Показательные уравнения
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Елкина Антонина Федоровна

Конспект урока: «Решение показательных уравнений»

Цели урока:

Образовательные:

1)Повторить и углубить знания свойств показательной функции

2)Научить использовать свойства показательной функции для решения показательных уравнений

3)Показать способы решения показательных уравнений

Воспитательные:

Воспитывать навыки культуры труда

Развивающие:

1)Развивать чувство ответственности и навыки самостоятельного труда и самоконтроля

2)Развивать логическое мышление

Ход урока

 С древних времен на Руси, прощаясь и встречаясь говорили «Будь здрав», позднее «Будь здоров» и наконец, «Здравствуйте», т. е. люди желали друг другу здоровья. Итак, здравствуйте, ребята, наши гости, садитесь.

  Урок я хочу начать с притчи. Однажды молодой человек пришел к мудрецу и сказал: « Каждый день по пять раз я произношу фразу -я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу, кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них».  «Ложку»,-ответил юноша.  «Произнеси это 5 раз».

«Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз. «Вот видишь,-сказал мудрец, повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку»-_ответил мудрец. Вот и вам сегодня нужно вспомнить изученные темы и применять в решении уравнений, примеров, т. е. надо поработать, чтобы успешно сдать экзамен по математике.

 К  уроку я выбрала такой эпиграф  «Уравнения –это золотой ключ, открывающий все математические сезамы»  (С. Коваль)

І. Организационный момент.

Проверить готовность к уроку. Сообщение темы урока. (Слайд1,2)

ІІ. Актуализация знаний через фронтальный опрос.

1.Дать определение показательной функции.

2. Перечислить её свойства и построить схематично график.

3.Какие из перечисленных функций являются показательными.(Слайд 3)

   у=2х   у=0,2х  у=(х-2)3   у=х4  у=Пх

    4. Какие из указанных функций являются возрастающими.(Слайд 4)

        у=3х   у=0,3х  у=(2/5)х  у=7х   у=Пх  у=6

    5. Применить свойства степени. (Слайд 5)

        а) 3х×3   б) 7х×72   в) 2х+3   г)  6х-2

    6. Вычислить. (Слайд 6,7)

            (1/7)-1    (9 х 25)1/2   (7,8)0    (811/6 )3    (161/2 )3    (1251/3 )2

    7.Вычислить. (Слайд 8)

        2×1251/3-0,90        7-3×641/2

    8. Сравнить. (Слайд 9)

        (1/6)3   и  (1/6)4

         24,8   и   34,8

             
(1/3)-5   и  (3)2

ІІІ. Объяснение нового материала.

Учитель:

Уравнение, содержащее переменную в показателе  степени ,называется показательным. (Слайд 10)

Простейшим примером показательного уравнения служит уравнение ах=b (где а>0, а≠1, b>0). Это уравнение можно решить графически. Область значений функции у=ах – множество положительных чисел. Поэтому в случае b<0 или b=0 уравнение ах=b не имеет решений.

Если b>0, то уравнение ах=b имеет единственный корень. Для того , чтобы решить уравнение надо представить b= аc. В результате получаем :  аx= аc =>
 X=C.    (Слайд 11,12)

Решение показательного уравнения вида  аf(x)=ag(x) (где а>0, а≠1) основано на том, что это уравнение равносильно уравнению f(x)=g(x) (Слайд 13)

Рассмотрим основные методы и приёмы решения показательных уравнений.

Сегодня на уроке мы познакомимся с тремя методами решения показательных уравнений:

  • Приведение к одинаковому основанию;
  • Вынесение общего множителя за скобки
  • Метод введения новой переменной.
  1. Метод приведения к одинаковому основанию. (Слайд 14)

   Решить уравнения:

 А) image=81

Б)63х-2=610-х

     2. Метод введения новой переменной.

Рассмотрим решение уравнения:

А)9х-8×2х-9=0

  3-8×2х-9=0

Пусть 3х=t , тогда получается  t2-8× t-9=0

    3.Метод вынесения общего множителя за скобки.

Решим уравнение:  7х+2+4×7х+1=122

(Слайд 15)

IV. Закрепление изученного материала

С какими методами решения показательных уравнений мы познакомились?

Указать методы решения и решить следующие уравнения:

    1.  3х+2-3х=72           (Слайд 16)

    2. 4х-2х+1=48

    3. 72x-6 х 7х+5=0

    4. 53x+7=51-2x

V Подведение итогов.

Учитель даёт оценку работе учащихся на уроке.

Комментирует домашнее задание.  (п.36,  с №460(а, б) по №464(а, б) включительно; №163 на стр. 286.)

Продолжите фразу:

 1. «Сегодня я на уроке узнал…»

 2. «Сегодня я на уроке научился…»

 3. «Сегодня я на уроке повторил…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt531.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Показательная функция» 11 класс

Слайд 2

«Знание, добытое без личного усилия, без личного напряжения ,-знание мертвое. Только пропущенное через собственную голову становится твоим достоянием» Нойгауз Цель урока: закрепить решение простейших показательных уравнений и неравенств, обобщить и систематизировать методы решения показательных уравнений и неравенств .

Слайд 3

у=2 х у=0,2 х у=(х-2) 3 у=х 4 у=П х Задание 1. Какие из перечисленных функций являются показательными?

Слайд 4

у=3 х у=0,3 х у=(2/5) х у=7 х у=П х у=(1/6) х Задание 2. Какие из перечисленных функций являются возрастающими, а какие убывающими ?

Слайд 5

Задание 3. Применить свойства степени а) 3 х ×3 б) 7 х ×7 2 в) 2 х+3 г) 6 х-2

Слайд 6

7-3×64 1/2 (16 1/2 ) 3 (125 1/3 ) 2 (81 1/6 ) 3 (1/7) -1 (9 х 25) 1/2 (7,8) 0 Задание 4 Вычислить

Слайд 7

(1/2) 3 и (1/2) 4 2 4,8 и 3 4,8 (1/3) -5 и 3 2 Задание 5. Сравнить

Слайд 8

0 0 х х у у 1 У= b У= b У= a х У=а х 1 с с

Слайд 10

Решите уравнения 3 х+2 -3 х =72 4 х -2 х+1 =48 8 3x+7 =8 1-2x 6 3х-2 =6 10-х 7 х2 -5х+6 =7

Слайд 11

Тренинг. Ответ: -3,5; 1 Ответ: 3; -1 2 х - 3 × 5 х - 3 =0,01 × (10 х-1 ) 3 Ответ: 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.

Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест...

Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к  единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступител...

Контрольные работы по теме " Показательная функция. Показательные уравнения.Показательные неравенства."

Контрольные работы по теме " Показательная функция. Показательные уравнения.Показательные неравенства " для учащихся 11 класса подготовлены в6 вариантах....

Дидактический материал по темам: "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы", "Показательная функция. Показательные уравнения, системы и неравества"

Тренировочные задания по темам:«Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и системы»«Логарифмическая функция.  Логарифмические уравнения, неравенства и системы»Данный дидак...