Материалы к уроку математики в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Урок-путешествие с применением интерактивной доски. Разработка содержит подробную карту урока и презентацию. На уроке используются личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология, технология развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по математике «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 719 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанян Жанна Александровна, учитель математики МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2»
Информационный план-конспект урока математики
№ | Описание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся Форма организации урока: урок-путешествие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Сложение и вычитание десятичных дробей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательная программа, автор |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | Завершающий урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», урок подготовки к контрольной работе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Универсальные учебные действия | Личностные | Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регулятивные | Понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей; закрепить навыки правильного чтения и записывания выражений, содержащих десятичные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание десятичных дробей; применять полученные знания при решении уравнений, проводить сравнение, объясняя критерии сравнения, проводить анализ учебного материала, уметь определять уровень усвоения учебного материала. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные | Воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение ценностных основ, цели и задач урока | Цель: Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Задачи:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке сопоставимыми психолого-педагогической характеристики класса | Основной дидактический метод: репродуктивный, частично-поисковый Частные методы и приемы: Эвристическая беседа, наглядный, практический, метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, метод формирования умений и навыков по применению знаний на практике, метод контроля и самоконтроля, метод закрепления, метод метод развития творческих способностей, самостоятельности, культуры поведения Формы работы учащихся:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Представление структуры урока и информации о расходе времени на различных его этапах | План урока
Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Формируемые УУД: Личностные: смыслообразование Познавательные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с десятичными дробями)
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся Цель:
Применила активный метод обучения - бросание мяча. Применение этого метода оживляет учебную деятельность, повышает интерес к заданиям
Формируемые УУД: Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, построение речевого высказывания Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
гимнастика для глаз под музыкальное сопровождение) Активные методы релаксации «Воздух, огонь, вода, земля» Изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь или воду. Здоровьесберегающие технологии
Формируемые УУД: Личностные: осознание ответственности за общее дело Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договорённости и согласование общего решения. Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Формируемые УУД: Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка Цель: проверить своё умение применять правило сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. Работа по вариантам.
Личностно-ориетированный подход
Формируемые УУД: Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества Цель: 1) зафиксировать содержание, которое повторяли на уроке: правило сложения и вычитания дробей; 2) оценить собственную деятельность на уроке; 3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; 4) обсудить и записать домашнее задание. определение удачного момента на уроке; выявление неудачного момента на уроке, причина; определение уровня комфортности на уроке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | Личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология, технология развивающего обучения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Указание отобранных средств обучения | Интерактивная доска, презентация, карточки для работы в группе, карточки с тестами, индивидуальные карточки для рефлексии, плакат «Дерево знаний»., яблоки - 5 штук, учебные планы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изложение содержания урока с указанием технологии его проведения |
Дети работают в группах по 5 человек
Мотивация к учебной деятельности Учитель: - Здравствуйте ребята! Однажды Марк Твен мудро заметил: «Когда даже и повода то нет, улыбнитесь. Радости повод не нужен». Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним поприветствуйте, улыбнитесь, желаю вам успешной работы! Ребята, а какую тему мы с вами изучаем? («Сложение и вычитание десятичных дробей»). На сколько хорошо вы всё усвоили покажет наш урок. Мы отправляемся в сказку и не забудьте - возьмите с собой маршрутные листы. СЛАЙД 1 Учитель: - Но просто так в сказку не попасть. Чтобы раскрыть ворота мы должны правильно прочитать число. Читаем его хором. - А ещё нужно разложить это число по разрядам (спрашиваю кого-нибудь) Итак, ворота раскрываются - сказка начинается СЛАЙД 2 - А дело было так. Готовился как-то Алёша Попович к контрольной работе по математике, выполнил все задания. Как говорится : "Сделал дело - гуляй смело!". Решил он отдохнуть. Пришел Алеша на ярмарку. Сейчас, думает, найду Любаву, пойдем погуляем, на каруселях покатаемся. СЛАЙД 3 Да вот беда, Любава к подружке ушла заниматься математикой. А Алёша забыл дорогу к её дому. Спрашивает он старуху, а она просто так не говорит, просит помочь яблочки продать (затенить слайд)
А на яблоках вопросы написаны. Итак продаём яблоки - бросаем по очереди друг другу яблочки и спрашиваем друг друга правила по нашей теме Дети задают вопросы по пройденному материалу
Учитель подходит к каждой группе - Оцените свою работу в маршрутном листе. СЛАЙД 4
- Молодцы, продали яблочки. А старуха то и говорит -Путь твой, Алёшенька, лежит через лес на луг. Там ты встретишь танцующих девушек и неподалёку Тихона. Вместе с Тихоном пройдёте по мосту через речку, там увидите терем. В нём твоя Любава. - Нужно начертить граф который поможет добраться Алёше до Любавы? Вызвать ученика к интерактивной доске прочертить граф. (затенить слайд, применить "шторку") Какой граф нам подходит? Открыть "шторку", свериться с предложенными вариантами ответов - Узнал Алеша адрес подруги, но путь не близкий, без друзей не обойтись. Поможем богатырю? СЛАЙД 5
Идет Алёша через лес, идет через луг, и вот оказался он на волшебной поляне. Кругом цветы, цветы. Синие, красные, желтые, но необычные. Вот они. Предлагают нам СЛАЙД 6 Сравнить числа на листочках ромашки СЛАЙД 7
- И попросили цветы Алёшу о помощи, чтоб нашёл он для них ручеёк. Для того, чтобы найти воду, необходимо ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ. Если мы решим правильно, то координатный луч укажет нам верный путь и мы найдем ручеек. СЛАЙД 8 На координатном луче каждой точке подбери координату (Дети выходят к доске, маркером подписывают координаты точек или применяют операции "Выделение" и "Перемещение") СЛАЙД 9 Открылся ручеек, и ожило все вокруг. А богатырь встретил Тихона и пошли они дальше. А мы оцениваем свою работу в маршрутных листах (затенить слайд)
- Откройте тетради запишите число, классная работа - Далеко ущли Алеша с Тихоном, чтобы догнать их необходимо быстро вычислить значение выражения: Решаем № 1228 (а, г, е) в тетрадях, а на доске решают по очереди 3 ученика и комментируют свой способ решения - Какие правила использовали? (сочетательное свойство сложения, правила вычитания суммы из числа и числа из суммы) - Итак догоняем Алешу, а у него новая проблема СЛАЙД 10 Видит Алёша: на мелководье лежит рыба, бьет хвостом. А воды-то мало. Что делать? Надо прорыть канал! Решаем в тетрадях задачу (по течению и против) № 1260, через минуту вызвать ученика к доске, он проговаривает формулы - И по этому каналу щука свободно попала в реку.
СЛАЙД 11 А на мосту Соловей разбойник, не пускает богатыря, заставляет показать упражнения для физ. минутки. Ребята, дорога каждая минута, пусть Алёша идет дальше а мы покажем упражнения для глаз разбойнику СЛАЙДЫ 12 - 16 гимнастика для глаз релаксация «Воздух, огонь, вода, земля»
СЛАЙД 17 А в это время Алёша нашел терем, да дверь закрыта. СЛАЙД 18 И решил Алёша предать записочку с голубем, да задумался, нечаянно зашифрованное письмо получилось и не может Любава его прочитать. Давайте поможем расшифровать! Каждой группе достанется уравнение, решаем в тетрадях, а по полученным результатам расшифруем заветное слово из письма (на пересечении примера и ответа - буква) Как выполните задание - запишите букву на листе бумаге (затенить слайд)
СЛАЙД 19 Командиры групп оглашают результаты - Получили слово "выходи".
СЛАЙД 20 Выглянула Любава из дома, и новое задание даёт. (Анимация - запись голоса: "Потеряла я давеча серёжки. Вот и грущу") Что тут делать? Отправился Алеша на поиски серёжек. СЛАЙД 21 Всю ярмарку Алёша обошёл, не может найти. Тут Колыван ему попался. Нашел, говорит, вчера серёжки на площади, да просто так я тебе их не отдам, реши сначала тест: Взял Алёша тест, да пригорюнился. Ребята, давайте тоже заглянем в эти задания. Уверена, нам они по силам СЛАЙД 22 Посмотрите, уровень А - задания полегче, а кто хочет "5"- выбирайте уровень Б. Взаимопроверка: Передайте свою тетрадь соседу справа и сверьтесь с ответами СЛАЙД 23 с ответами Верните тетради, поставьте отметку в маршрутный лист СЛАЙД 24 Справился Алёша с тестом, вернул Колыван ему серёжки. С нашей помощью справился Алёша со всеми заданиями, и отправился к Любаве. Пусть наши герои остаются в сказке. Пожелаем им удачи! (затенить слайд) На уроке вы все показали чувство взаимовыручки, товарищества, помогая героям сказки. Я думаю, и в жизни вы будете помогать тем, кто нуждается в помощи.
Решаем задания из тестов (тематические тесты по математике, 5 класс, под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, издательство ЛЕГИОН) Личностно-ориетированный подход А дополнительно, как обычно, решаем он-лайн тесты на сайте http://www.matematika-na.ru, "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей" п.25-27 (http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_27.php) СЛАЙД 25
А мы подведем итоги нашего урока Мы повторили с вами, то, что изучали ранее. Давайте-ка уточним. (ответы детей) РЕФЛЕКСИЯ "Дерево знаний" У вас на столах лежат фрукты. Если у вас всё отлично и у вас все получается, то выбирайте красное яблочко, если вы испытываете затруднения при работе с десятичными дробями, то прикрепите лимон Выходите по группам и прикрепляйте на дерево Я учту ваши затруднения, желающие дополнительно позаниматься могут прийти на консультацию. Но возможно кому-то будет достаточно выполнить д/з Отметки за урок: Уверена, что знания десятичных дробей пригодится вам в различных жизненных ситуациях. добро нужно не только в сказке, но и в жизни. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории | Если в конце урока остается время, то можно использовать задачи, сочинённые детьми (см. приложение) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прогноз возможных учебных действий, реакции различных групп учащихся, желаемых результатов | Учащиеся, допустившие ошибки при выполнении тех или иных заданий, должны дома выполнить работу над ошибками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок (ФГОС) по математике 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Открытый урок (ФГОС) по математике 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"...
Методическая разработка и презентация к уроку математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе
Урок проводится в 5 классе после изучения темы «Десятичные дроби». Замысел данного урока связан с тем, что действия с десятичными дробями одна из значимых тем в разделе математики 5 класса. Тип урока:...
Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей
Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...
Урок математики 5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Урок посвящен 70-летию Победы...
Конспект урока математики 5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель: Создание условий для конструирования алгоритма сложения и вычитания десятичных дробейЗадачи:Активизировать знания учащихся о проблемах сохранения окружающей среды.Побудить учащихся к открыт...