Задачи на делимость
презентация к уроку по алгебре (9, 10 класс) на тему

Кирина Елена Викторовна

Задачи повышенной трудности  по теме "Делимость чисел".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_na_delimost.pptx112.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи на делимость Учитель математики МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова» Е.В.Кирина

Слайд 2

Задача 1. Доказать, что при всяком целом n число n 3 – n делится на 3. Доказательство. Имеем n 3 – n =( n-1 ) n ( n+1 ), а из трёх последовательных чисел одно обязательно делится на 3.

Слайд 3

Задача 2. Доказать, что при всяком целом n число n 5 – n делится на 5. Доказательство. Имеем n 5 – n = n(n-1)(n+1)( n 2 + 1 ) . Если целое число оканчивается одной из цифр 0, 1, 4, 5, 6 или 9, то один из первых множителей на 5. Если n оканчивается одной из цифр 2, 3, 7 или 8, то n 2 оканчивается на 4 или 9 и n 2 + 1 делится на 5.

Слайд 4

Задача 3. Доказать, что при всяком n число n 5 - 3n 3 + 4n делится на 120. Доказательство. Имеем n 5 - 3n 3 + 4n = n(n 2 - 1)(n 2 - 4)= = (n - 2 )( n - 1)n(n + 1 )( n + 2) . Но из пяти последовательных целых чисел одно делится на 5, по крайней мере одно делится на 3 и по крайней мере два на 2, причём из этих двух последних чисел одно делится на 4. Т.о., произведение пяти последовательных целых чисел всегда делится на 5∙3∙2∙4=120

Слайд 5

Задача 4. Доказать, что 11 10 – 1 делится на 100. Доказательство. 11 10 –1 =(11-1)( 11 9 +11 8 +11 7 +11 6 +11 5 +11 4 +11 3 +11 2 +11+1) Легко видеть, что второй сомножитель делится на 10, т.к. он представляет сумму 10 слагаемых , каждое из которых оканчивается на 1. Итак, 11 10 –1 есть произведение 10 на число, делящееся на 10, и значит, делится на 100.

Слайд 6

Задача 5. Доказать, что при любом чётном n число n 3 +20 n делится на 48 . Доказательство. Всякое чётное число может быть выписано в виде n =2 k , где k – целое число. Поэтому n 3 +20n может быть представлено следующим образом : N = n 3 +20 n =8 k ( k 2 +5 ). Отсюда видно, что N делится на 8. Докажем, что число k ( k 2 +5) делится на 6 . Продолжение →

Слайд 7

Перепишем это число так: k ( k 2 +5)= k 3 - k +6 k =( k -1) k ( k +1)+6 k . Очевидно, что второе слагаемое 6 k на 6 делится . Первое же слагаемое является произведением трёх последовательных чисел . Поэтому один из сомножителей этого произведения обязательно делится на 3. Кроме того , из двух последовательных целых чисел ( а тем более трёх) одно является чётным . Значит , произведение ( k -1) k ( k +1) делится на 6, и требуемое доказано.

Слайд 8

Задача 6. Определить при каких целых значениях n выражение n 4 +4 является простым числом. Решение. Дополним n 4 +4 до полного квадрата: n 4 +4 n 2 +4-4 n 2 =( n 2 +2) 2 – 4 n 2 =( n 2 -2 n +2)( n 2 +2 n +2) Число n 4 +4 может быть простым только в том случае, если либо n 2 -2 n +2=1, либо n 2 +2 n +2=1. Решая эти уравнения, получим n =1, n = - 1. При n =±1 данное выражение равно 5,т.е. является простым числом. Ответ: n =±1

Слайд 9

Задача 7. Найти двузначное число, равное неполному Квадрату суммы его цифр. Решение. По условию 10х+у=х 2 +ху+у 2 , или 10х+у+ху=( х+у ) 2 . Т.к. х≤9 и у≤9, то 10х+у+ху≤180, а тогда х+у≤13; но при х+у <13, 10х+у+ху≤130, значит, х+у≤11. При х+у=10, х=9, у=1. При х+у=9, х+у=8, х+у=7, х+у=6, х+у=5 – решений нет. При х+у=4, х=1, у=3. Ответ: 91, 63, 13

Слайд 10

Задача 8. Если число – точный квадрат, то сумма его цифр или делится на 3 или в результате деления на 3 даёт в остатке 1. Доказать это. Решение. Любое число можно представить в виде одного из видов: 3 k, 3k-1; 3k+1 . Квадрат первого выражения делится на 3, квадраты двух других выражений при делении на 3 дают в остатке 1.

Слайд 11

Задача 9. Может ли сумма квадратов трёх последовательных натуральных чисел равняться сумме кубов двух последовательных натуральных чисел? Решение. Пусть для натуральных чисел k и n выполняется равенство ( k -1) 2 + k 2 +( k +1) 2 = n 3 +( n +1) 3 или n 3 +( n +1) 3 =3 k 2 +2. Если число n делится на 3 или даст при делении на 3 остаток 1, то левая часть этого равенства делится на 3 n даёт остаток 2, так что 3 k 2 +2=(3 p -1) 3 +27 p 3 =54 p 3 -27 p 2 +9 p -1, K 2 =18 p 3 -9 p 2 +3 p -1. Отсюда следует, что число k 2 при делении на 3 даёт остаток 2, чего быть не может. Следовательно, рассматриваемое равенство невозможно.

Слайд 12

Задача 10. Найдите наименьшее натуральное число, которое после умножения на 2 станет квадратом, а после умножения на 3 – кубом натурального числа. Решение. Пусть х – наименьшее, натуральное число, такое, что 2х=в 2 , 3х=с 3 , где в и с – натуральные числа. Из равенства 2х=в 2 следует, что х кратно 2. А т.к. 3х=с 3 , то х кратно 2 3 =8 и кратно 3 2 =9, т.е. х=2 3 ∙3 2 ∙а 6 =72а 6 , где а – любое натуральное число. Наименьшее х получаем при а=1. Ответ: 72

Слайд 13

Задача 11. Найдите два числа, разность квадратов которых представляет собой куб, а разность кубов – квадрат? Решение. 10 2 – 6 2 =100 – 36=64 =4 3 10 3 – 6 3 =1000-216=784=28 2

Слайд 14

Задача 12. Докажите, что если m и m 2 +2 простые числа, то число m 3 +2 тоже простое. Доказательство. Любое простое число m , отличное от 3, можно представить в виде 3 n +1 или в виде 3 n -1, где n Z . В первом случае можно записать m 2 +2=9 n 2 -6 n +3 во втором m 2 +2=9 n 2 -6 n +3. Т.к. m ≥2, то в любом случае m 2 +2 больше 3 и делится на 3, значит, m 2 +2 может быть простым числом, только если m =3. В этом случае m 2 +2=11 число простое, m 3 +2=24 – тоже простое.

Слайд 15

Задача 13. Найдите трёхзначное число, которое равно квадрату двузначного и кубу однозначного числа. Решение. Выпишем все кубы однозначных чисел: 1 3 , 2 3 , 3 3 , 4 3 , 5 3 , 6 3 , 7 3 , 8 3 , 9 3 . Рассмотрим те из них, которые являясь трёхзначными числами, могут быть равны квадрату двузначных. Очевидно, что 5 3 и 7 3 не могут быть квадратами двузначных чисел (5 и 7 –простые числа). Продолжение →

Слайд 16

Разложим на простые множители оставшиеся числа: 6 3 =2 3 ∙3 3 ≠а 2 ; 8 3 =(2 3 ) 3 =2 9 ≠а 2 ; 9 3 =(3 2 ) 3 =3 6 =(3 3 ) 2 =27 2 =729. Искомое число 729=27 2 =9 3 . Ответ: 729

Слайд 17

Задача 14. При каких натуральных n число n 4 + 64 n является составным? Решение. Ясно, что при n чётным число n 4 + 64 n также чётно (и больше 2), т.е. является составным. Если n =2 k +1, то, положив а=8 m , будем иметь: n 4 + 64 n =n 4 +64a 4 =(n 2 +8a 2 ) 2 -16a 2 n 2 = (n 2 -4an+8a 2 )(n 2 +4an+8a 2 ). При этом n 2 -4 an +8 a 2 =( n -2 a ) 2 +4 a 2 >1, так что при любом n рассматриваемое число составное.

Слайд 18

Задача 15. Доказать, что сумма квадратов пяти последовательных целых положительных чисел никогда на является квадратом целого числа. Решение. Обозначим пять последовательных целых чисел следующим образом: ( n-2 ) , (n-1), n, (n+1), (n+2) , тогда ( n -2) 2 +( n -1) 2 + n 2 +( n +1) 2 +( n +2) 2 =5( n 2 +2). Для того чтобы 5( n 2 +2) было квадратом, необходимо, чтобы n 2 +2, т.е. n 2 должно оканчиваться на 3 или 8, что невозможно. Следовательно, n 2 +2 не делится на 5.

Слайд 19

Задача 16. Найти наименьшее простое число, которое может быть представлено в виде суммы двух, трёх, четырёх и пяти простых слагаемых. Решение. Наименьшая сумма пяти простых слагаемых равна, очевидно, 10, и поэтому искомое простое число а не меньше 11. Однако 11=2+9=3+8=5+6=7+4 не может быть представлено в виде суммы двух простых чисел и, следовательно, а≠11. С другой стороны, 13=2+11=3+3+7=2+2+2+7=2+2+2+2+5 удовлетворяет условию задачи, и поэтому а=13. Продолжение →

Слайд 20

Если считать, что все слагаемые различны, то искомое число должно быть не меньше, чем 3+5+7+11+13=39 (заметим, что число 2 среди слагаемых не должно быть, т.к. по условию число а нечётно), так что а≥41. Но 41 нельзя представить в виде суммы, например, двух простых слагаемых. Следующая по величине сумма пяти простых слагаемых получается, если заменить 13 – наибольшее из слагаемых – на 17 (следующее простое число), и эта сумма равна 43. Подбором убеждаемся, что 43=2+41=7+17+19=2+5+17+19=3+5+7+11+17. Следовательно, искомое число а равно 43. Ответ: 43

Слайд 21

Задача 17. Дано 1989 положительных чисел. Известно, что произведение любых 22 из них больше 1. Докажите, что произведение всех данных чисел больше 1. Доказательство. Разобьём все числа подряд на группы по 22 числа. Получим 90 групп. Произведение всех чисел в каждой группе больше 1. Кроме того, у нас осталось ещё 9 чисел. Выберем в первых 9 группах по одному наибольшему числу. Каждое выбранное число больше 1. Оставшиеся первоначально после объединения 9 чисел распределим в каждую из групп по одному. Так что в них вновь станет по 22 числа. Значит, произведение чисел в каждой группе больше 1. Но оно равно произведению всех данных 1989 чисел. Следовательно, произведение больше 1.

Слайд 22

Используемая литература И.Кушнир «Шедевры школьной математики» Астарта Киев, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Дополнительные задачи по теме "Делимость"

Задачи для углубленного изучения темы "Делимость" в 6 классе. При решении используется алгоритм Евклида. Рассматриваются признаки делимости на 4 и на 25....

Делимость чисел в задачах с практическим содержанием

Методическая разработка урока с электронным приложением по теме "Делимость чисел" (6 класс) основана на задачах с практическим содержанием....

Конспект урока математики в 5 классе на тему: "Задачи на признаки делимости с элементами логики, графики, на основе знаний о периодах работоспособности учащихся" 2 часа.

В разработке представлен материал для проведения урока математики в 5 классе, который можно использовать в работе с разными УМК....

Методическая разработка открытого урока по математике в 6-м классе «Делимость суммы и произведения на данное число. Задачи повышенной трудности».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийТехнологии: здоровьесбережения, развитие исследовательских умений, развивающего обучения, проблемного обучения, самодиагностики и самокоррекции результ...

Задачи на признаки делимости

Данный конспект поможет систематизировать знания на основе решения задач, показывает значимость признаков делимости в решениях задач ОГЭ и ЕГЭ, поможет развитию мышления....

10 класс. Алгебра. Решение уравнений в целых числах. Делимость чисел. Задачи

Задачи по теме Делимость чисел для домашнего задания или для тренировочной работы в группах...

Задачи к уроку "Электризация тел. Делимость заряда. Закон сохранения заряда", 8 класс

Задачи к уроку в 8 классе  "Электризация тел. Делимость заряда. Закон сохранения заряда", 11 задач из ОГЭ, источник "Решу ОГЭ"...