Технологическая карта урока для 5 класса по теме :"Вычитание"
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме
Технологическая карта составлена по учебнику: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин 2013г./.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_19_vychitanie.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: математика
2.Класс: 5А
3.Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий
Технологическая карта урока.
Тема урока | Вычитание |
Цель урока | Актуализировать знания учащихся о вычитании многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия вычитания; повторить свойства вычитания натуральных чисел. Учить применять свойства вычитания. |
Задачи | Предметные: сформировать навыки вычитания натуральных чисел, раскрыть взаимосвязь между действиями сложения и вычитания. Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики. Метапредметные: формировать умение применять математические знания при решении практических задач. |
Формируемые УУД | Регулятивные УУД: планировать цель деятельности до получения результата, планировать решение задачи, вносить изменения в процесс, намечать способы устранения ошибок, осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты учебной деятельности, анализировать собственную работу, определять степень успешности своей работы. Познавательные УУД: различать методы познания окружающего мира, выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения, воспроизводить информацию по памяти, необходимую для решения учебных задач, применять таблицы, схемы, модели, сравнивать различные объекты, сопоставлять характеристики по одному или нескольким признакам, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, сравнивать разные виды текста, составлять план текста, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета |
Планируемые результаты | Выполнять вычитание натуральных чисел. Верно использовать в речи термины уменьшаемое, вычитаемое, разность. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при вычитании; изображать вычитание на координатном луче, применять свойства вычитания при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. |
Основные понятия | Вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
Ресурсы: -основные -дополнительные | Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, электронная презентация, выполненная в программе Power Point Математика, учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, М: Мнемозина, 2015 г. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | ||
Предметные | Личностные | |||||
1 | 2 | 5 | 6 | 8 | ||
1 | Организационный этап Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Друг на друга посмотрели И спокойно тихо сели. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности | ||
2 | Актуализация знаний Цель: актуализация опорных знаний и способов действий | Вступительное слово учителя. Беседа с проблемным вопросом по будущей теме Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушать ответы). Для того, чтобы выяснить, что считал самым ценным на Земле известный математик Аль-Бируни, поиграем в игру «Квадратики». Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный ученый Ал- Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом нашего урока. А теперь скажите, какие арифметические действия с натуральными числами на уроках математики мы с вами уже изучили? Какое действие противоположно сложению? Какое действие мы будем сегодня повторять? Запишите тему сегодняшнего урока: Вычитание. 2. Мотивация Проблемная ситуация Числа 5 и 4 чем являются? А число 9? В этой задаче число 9 является суммой двух чисел, одно из которых равно 4, а другое 5. | Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопросы. Записывают дату и тему урока в тетрадь, стараются сформулировать цель урока. Cложение. Вычитание. Слагаемыми Суммой | 1). Устный счет. Учащиеся решают примеры устно. Составляют слово знание. 2) Устная работа: (Слайд №2) Решим задачу: Пешеход за 1 час прошел 5км, а за второй час 4 км. Сколько километров он прошел за 2 часа? За I час пешеход прошел-5км, за II час -4км Всего 4+5=9 км (Слайд №3) | Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. | Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного |
3 | Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся Цель: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Вместе с учениками определяет цель урока. Итак, тема урока определена – «Вычитание» Какую цель урока сегодня мы с вами можем поставить? А какая цель от этого урока у каждого из вас? | Постановка и формулирование цели урока, создание алгоритмов деятельности при ее решении. Цель нашего урока: Научиться вычитать натуральные числа. Определяют цель урока. Слушают рассказ учителя. Вспомним компоненты вычитания, свойства вычитания натуральных чисел, попробуем применить полученные знания при решении конкретных задач. -Хорошо поработать на уроке - получить хорошую оценку - получить удовлетворение от урока - если будет возможность, то помочь своему товарищу. | Цель урока: актуализировать знания о вычитании многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия вычитания; повторить свойства вычитания натуральных чисел. Научиться применять свойства вычитания. | Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание. |
Усвоение новых знаний и способов усвоения Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: вычитание натуральных чисел | А давайте теперь решим обратную задачу: Пешеход за 2часа прошел 9 км. Сколько он прошел за первый час, если за второй прошел 4км? Так как 5+4=9, то искомое слагаемое равно 5. Значит, за первый час пешеход прошел 5 км. Поэтому пишут: 9-4=5 9- уменьшаемое 4- вычитаемое 5- разность. (Слайд №4) Введем определение: Действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием. А уменьшаемое может быть меньше вычитаемого? Разность двух чисел показывает, на сколько первое число больше второго, или на сколько второе меньше первого. Вычитание 4 из 9 показано на координатном луче. (Слайд №5) Свойства вычитания: 1.свойство вычитания суммы из числа: для того, чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом, из полученной разности-второе слагаемое. (Слайд №5) 12-(3+2)=12-5=7 (12-3)-2=9-2=7 2.свойство вычитания числа из суммы : чтобы из суммы вычесть число, можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить другое слагаемое. (6+3)-2=9-2=7 6+(3-2)=6+1=7 (6-2)+3=4+3=7 (Слайд №6) Конечно, вычитаемое число должно быть меньше слагаемого, из которого его вычитают, или равно ему. 3. свойства нуля при вычитании:
Так как 6+0=6, то по смыслу вычитания имеем: 6-0=6 и 6-6=0 (Слайд №7) А давайте проверим можно ли вычесть: (Слайд №8) 9875110-9875124=? 986-986=? 714-0=? 14890564-14890563=? Свойства вычитания в буквенных выражениях (Слайд №9) | Делаем выводы: число из которого вычитают-уменьшаемое, число, которое вычитают- вычитаемое, результат-разность. Нет, не может Проверяем все догадки учащихся по учебнику: при действиях с натуральными числами уменьшаемое больше вычитаемого. Взаимоопрос в паре по свойствам(сами читают определения свойств и рассказывают друг другу) Как эти свойства проиллюстрировать на координатном луче? (выходят два ученика: показывают и объясняют на интерактивной доске) Владеть общим приемом решения учебных задач, запоминать и удерживать правила свойств вычитания натуральных чисел. Ответы: Нельзя, так как первое число больше второго. Давайте заметим, что пока мы с вами не можем выполнить это действие, но в старших классах мы научимся это делать. =0 =714 =1 | Уметь устанавливать причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и выбирать наиболее эффективные способы решения задач | Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения учебных задач. Запоминать и удерживать правило, планировать и выполнять свои действия по заданному образцу. умение находить необходимую информацию в учебнике, Коммуникативные: умение организовать общение друг с другом, умение слушать собеседника и работать в группе. | ||
4 | Первичное усвоение новых знаний Цель: установление правильности и осознанности изучения темы «Вычитание натуральных чисел». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Создает ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. 1. Работа по учебнику. Стр.37 № 205-206,209-211. | Решают задачи геометрического характера. | № 242-245(у) №256 №266 Задача №1: Автомобиль должен пройти 863кмю В первый день он прошел 487км. Сколько ему осталось пройти? (Слайд№11) Ответ: 863-487=376(км) Задача №2: Точка С лежит на отрезке АВ. Найдите длину отрезка АС, если АВ=38см,СВ=29см. (Слайд№12) Ответ:38-29=9(см) Задача №3: Отметьте на числовой прямой точки с координатами М(12), Т(5).(на листочках, после выполнения проверяем вместе на слайдах) Задача №4: Из наибольшего четырехзначного числа вычесть наименьшее двузначное число. (Слайд №13) | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. Планировать, контролировать и выполнять действия с использованием основных свойств и правила вычитания. Уметь выделять полученную информацию из текста и ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог: Регулятивные: планирование, прогнозирование |
5 | Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Поднимаем руки класс – это «раз». | ||
6 | Первичная проверка понимания Цель: Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Направляет работу учащихся. Решите самостоятельно задачи по вариантам. Направляет работу учащихся. | Самостоятельное решение задач с самопроверкой. Самостоятельная работа: Вариант №1: 1.Длина футбольного поля 294м, а ширина на 113м меньше длины. Найдите ширину поля. 2.У Вити 115 рублей. Проезд на автобусе стоит 19 рублей, а билет на соревнования по гребле на Универсиаде стоит 70 рублей. Хватит ли ему денег съездить на соревнования и доехать до дома? Вариант №2: 1.Длина земельного участка 315м, а ширина на 109м меньше длины. Найдите ширину этого участка. 2.В соревнованиях по баскетболу на Универсиаде принимали участие 112 спортсменов и 9 тренеров. После окончания соревнований за ними приехали 5 автобусов, в каждом по 26 мест. Хватит ли мест в автобусах для спортсменов и тренеров? | Самопроверка задач самостоятельной работы по образцу (Слайды №15,16,17,18), самооценка. Уметь строить рассуждения, владеть общим приемом решения задач, выбирать средства для решения математических задач, выполнять действия по заданному условию задачи. | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | |
7 | Подведение итогов урока Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Подводит итоги работы в классе. Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Что еще нужно сделать? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? -Наш урок подходит к концу. Выставление отметок. | Отвечают на поставленные вопросы. Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке | Личностные: жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся. | ||
8 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задает дозированное домашнее задание. Сегодня мы говорили о вычитании натуральных чисел и его свойствах. На следующем уроке мы будем решать задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.7 на стр.48 и решите № 286. 288.) Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока | Учащиеся внимательно слушают. | Личностные: нравственно-этическая ориентация Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | |
9. | Рефлексия. Цель: Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уйдете с урока? | Оценивают свою работу и работу одноклассников. | Предлагается продолжить фразу, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. Сегодня я узнал... 2. Было интересно... 3. Было трудно... 4. Я выполнял задания... 5. Я понял, что... 6. Теперь я могу... 7. Я почувствовал, что... 8. Я приобрел... 9. Я научился... 10. У меня получилось... 11. Я смог... 12. Я попробую... 13. Меня удивило 14. Мне захотелось... | Регулятивные: оценка своей деятельности и других людей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple
Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...
Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"
Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....
Технологическая карта урока 5 класс по теме "Школа" УМК Кауфман
Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....
технологическая карта урока 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятель...
Технологическая карта урока 5 класса по теме "Беспозвоночные".
Тип урока Урок формирования новых знаний; комбинированный.Педагогические технологии 1.Технология развития критического ...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Технологическая карта урока 5 класса по теме "Планы на лето".
Данный урок - это урок повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, которые ученики получили при изучении темы "Планы на лето"....