Методическая разработка урока по теме "Лишайники"
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме

Парсяк Ольга Васильевна

Данная разработка урока создана на основе технологии "Системный подход в интенсификации учебного процесса". Весь материал урока свернут в схемы.Периодичкеское обращение к ним позволяет рассматривать изучаемый материал с разных позиций:системного анализа, влияющих факторов,проблем и проблемных ситуаций,исследований и практического решения поставленных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.v.urok_.pptx2.21 МБ
Файл mbou_sosh_zato_zvyozdnyy.docx13.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятийный аппарат Гетеротрофные организмы Автотрофные организмы Симбиоз Микориза Лишайники Лихенология Таллом или слоевище Установите соответствие Гетеротрофные симбиоз гриба и организмы корней деревьев Автотрофные тип взаимоотношений организмы между двумя организмами, который приносит пользу обоим Симбиоз организмы ,которые сами вырабатывают готовые органические вещества Микориза организмы, которые питаются готовыми органическими веществами Проблемы и проблемные вопросы 1 .Экологические 2.Медицинские Анализ: 1.Литературы 2.Лекционный материал Опыт. Практика 1.Работа с книгой 2.Работа со схемой 3. Практическое занятие 4. Закрепление знаний

Слайд 2

Понятийный аппарат Гетеротрофные организмы Автотрофные организмы Симбиоз Микориза Лишайники Лихенология Таллом или слоевище Установите соответствие Гетеротрофные Симбиоз гриба и организмы корней деревьев Автотрофные Тип взаимоотношений организмы между двумя организмами, который приносит пользу обоим Симбиоз Организмы ,которые сами вырабатывают органические вещества Микориза Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами Проблемы и проблемные вопросы 1 .Экологические 2.Медицинские Анализ: 1.Литературы 2.Лекционный материал Опыт. Практика 1.Работа с книгой 2.Работа со схемой 3. Практическое занятие 4. Закрепление знаний

Слайд 3

Загадка Л юбим чистый воздух мы И нтересны, как важны! Ш ироко распространены А живем почти 100 лет Й этой буквы в слове нет Н ас ты в пище можешь встретить И в лекарстве нас заметить К то такие мы скажите И мя наше назовите?

Слайд 4

Тема урока: Лишайники. Цели : - Расширим свои знания о многообразии живых организмов на Земле. - Познакомимся с особенностями строения лишайников, их средой обитания, процессами жизнедеятельности. Раскроем их роль в природе и жизни человека. -Будем развивать интеллект (умение выделять главное, существенное, самостоятельность мышления, умение классифицировать, умение извлекать информацию из памяти). - Воспитывать интерес основанный на знаниях о многообразии живых организмов, интерес к предмету.

Слайд 5

Лишайники - группа симбиоти ческих организ мов, в теле которых сочетаются два компонента : автотрофные- водоросль и гетеротрофный – гриб . Лихенология - Слоевище или таллом

Слайд 6

Лишайники - группа симбиоти ческих организ мов, в теле которых сочетаются два компонента : автотрофные- водоросль и гетеротрофный – гриб . Лихенология - наука о лишайниках Слоевище или таллом Характеристика лишайников Своеобразная группа живых организмов; Более 20 тыс.видов ; Распространены на всех континентах (Антарктида); Неприхотливые организмы (пустыня, крайний север, скалы); Условия для жизнедеятельности: свет, влага, чистый воздух(чувствительны к соединениям серы и свинца); В сильную жару безжизненные, легко ломаются, но с появлением влаги оживают; Продолжительность жизни 50 – 100 лет; Прирост за год 1 – 5 мм.

Слайд 7

Лишайники - группа симбиоти ческих организ мов, в теле которых сочетаются два компонента : автотрофные- водоросль и гетеротрофный – гриб . Лихенология - наука о лишайниках Слоевище или таллом Характеристика лишайников Своеобразная группа живых организмов; Более 20 тыс.видов ; Распространены на всех континентах (Антарктида); Неприхотливые организмы (пустыня, крайний север, скалы); Условия для жизнедеятельности: свет, влага, чистый воздух(чувствительны к соединениям серы и свинца); В сильную жару безжизненные, легко ломаются, но с появлением влаги оживают; Продолжительность жизни 50 – 100 лет; Прирост за год 1 – 5 мм. Внешнее строение лишайника

Слайд 8

Лишайники - группа симбиоти ческих организ мов, в теле которых сочетаются два компонента : автотрофные- водоросль и гетеротрофный – гриб . Лихенология - наука о лишайниках Слоевище или таллом- тело лишайника Характеристика лишайников Своеобразная группа живых организмов; Более 20 тыс.видов ; Распространены на всех континентах (Антарктида); Неприхотливые организмы (пустыня, крайний север, скалы); Условия для жизнедеятельности: свет, влага, чистый воздух(чувствительны к соединениям серы и свинца); В сильную жару безжизненные, легко ломаются, но с появлением влаги оживают; Продолжительность жизни 50 – 100 лет; Прирост за год 1 – 5 мм. Внешнее строение лишайника Слоевище или таллом

Слайд 9

Особенности строения лишайников с различным типом слоевища. Тип слоевища Особенности типа Рисунок Примеры 1 Леканора, лецидея , плакодиум, графис, бацидия . 2 Пармелия , касантория , лобария , пельтигера . 3 Кладония, ягель, цетрария , эверния , уснея . Особенности строения лишайников с различным типом слоевища.

Слайд 10

Тип слоевища Особенности типа Рисунок Примеры 1 Накипные Леканора, лецидея , плакодиум, графис, бацидия . 2 Пармелия , касантория , лобария , пельтигера . 3 Кладония, ягель, цетрария , эверния , уснея . Особенности строения лишайников с различным типом слоевища.

Слайд 11

Особенности строения лишайников с различным типом слоевища. Тип слоевища Особенности типа Рисунок Примеры 1 Накипные Леканора, лецидея , плакодиум, графис, бацидия . 2 Листоватые Пармелия , касантория , лобария , пельтигера . 3 Кладония, ягель, цетрария , эверния , уснея .

Слайд 12

Тип слоевища Особенности типа Рисунок Примеры 1 Накипные Леканора, лецидея , плакодиум, графис, бацидия . 2 Листоватые Пармелия , касантория , лобария , пельтигера . 3 Кустистые Кладония, ягель, цетрария , эверния , уснея . Особенности строения лишайников с различным типом слоевища.

Слайд 13

Особенности строения лишайников с различным типом слоевища. Тип слоевища Особенности типа Рисунок Примеры 1 Накипные Леканора, лецидея , плакодиум, графис, бацидия . 2 Листоватые Пармелия , касантория , лобария , пельтигера . 3 Кустистые Кладония, ягель, цетрария , эверния , уснея .

Слайд 14

Тип слоевища Особенности типа Рисунок Примеры 1 Накипные Имеют вид коробочки или пены, плотно сросшейся с субстратом. Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Леканора, лецидея , плакодиум, графис, бацидия . 2 Листоватые Пармелия , касантория , лобария , пельтигера . 3 Кустистые Кладония, ягель, цетрария , эверния , уснея . Особенности строения лишайников с различным типом слоевища.

Слайд 15

Особенности строения лишайников с различным типом слоевища. Тип слоевища Особенности типа Рисунок Примеры 1 Накипные Имеют вид коробочки или пены, плотно сросшейся с субст ратом. Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Леканора, лецидея , плакодиум, графис, бацидия . 2 Листоватые Имеют округлую форму, часть с изрезанными края ми или рассечен ными на мелкие лопасти Пармелия , касантория , лобария , пельтигера . 3 Кустистые Кладония, ягель, цетрария , эверния , уснея .

Слайд 16

Особенности строения лишайников с различным типом слоевища. Тип слоевища Особенности типа Рисунок Примеры 1 Накипные Имеют вид коробочки или пены, плотно сросшейся с субст ратом. Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Леканора, лецидея , плакодиум, графис, бацидия . 2 Листоватые Имеют округлую форму, часть с изрезанными края ми или рассечен ными на мелкие лопасти Пармелия , касантория , лобария , пельтигера . 3 Кустистые Наиболее высокоорганизованные. Слоевище по внешнему виду напоминает кустарничек. Форма столбика или листа. Оби тают в сосновых борах и т.д. Кладония, ягель, цетрария , эверния , уснея .

Слайд 17

Внутреннее строение лишайника

Слайд 18

Внутреннее строение лишайника Грибные гифы Водоросли Верхний кор ковый слой Слой водорослей Сердцевина Нижний корковый слой

Слайд 19

Питание лишайников ГРИБ ВОДОРОСЛЬ

Слайд 20

Питание лишайников ГРИБ ВОДОРОСЛЬ ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЛИ ВЕЩЕСТВА РАЗМНОЖЕНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЕ ПОЛОВОЕ (многочисленные клубочки (только грибы, слияние Кусочками слоевища) половых клеток, образование зиготы)

Слайд 21

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ 1ВАРИАНТ 1 УРОВЕНЬ 1.Симбиоз гриба и водоросли – 2. Продолжительность жизни лишайника составляет: а) 10 лет; в) 50-100 лет; с) 10-15 лет 3. Организмы, являющиеся индикаторами чистоты воздуха – 4. Количество видов лишайников. 5. Наука о лишайниках – 2 УРОВЕНЬ 1.Назовите части лишайника: 2.Установите соответствие Половой многочисленные клубочки Вегетативный споры, образующиеся в результате оплодотворения 3УРОВЕНЬ На горном массиве поселились лишайники. Смогут ли наши предки разбить на этом месте сад через 1000 лет? 2 ВАРИАНТ 1 УРОВЕНЬ Состоит из двух организмов- Установите соответствие Накипные Листоватые Кустистые 3. Тело лишайника называется: а)плодовое; в) таллом или слоевище; с) оба ответа верны. 4. Средний прирост лишайника за 1 год: 5.Лихенология – это… 2 УРОВЕНЬ 1.В симбиозе водоросли дают грибу: а) органические вещества в) органические вещества и воду с) воду и минеральные вещества. 2. Установите соответствие Накипные ягель Кустовые бацидия Листоватые пармелия 3 УРОВЕНЬ В рудники Лисаковского ГОКа привезли лишайники с целью укрепления горных пород. В чем ошибка организаторов? 1 2 3 4



Предварительный просмотр:

                       МБОУ СОШ ЗАТО Звёздный

Методическая  разработка  урока   по  теме: «Лишайники».

                                             

                                                                   Учитель:     Парсяк  О. В.

                                                                 

                                                                       2014  год.

Тема  урока:  Лишайники.

Цель  урока:  1. Расширить  знания   учащихся  о  многообразии  живых  организмов.

                          Познакомить  с  особенностями  строения  и  жизнедеятельности ли-

                          шайников   как  симбиотических   организмов,  состоящих   из  гри-

                          ба  и  водоросли, показать  приспособленность  лишайников  к  раз-

                          личным  условиям  обитания, раскрыть  их  роль  в  природе  и

                          хозяйственной  деятельности  человека.

                          Определить  оптимальные  пути  повышения  качества  подготовки  учащихся  к  сдаче  ЕГЭ.

                          2. Продолжить  формирование  умений  работать  с  текстом  учеб-

                           ника, рисунками, умение  составлять  схемы, развивать  речь  и

                           Мышление.

                          3. Воспитать  интерес,  основанный  на  знаниях  о  многообразии  жи-

                           вых  организмов, интерес  к  предмету.  

Тип  урока: урок  усвоения  новых  знаний.

Оборудование:  интерактивная  доска, схемы,  таблицы,гербарии

 Ход  урока:

I. Организационный  момент.

II. Изучение  нового  материала.

 Составление  опорно- структурированной  схемы  по  данной  теме  с  использованием  учебника, дополнительной  литературы, раздаточного  материала.  (Приложение).

1. Работа  с  понятийным  аппаратом.

Автотрофы, гетеротрофы, симбиоз, микориза. ( Установить  соответствие)

2. С  целью  выявления  темы  урока  работа  с  загадкой.

 Любим  чистый  воздух  мы

 Интересны,  как  важны!  

 Широко  распространены

 А  живем  почти  100  лет

Й этой  буквы  в  слове  нет                                                                                      

 Нас  ты  в  пище  можешь  встретить

И  в  лекарстве  нас  заметить

Кто  такие  мы  скажите

Имя  наше  назовите?

3. Выдвижение  учащимися  целей  урока  (слайд)

4. Работа  с  понятийным  аппаратом ( лишайники, лихенология,  таллом  или  слоевище)

5. Ознакомление  учащихся  с  особенностями  жизнедеятельности  лишайников.

6. Внешнее  строение  лишайника (работа  с  рисунком)

7. Строение  лишайников  с  различным  типом  слоевища. (Работа  с  таблицей, заполнение  ее  на  основе  сообщений  учащихся).

8. Внутреннее  строение  лишайника (работа  с  мозаикой – индивидуально)

9. Питание (работа  со  схемой)

10. Размножение  (работа  в  парах).

11. Значение  лишайников (Стратегия «Чтение  с  пометками)

            ( Раздача  учащимся  технологических  карт  урока).

III. Закрепление  знаний. (Разноуровневые  задания)

VI. Подведение  итога  урока.

VII.Домашнее  задание.   Параграф  12 ,  составить  сказку  о  лишайниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...