x = 100 – x;

3) 1115 -115 + a = 1000 + a;

Ученики правильные ответы отмечают «+», неправильные «-», ставят себе оценки.

Правильно 7 заданий – 5; правильно  5, 6 заданий – 4; правильно 4 задания – 3; в остальных случаях – см (ставим только успешные оценки).

в) Математический диктант. Учитель диктует, ученики записывают выражения в тетрадях.

Проверка ответов в классе, ответы на интерактивной доске.                           Ответы:

 Записать выражения: а) сумма произведения 2 и x, и разности а и 5;            2х +(а – 5)

                                       б) произведение суммы у и 7, и разности у и 5;            (у+7)(у+5)

                                        в) разность произведений 5 и x,  и 3 и у;                            5х-3у

                                        г) утроенное число а;                                                           3а

                                       д) удвоенная сумма а и d.                                                 2(а+d)

Оценивают правильность «+»  или «-»

II. Тема урока: «Уравнение»

На экране:    а + 34;    52 + х;   х – 13 = 48;   у – 41;   с – 58.  Рассмотрите записи выражений.

Выберите лишнее (х – 13 = 48). Почему вы так решили? (Это равенство.)

Как называется это равенство? (Уравнение)

1) Работа по учебнику. Ученики читают п. 10 страницу 83 и отвечают на вопросы учителя.

      а) Какое равенство называют уравнением?

      б) Какое число называют корнем уравнения?

      в) Что значит решить уравнение?

2) Всё внимание на интерактивную доску. На доске появляются уравнения с ЭОР.                        А) Задания № 205 (слайды на интерактивной доске). Решение уравнений с неизвестным слагаемым. Ученики по очереди выходят к доске и находят неизвестное слагаемое. ЭОР автоматически проверяет решение. Делают вывод и выводят правило: как найти неизвестное слагаемое. После пяти уравнений на доске ученикам предлагается записать правило в алгебраической записи:  

   а + x = b;     x = b – a.

Б) Задание № 206 (слайды на интерактивной доске). Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. Далее аналогично пункту А). Делают вывод и выводят правило: как найти неизвестное уменьшаемое. Записывают правило в алгебраической записи:

x – a = c;    x = с + а.

В) Задание № 207 (слайды на интерактивной доске). Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. Аналогично А) и Б). Записывают правило в алгебраической записи.

a – x = c;         x = a – c.

Г) Отрабатываются навыки решения уравнений № 372 (а, в, г), в тетрадях, желающие проверяют умение решать уравнения на интерактивной доске с ЭОР, задания № 205,                     № 206, № 207.

Д)   В математике много задач, которые удобнее решать не арифметическим, а алгебраическим способом, т. е. с помощью уравнений. При решении задач способом составления уравнения чаще всего буквой следует обозначать то, что требуется найти в задаче. Предлагается выполнить № 373. Главный акцент на умение записывать уравнение по условию задачи. Ученики (на одно задание выходят по три человека) по очереди выходят к доске и составляют уравнения и решают его, если остальные ученики утверждают правильность полученного уравнения.

Ответы: а) x + 27 = 75; б) x – 9 = 25;  в) 75 – x = 46;  г) 322 – x = 275;  д) x – 45 = 35;  е) x + 9 =20

3) Самостоятельно учащиеся составляют уравнения к № 377 ( а, б, г), но не решают их. Затем выходят по два человека и записывают составленные уравнения.

 Делают вывод, что уравнения получились сложнее, чем  те, которые были решены.

        а)   x +23 +18 = 32; б) ( x + 14 ) --12 = 75 ; г) ( 60 - x ) – 16 =20.          

Ученики вместе с учителем разбирают решение таких уравнений по учебнику страница 61 № 375 (двумя способами).

Решение уравнений из № 375(а, б). Желающие ученики выходят к доскам и показывают свои решения.

Урок заканчивается решением теста. Приложение на диске.

III. Итог урока. Выставляются положительные оценки за 1 часть работы, а также за математический диктант + работа по решению уравнений. Оценки за тест. Только успех!

IV. Домашнее задание: № 377(а, б, г) решить все составленные уравнения, № 395(а, в, г),

              № 398;   № 400 – все кто не устал!

Примечание: ЭОР « Понятная математика» 5 – 6 классы лицензированный диск МПТР серия ВАФ № 77 – 15.

                                         

 

                                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ К  УРОКУ                                  

                                      ТЕСТ          

              « УРАВНЕНИЯ »

1. Как найти неизвестное слагаемое?

а) к сумме прибавить известное слагаемое

б) от суммы вычесть известное слагаемое

в) из слагаемого вычесть сумму

  2.  Решите уравнения:       а)  375 + х=499                            1) 124; 2) 874; 3) 114.

                                                  б) (635 +х) +265=1200                1) 265; 2) 334; 3) 300.

 3. Как найти неизвестное уменьшаемое?

        а) из вычитаемого вычесть разность

        б) к вычитаемому прибавить разность

        в) из разности вычесть вычитаемое

4. Решите уравнение:      х-286=1086;                                     1) 800; 2) 1302; 3) 1372.

5. Как найти неизвестное вычитаемое?

          а) из уменьшаемого вычесть разность

          б) к разности прибавить уменьшаемое

          в) от разности вычесть уменьшаемое

6) Решите уравнение:    8765-х=6765                                      1) 2000; 2) 200; 3) 16530.

7) Какое выражение лишнее?   1)786-р; 2) 84+35в ; 3) х+56; 4) 82+у=235

8) Решите уравнения:   а) (832-у)-132=500;                            1)  464;  2)  200;  3) 366.

                                             б) х –(209+11)=320;                           1) 1002) 540; 3 ) 90.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики , 5 класс на тему "Уравнения"

Цели урока:повторить основные компоненты действий, ввести понятие уравнения, формировать умение решать уравнения;Совершенствовать вычислительные навыки учащихся; Воспитывать ответственное отношен...

урок по математике 7 класс тема "Решения уравнений с помощью разложения на множители"

Тема "Решения уравнений с помощью разложения на множители" 7 класс по УМК Г.В. ДорофеевЦель урока:организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению решения уравнений с помощью ра...

разработка урока математики в 5 классе по теме "Уравнения" (урок закрепления)

Класс 5 Тема «Уравнение» Тип урока: урок закрепления, первичной проверки и коррекции знаний и умений. Цели урока: Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучащихся п...

Конспект урока математика 5 класс по теме "Уравнения"

Конспект урока урока математика 5 класс по теме "Уравнения"...

конспект урока по алгебре 8 класс по теме: "Уравнения, сводящиеся к квадратным. Биквадратные уравнения"

Конспект содержит историческую справку, материал для актуализации темы, разнообразные задания для работы в группах и индивидуально...

Конспект урока по математике 6 класс. Дистанционное обучение. Тема урока «Повторение темы: «Неравенства с модулями. Решение уравнений»».

Методическая разработка урока математики  для учащихся 6 класса по теме: « Повторение темы: «Неравенства с модулями. Решение уравнений». Составлена в соответствии с программой д...